Когда твоя горящая машина…

26 июня 1941 г. экипаж капитана Николая Гастелло на бомбардировщике ДБ-3Ф вылетел на бомбардировку автодороги Молодечно – Родашковичи, по которой на восток двигалась вражеская мехколонна. Истребителей люфтваффе в...

26 июня 1941 г. экипаж капитана Николая Гастелло на бомбардировщике ДБ-3Ф вылетел на бомбардировку автодороги Молодечно – Родашковичи, по которой на восток двигалась вражеская мехколонна. Истребителей люфтваффе в воздухе не было, но колонна была хорошо прикрыта зенитной артиллерией. Для того, чтобы нанести бомбовый удар, бомбардировщик должен лечь на боевой курс, то есть, какое-то время двигаться с неизменной скоростью и не меняя высоты, становясь при этом удобной мишенью для зениток. Завидев пару советских самолетов, немецкие зенитчики быстро развернулись, и открыли беглый огонь по самолетам. Бомбардировщик Гастелло был подбит и загорелся. Командир корабля принял решение направить горящий самолет в механизированную колонну. Сам капитан Гастелло и все члены экипажа погибли. Через месяц, 26 июля 1941 г. Николаю Францевичу Гастелло было присвоено звание Героя Советского Союза. Остальные члены экипажа – лейтенанты Бурденюк и Скоробогатый и сержант Калинин были посмертно награждены орденами Отечественной войны первой степени в январе 1958 г. За годы войны авиационные тараны по наземным целям были совершены более 600 раз.

27 декабря 1985 г. подвиг капитана Гастелло повторил подполковник Анатолий Левченко.

Родился Толя Левченко 6 февраля 1947 г. в рабочем поселке Николаевский Сталинградской области. Родители Александра Михайловна и Николай Петрович были людьми простыми, работали в совхозе. Детей в семье было трое, но мама, почему-то, Толю особенно выделяла.

Когда твоя горящая машина...

В 1954 г. Толя пошел в первый класс. Жизнь в маленьком поселке вдалеке от больших городов особым разнообразием не отличалась: учеба, работа в огороде, игры с поселковыми пацанами – лапта, прятки, догонялки, и, конечно, футбол.

Учился Толя хорошо, много читал. Когда Толя учился в третьем классе, в Советском Союзе запустили первый в мире искусственный спутник Земли. У людей это вызвало настоящий восторг: все поздравляли друг друга с этой победой отечественной науки и техники. Ночью при ясном небе с земли видно было пульсирующую точку, и первое время народ специально выходил из дома, чтобы еще раз убедиться в том, что «он летит». Возможно, именно после этого события Толя Левченко впервые задумался о том, чтобы стать летчиком, а лет примерно в тринадцать, эта робкая детская мысль переросла в твердую уверенность. Родители надеялись, что со временем парень передумает – мало ли на земле интересной работы, обязательно ли лесть в небо, но Толя был тверд в своем решении. Он уже тогда прекрасно понимал, что поступить в летное училище будет не просто, и усиленно налегал на математику с физикой, без которых летчиком стать невозможно. А еще стал изнурять себя физическими нагрузками – ведь без хорошей физподготовки летчику тоже никуда.

Толя оканчивал седьмой класс, когда полетел Гагарин. Что тут началось! Услышав известие по радио – телевизоры в то время были большой редкостью и стояли только у избранных, народ высыпал на улицы – никто никого не принуждал, никто никого не организовывал, это был настоящий искренний народный порыв! Когда газеты напечатали фотографии первого космонавта, а через месяц в кинохронике показали, как Гагарин с развязавшимися шнурками идет по красной ковровой дорожке, советские граждане буквально сошли с ума от улыбки этого русого смоленского парня. Потом были Герман Титов, Андриан Николаев, Павел Попович, Валерий Быковский. Потом была Валентина Терешкова и многие, многие другие. После этих полетов главной мечтой всей советской детворы стал космос, ну а если не космос – то небо. Конкурс в военные летные училища был космический, потому что только так можно было попасть в Отряд космонавтов. Валера Левченко, как и все, о космосе мечтал, но сперва нужно было стать военным летчиком.

Особо раздумывать, куда поступать не пришлось: конечно, в Качинское военное училище летчиков, благо, недалеко оно, в Волгограде. Училище старейшее в России, созданное в Крыму, Севастополе, еще до революции. Училище прославленное: из стен его вышел лучший советский ас Александр Покрышкин, сбивший без малого 60 вражеских самолетов, ставший Трижды Героем раньше Жукова, единственный в стране человек, получивший все три Золотые Звезды в течение Великой Отечественной войны. Училище окончили дважды Герои Советского Союза Амет-хан Султан, Михаил Бондаренко, Борис Волынов, Василий Ефремов, Александр Колдунов, 130 Героев Советского Союза, 9 космонавтов. Выпускником этого училища был Георгий Байдуков – второй пилот экипажа Валерия Чкалова, совершившего беспосадочный перелет по маршруту Москва – Северный Ледовитый океан – Петропавловск-Камчатский – остров Уд на Амуре. В Качинском училище учились дети высших руководителей страны Василий Сталин, Степан Микоян, Тимур Фрунзе, Фрунзе Ярославский, а они своих детей отправляли лишь в лучшие учебные заведения. Учеба в Качинском училище была залогом хорошей военной карьеры: его окончили 80 генералов, 2 Маршала авиации и один Главный Маршал авиации.

Когда твоя горящая машина...

В Волгоград Анатолий поехал вместе с еще троими выпускниками школы № 1, в которой учился десять лет. Один его товарищ поступил, Анатолий и двое других не добрали баллов. Парни уехали домой, а Анатолий уговорил взять его на работу на аэродром. Командование училища обратило внимание на добросовестного, исполнительного и любознательного вольнонаемного Левченко, включило его в резерв, и, когда, не выдержав первых трудностей казарменной жизни и военной учебы, несколько курсантов попросили их отчислить, Анатолия Левченко с удовольствием взяли на освободившееся место.

Учился курсант Левченко увлеченно, старательно изучал теорию, имел лишь отличные и хорошие оценки, и с нетерпением, впрочем, как и все люди, решившие связать себя с небом, ждал, когда его первый раз возьмут в «спарку», когда разрешат первый раз самостоятельно повести учебный самолет. Такую привилегию он получил первый на курсе, вызвав здоровую зависть однокурсников.

9 мая 1965 г. в Советском Союзе отмечалась двадцатая годовщина победы в Великой Отечественной войне, и впервые после 1947 г. этот день был объявлен выходным. На Красной площади состоялся военный парад. К этому празднику командование училища направило родителям курсанта Левченко благодарственное письмо, в котором благодарили Александру Михайловну и Николая Петровича за воспитание сына – достойного защитник Родины.

В училище Анатолий женился на Нине Чаботаревой, 26 ноября 1968 г. у молодых супругов родился первый сын. Назвали его Александром.

Окончив в 1968 г. училище, лейтенант Левченко получил назначение в одну из летных частей прославленного Краснознаменного Закавказского военного округа: перед самым началом Великой Отечественной войны на базе штаба и управления округа была сформирована 19-я армия. Командовал Закавказским военным округом прошедший всю войну генерал-полковник Семен Константинович Куркоткин.

В 1969 г. Анатолий Левченко вступил в КПСС, вскоре его назначили командиром звена. Он очень любил летать, всегда рвался в небо и постоянно совершенствовал свое мастерство, а люди любили его за честность, за надежность, за то, что он всегда приходил на помощь, за то, что с ним было легко и в небе, и на земле. И в то же время, по словам сослуживцев, он был обыкновенный мужчина – скромный, немногословный, очень добрый. Лейтенант Левченко ценил людей, и люди платили ему той же монетой: авторитет его у сослуживцев был очень высок.

Спустя некоторое время Левченко перевели в Прибалтийский военный округ. 5 июня 1978 г. у них с Ниной родился второй сын – Денис.

В 1985 г. подполковника Левченко перевели в Афганистан, в 34 смешанный авиакорпус. Летал Анатолий Левченко на одноместном истребителе третьего поколения МиГ-23МЛД, который пришел на смену хорошо известному, надежному, любимому летчиками, но изрядно устаревшему МиГ-21. В армиях НАТО МиГ-23 получил прозвище «Бичеватель», красноречиво характеризующее его возможности. Самолет имел крыло изменяемой стреловидности, развивал максимальную скорость до 2 500 км/час – в два с лишним раза больше скорости звука, у земли – 1 400 км/час – тоже сверхзвук, он мог летать на высоте почти 18 километров. Вооружение истребителя было куда более мощным, чем у дальнего бомбардировщика ДБ-3Ф времен Отечественной войны, и позволяло эффективно работать не только по воздушным, но и по наземным целям. На самолете устанавливалось до 6-ти ракет «воздух–воздух», 2 ракеты «воздух-земля», до 4-х направляемых авиационных ракет, он мог нести две тонны авиабомб. Поскольку своей авиации моджахеды не имели, и в воздухе противников у советской авиации не было, истребители МиГ использовали для огневой поддержки операций на земле (разумно ли было применять самолет, обладающий сверхзвуковой скоростью в качестве самолета поля боя, иными словами, штурмовика – вопрос к командованию). Короче говоря, когда «духи» видели в воздухе МиГ-23, они прятались по пещерам и ощетинивались «Стингерами». Поэтому важно было не только выпустить ракеты и сбросить бомбы, но и не подставиться под огонь ПЗРК с земли. До поры, до времени, подполковнику Левченко это удавалось. Но за пять дней до нового, 1986 г. случилось непоправимое.

В тот день, 27 декабря, звено подполковника Левченко дважды вылетало для поддержки с воздуха пехотных подразделений Советской Армии и армии ДРА. Во время второго вылета был разгромлен душманский караван с оружием, и все самолеты звена вернулись на аэродром без повреждений, хотя моджахеды встречали их шквальным огнем.

Когда твоя горящая машина...

Пока летчики обедали, техники осмотрели самолеты, пополнили боезапас. Вскоре подоспело новое задание, и, примерно в 14.30 по московскому времени звено подполковника Левченко снова поднялось в воздух для того, чтобы нанести удар по моджахедам, взявшим под контроль важную автодорогу. Левченко обнаружил вражеского пулеметчика, который своим огнем сковал движение афганской колонны, поджог несколько грузовиков. Анатолий Левченко уничтожил пулеметчика с первого захода – единственной ракетой.

Доложив, что путь свободен, Левченко развернулся, чтобы вернуться на аэродром, и в этот момент самолет был подбит ракетой с земли, а сам летчик получил тяжелое ранение в шею. Анатолий мог катапультироваться, но тогда моджахеды следующими пусками могли сбить самолеты его ведомых. Левченко принял другое решение, не оставлявшее ему никаких шансов на спасение: он скомандовал ведомым уходить из зоны досягаемости «Стингеров», и направил свой пылающий самолет в гущу тех, кто уже изготовился для новых пусков. Мощный взрыв уничтожил и американские ПЗРК, и «духов». Это был первый в мире таран, совершенный на реактивном самолете по наземной цели.

26 мая 1986 г. Анатолий Николаевич Левченко был удостоен звания Героя Советского Союза. Посмертно.

автор: Николай Кузнецов

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...
Adblock detector