Герой Советского Союза адмирал Николай Герасимович Кузнецов: биография, модернизации флота, война, приговор военного суда и личная жизнь

Звание Адмирала Флота Советского Союза ему вернули через 14 лет после смерти…

Карьера этого морского военачальника складывалась не просто: он дважды возглавлял советский военно-морской флот, два раза был конр-адмиралом, трижды – вице-адмиралом, столько же раз носил высшее морское воинское звание Адмирал флота и Адмирал флота СССР, все три раза его лишаясь. Окончательно звание Герой Советского Союза Николай Герасимович Кузнецов обрёл лишь после смерти.

Герой Советского Союза адмирал Николай Герасимович Кузнецов: биография, модернизации флота, война, приговор военного суда и личная жизнь

Детство

Николай появился на свет 24 июля 1904 года в деревушке Медведки в 600-х верстах от Архангельска. Через Медведки протекает речка Ухтомка, и Коля часто ходил на рыбалку, научился управляться с лодкой и парусами. Коле было 11 лет, когда умер отец, Герасим Фёдорович, и, чтобы не голодать, мальчик подался за 30 вёрст в уездный Котлас. Его взяли в захудалый трактир подметальщиком. Через год Коля поехал в Архангельск, пытался устроиться на судно. Однажды его взяли на промысел, когда вышли из Двинско губы в штормящее Белое море, Коля не растерялся, сильная качка его не испугала, и старый опытный рыбак отрока похвалил: «Ты молодец, морской болезни не знаешь». Может, тогда Коля и решил, что станет моряком, однако на работу брать его опасались – мал ещё, и Коля вернулся в трактир, правда, уже не подметальщиком, а половым. В словах разница не велика, а в статусе между ними пропасть: половой – это официант.

Военно-морское училище

В 1916-м Коля вновь попытался осуществить свою мечту: устроился в Котласский порт, ходил до Великого Устюга, Архангельска, Усть-Сысольска (ныне – Сыктывкар). Чтобы остаться в Архангельском порту и ходить по морю, он сошёл на берег, и бегал рассыльным. После двух революций 1917 года Николай приписал себе 2 года, и его приняли на корабль Северо-Двинской речной флотилии. В 1921-м Кузнецов служил в Архангельском флотском экипаже, вскоре его перевели в Петроград, и после года службы зачислили курсантом в закрытое Военно-морское училище, хотя никаких документов об образовании, как и самого образования у Кузнецова не было. Тем не менее, это не помешало ему в 1926-м окончить училище с отличием.

«Червона Украина»

После училища Кузнецова назначили командиром батареи на лёгкий крейсер Черноморского флота «Червона Украина», строить который начали ещё до начала Мировой войны, а когда спусти на воду, назывался он «Адмирал Нахимов». Карьера Кузнецова развивалась стремительно: вскоре его назначили командиром роты, через год – старшим вахтенным начальником. В 1928 году крейсер зашёл с дружеским визитом в Стамбул, и, когда вся команда, за исключением вахты, сошла на берег, на борту, поблизости от порохового погреба, вспыхнул пожар. Кузнецов был на корабле единственным начальником, и под его руководством матросы быстро пожар потушили. Вскоре крейсер участвовал в учениях по высадке близ Севастополя десанта морской пехоты. Присутствовавшему на учениях Наркомвоенмору Клименту Ворошилову очень понравились действия Кузнецова, и он лично выписал ему направление в Военно-морскую академию. Её Кузнецов тоже окончил с отличием, и получил назначение старпомом на аналог «Червоной Украины» «Красный Кавказ», который при царизме назывался «Адмирал Лазарев». В 1935-м Кузнецов получил кавторанга, и через год вернулся на «Червону Украину», но уже командиром. Корабль стал лучшим во всём советском военно-морском флоте, Кузнецова наградили золотыми часами и небывалой по тем временам роскошью – легендарной «эмкой».

Испания

В августе 1936-го в составе большой группы военных советников Кузнецов прибыл в парижский аэропорт Орли. Они нелегально по подложным документам добиралась в Испанию, где шла гражданская война, были одеты в штатское, но выправка выдавала в них военных. Офицеры первым делом поехали по магазинам, чтобы сменить советские костюмы, которые их демаскировали, на парижские. По ассортименту, в который входил обязательный берет, продавец сразу догадался, что едут они на Пиренеи – такая вот конспирация.

Герой Советского Союза адмирал Николай Герасимович Кузнецов: биография, модернизации флота, война, приговор военного суда и личная жизнь

Николай Герасимович Кузнецов

Нацистская Германия и фашистская Италия поддержали переворот генерала Франко, и открыто встали на сторону мятежников. Москва так же не скрывала своей поддержки законного республиканского правительства, Англия и Франция проводили политику невмешательства. Советские грузы – танки, самолёты, боеприпасы, стрелковое вооружение, продовольствие, моторное топливо – доставлялись в Испанию морем. Так же морем в СССР вывезли испанских детей и на подводных лодках – более 500 тонн золота Испанского банка. Кузнецов, назначенный главным военно-морским советником, координировал действия испанского и советского флотов, хотя суда, по большей части, были не военные, а торговые. Каждую неделю он провожал из Испании транспорты с беженцами.

Герой Советского Союза адмирал Николай Герасимович Кузнецов: биография, модернизации флота, война, приговор военного суда и личная жизнь

Н.Г. Кузнецов

В Испании вместе с республиканскими морскими командирами Кузнецов отрабатывал тактику морских сражений против немцев и итальянцев. Он руководил действиями не только испанцев, но и советских кораблей и судов, которые приходили в Испанию. Этот опыт потом пригодился во время Великой Отечественной.

По возвращении из Испании Кузнецов получил ордена Ленина и Красного Знамени, звание каперанга и назначение на пост заместителя командующего Тихоокеанским флотом. Вскоре ему присвоили флагмана 2-го ранга – звание, примерно равное контр-адмиралу, и назначили командующим ТОФ.

Бои у озера Хасан

29 июля 1938 года начался советско-японский пограничный конфликт на озере Хасан, выявивший большие проблемы в организации войск и боевых качествах военной техники. Разведчики ТОФ, занимавшиеся дешифровкой японских переговоров, ежедневно докладывали результаты Кузнецову, и он, возможно, лучше других военачальников знал обстановку на Дальневосточном ТВД.

Нарком

В декабре 1938-го Кузнецова вызвали в Москву на совещание Главного военного совета ВМФ. Кузнецов опасался, что из столицы может и не вернуться: результат конфликта на Хасане только в газетах называли победой, но Василий Блюхер, командующий ОДВА, почти сразу после победы был объявлен врагом народа – с победителями так не поступают. Доклад Кузнецова Сталину понравился, во Владивосток он вернулся, но ненадолго: 19 марта 1939-го он выступал на XVIII съезде ВКП(б), и тут же был назначен замнаркома ВМФ. Уже в апреле 34-летнему Кузнецову присвоили внеочередное звание флагмана флота 2-го ранга и назначили Наркомом. До него флот возглавляли люди малосведущие в морском деле: Пётр Смирнов был комиссаром, а Михаил Фриновский – кадровым чекистом. Между ними 100 дней ВРИО наркома был выпускник военно-морской академии Пётр Иванович Смирнов-Светловский. После снятия с поста главы НКВД наркомом водного транспорта был Николай Ежов, после образования наркомата морского флота его возглавил начальник управления кинематографии бывший чекист Семён Дукельский. Речному флоту повезло больше: наркомом стал дипломированный специалист Зосима Шашков.

Герой Советского Союза адмирал Николай Герасимович Кузнецов: биография, модернизации флота, война, приговор военного суда и личная жизнь

Нарком ВМФ СССР Н.Г. Кузнецов, 1939 г.

В Москве Кузнецов познакомился с сотрудницей отдела картографии штаба флота Верой Шетохиной. Она была младше на 12 лет, они поженились, через год родился сын Николай, в 1946-м – Владимир.

Программа модернизации флота

Приняв под командование весь военный флот, Кузнецов предложил открыть новые морские училища и спецшколы, которые позже будут переименованы в нахимовские училища: он не хуже Сталина понимал, что без грамотных кадров флот не построить. Понимая, что для подготовки к будущей войне ему катастрофически не хватает времени, Кузнецов в 1940-м году пересмотрел 10-летнюю программу развития флота, отказался от строительства тяжёлых линкоров и крейсеров, отдав преимущество подлодкам, эсминцам, тральщикам, торпедным катерам. Благодаря этим усилиям к началу Великой Отечественной войны флот подошёл вполне боеспособной силой. Кузнецов организовывал крупные учения, внедрял научные разработки по оснащению кораблей противоминным оборудованием. Когда началась война, для борьбы с немецкими магнитными минами в Севастополь приехали Игорь Курчатов и Анатолий Александров. Им удалось создать надёжную систему размагничивания кораблей.

Герой Советского Союза адмирал Николай Герасимович Кузнецов: биография, модернизации флота, война, приговор военного суда и личная жизнь

Николай Герасимович Кузнецов

Сбивать немецкие самолёты

В конце февраля 1941-го Кузнецов приказал сбивать немецкие самолёты, залетающие в советское воздушное пространство. В марте немцы обстреляли с воздуха морские базы в Лиепае и Полярном, и получили отпор. Сталин вызвал Кузнецова, и объявил ему выговор: нельзя провоцировать Гитлера. От Сталина Кузнецов пришёл в свой кабинет подавленным. Приказ он отменил, но лишь формально: теперь он требовал не сбивать, а принудительно сажать немецкие самолёты на наши аэродромы. 16 июня 1941 года Кузнецов издал директиву, приводившую весь флот в боевую готовность № 2. Это означало, что все запасы на кораблях доведены до максимума, запрещены отпуска и увольнения личного состава на берег, усилены корабельные дозоры.

Великая Отечественная

Около шести часов вечера 21 июня в приёмную Кузнецова позвонили, и пригласили на 19.00 к Сталину. Они пришли вместе с наркомом обороны Семёном Тимошенко, и вождь больше часа рассказывал, что со дня на день вероятно нападение Германии, однако никаких конкретных распоряжений не дал, ну, разве что, ещё раз напомнил, что нельзя поддаваться на провокации. Вернувшись в наркомат, Кузнецов приказал привести флот в готовность № 1, и сбивать немецкие самолёты, если они появятся над базами. 22 июня 1941 года в 3.07 утра немецкие самолёты пытались бомбить корабли в бухтах Севастополя, рассчитывая за счёт внезапности нанести максимальный урон Черноморскому флоту. Однако артиллерия советских кораблей была готова и налёт отразила. Не пострадал флот не только на Чёрном, но и на Балтийском и Северном морях.

Измышления Хрущёва

22 июня Кузнецов прибыл в Кремль в 8.15 на 15 минут, потом в 9.40 на полчаса, потом в 15.20 на 25 минут. После смерти Сталина с лёгкой руки Хрущёва пошли разговоры, что Сталин до 1 июля в Кремле не появлялся, сидел, запершись, на даче в Кунцево, и даже на звонки не отвечал. Однако в конце 80-х были опубликованы тетради записей тех, кого принял Сталин, из которых следует, что вплоть до 28 июня Сталин напряжённо работал, и лишь 29 и 30 июня приёма в Кремле не вёл, но это вовсе не значит, что он испугался и спрятался. Опроверг измышления Хрущёва и Георгий Жуков в своих мемуарах. Кузнецов с 22-го по 28-е июня в кабинете Сталина побывал 15 раз, проведя там суммарно почти 17 часов, больше всего 25 июня – 3 раза в общей сложности 6 с лишним часов. Возможно, это связано с тем, что в тот день самолёты Северного фронта и Балтфлота бомбили Финляндию.

Героический переход из Таллина

В конце августа 1941-го КБФ совершил героический переход из Таллина в Кронштадт и Ленинград. Из 225 боевых и вспомогательных кораблей 62 были потеряны. Во время эвакуации военно-морской базы Ханко из 74 кораблей 20 были потеряны, из 28 тыс. личного состава базы погибли 5 тыс. человек. Военно-морскую базу в Лиепае враг занял 29 июня. До 1944 года немцы свободно возили по Балтике железную руду из Швеции. Тем не менее, артиллерия кораблей Черноморского и Балтийского флотов сыграли свою роль при обороне Севастополя и Ленинграда, почти полмиллиона моряков воевали на суше. Огромную роль в сопровождении арктических конвоев с ленд-лизовскими грузами сыграли корабли и авиация Северного флота. Серьёзно показали себя Днепровская и Дунайские военные флотилии.

Морская авиация бомбит Берлин

В августе 1941-го морская авиация Балтийского флота бомбила Берлин. Идею Кузнецову подал командующий авиацией ВМФ генерал-лейтенант Семён Жаворонков, а Кузнецов изложил план Сталину во время часовой встречи ночью 30 июля. Сталин план одобрил, и назначил Кузнецова ответственным за операцию. Фронт уже достаточно далеко отодвинулся на восток, с сухопутных аэродромов до Берлина было не дотянуться, и для налётов использовали аэродромы на островах Сааремаа и Хийумаа в Балтийском море. С 7 августа по 5 сентября самолёты Балтфлота сбросили на Берлин 36 тонн авиабомб. Налёты имели не столько военное, сколько психологическое и пропагандистское значение, но всё это никак не умаляет профессионализма и героизма лётчиков: командир авиаполка полковник Евгений Преображенский и 9 пилотов получили Геройские Звёзды.

Герой Советского Союза адмирал Николай Герасимович Кузнецов: биография, модернизации флота, война, приговор военного суда и личная жизнь

Н.Г. Кузнецов на Черноморском флоте, 1942 г

Звезда Героя и приговор военного суда

В 1944 году Кузнецову присвоили звание адмирала флота. В августе 1945-го в самом конце Второй мировой войны Тихоокеанский флот и Амурская военная флотилия успешно сражались против Японии. Именно после этой победы Кузнецов получил Звезду Героя. А после войны началась та самая чехарда. В 1946-м наркомат ВМФ упразднили, Кузнецова назначили замминистра вооружённых сил СССР и главнокомандующим флотом – вроде бы, не такое уж большое понижение. Кузнецов выступал категорически против разделения Балтийского и Тихоокеанского флотов, через год Сталин Кузнецова с постов снял, и поставил командовать морскими учебными заведениями. (Флоты разделили, но время показало, что Кузнецов был прав, и статус-кво восстановили). Дальше – больше: в 1948-м Военная коллегия Верховного суда признала Кузнецова, адмиралов Льва Галлера, Владимира Алафузова и Георгия Степанова во вредительской передаче во время войны англичанам, союзникам, между прочим, в тот момент, чертежей нескольких видов вооружений. Всех приговорили к различным срокам, и лишь Кузнецова оставили на свободе, правда, разжаловали в контр-адмиралы, и отправили на Дальний Восток – по сути, это была ссылка. Спустя два года Кузнецов возглавил 5-й Тихоокеанский флот, в 1951-м он снова стал вице-адмиралом. Через полгода Кузнецова отозвали в Москву и назначили на вновь учреждённый пост военно-морского министра, а спустя два месяца после смерти Сталина он получил назад погоны адмирала флота, но больше его обрадовало то, что отменили приговор военного суда.

Герой Советского Союза адмирал Николай Герасимович Кузнецов: биография, модернизации флота, война, приговор военного суда и личная жизнь

Николай Герасимович Кузнецов, 1951 г.

В 1955-м Кузнецов в третий раз получил высшее для военных моряков звание Адмирала Флота Советского Союза, но когда он попытался доказать Хрущёву, что стране нужна долгосрочная программа развития флота, что одними ракетами войну не выиграть, его снова разжаловали в вице-адмиралы, правда, в должности оставили. Однако после взрывав на линкоре «Новороссийск» и гибели более 600 человек, Кузнецова с флота уволили навсегда, хотя к тому времени он полгода был в отпуске по болезни. Причём, уволили, не проведя расследования и не предъявив никаких доказательств его вины, что Кузнецова угнетало больше всего.

Герой Советского Союза адмирал Николай Герасимович Кузнецов: биография, модернизации флота, война, приговор военного суда и личная жизнь

Николай Герасимович Кузнецов

Герой Советского Союза адмирал Николай Герасимович Кузнецов: биография, модернизации флота, война, приговор военного суда и личная жизнь

Памятная серебряная монета ЦБ РФ «Авианесущий крейсер „Адмирал Кузнецов“» в серии «300-летие Российского флота»

На пенсии Николай Кузнецов написал пять книг мемуаров, несколько десятков статей. 6 декабря 1974 года он умер на 71-м году жизни. Звание Адмирала Флота Советского Союза ему вернули в 1988-м, через 14 лет после смерти.

автор: Николай Кузнецов

AesliB