Это была не только политика и погоня за рекордами, это была боевая учёба, главная цель которой пройти через район Северного ледовитого океана, куда часто заходили американцы…
Флотоводец
Он был единственным за всю отечественную историю флотоводцем, который занимал высшие командные посты на всех четырёх военных флотах страны: Тихоокеанском, Балтийском, Черноморском и Северном. Всякий раз новое назначение Владимира Касатонова было продиктовано необходимостью поднимать флот на более высокий уровень боеготовности, и всякий раз с поставленной задачей он справлялся. Благодаря Касатонову советские атомные корабли стали ходить по всему миру.
Детство
Владимир появился на свет 21 июля 1910 в Петергофе. Отец, Афанасий Степанович, был вахмистром лейб-гвардии уланского полка. Во время мировой войны он получил полный Георгиевский бант. Семилетний Володя Афанасием Степановичем очень гордился и хотел отличиться, чтобы соответствовать славе своего героического отца. Петергофские мальчишки с восхищением и завистью смотрели на военные корабли и гражданские суда, скользившие по Финскому заливу. Как-то капитан одного парусника бросил на берег два связанных коротких каната, или шкерта, как называли их моряки, и сказал: «Кто развяжет – возьму с собой». Володя сумел развязать и впервые вышел в море.
Училище им. Фрунзе
Владимир мечтал о море, и в 1927 году поступил в знаменитое училище им. Фрунзе – старейшее в России военно-морское учебное заведение, основанной Петром I в 1701 году. Учился он вместе с будущими адмиралами Сергеем Горшковым, Николаем Кузнецовым, Леонидом Бекренёвым, Серафимом Чурсиным. Через четыре года он получил лейтенантские галуны и распределение на Балтику. Вскоре Касатонова направили учиться в отряд подводного плавания, и после окончания учёбы перевели на Тихоокеанский флот помощником командира средней подлодки класса «Щука» Щ-108. Зимой уже через полчаса вахты тулупы моряков превращались в ледяной панцирь. Но на учениях Щ-108 показала лучшие результаты по всем дисциплинам.
В 1934-м Касатонову было лишь 24 года, а его уже назначили командиром лодки Щ-112, через два года он стал командиром ещё более мощной субмарины – минного заградителя класса «Ленинец» Л-12 «Молотовец», лишь недавно спущенного на воду на заводе № 198 в Комсомольске-на-Амуре. В 28 лет Косатонова назначили командиром дивизиона, в котором было 4 лодки.
Л-12 «Молотовец»
Семья
Свою жену Тамару Ковалёву Касатонов знал с детства: она училась в той же школе в Петергофе на два класса младше. В постановке школьного драмкружка гоголевской «Женитьбы» Володя играл жениха, а Тома – невесту. Получив на Тихом океане первый отпуск, Касатонов поехал в Петергоф, вернулся оттуда с молодой женой, и прожил с ней 54 года. Тамара Кирилловна пошла работать техником-механиком по паровым турбинам на Дальзавод – старейшее и крупнейшее судостроительное предприятие Дальнего Востока. Вскоре у пары родилась дочь Ирина, а потом сын Игорь, который, как и отец, стал адмиралом.
Великая Отечественная
В 1939-м Касатонов поехал в Ленинград учиться в военно-морской академии, окончив которую был назначен на Балтийский флот начштаба дивизиона подводных лодок, базировавшегося в Ораниенбауме в 40 км от Ленинграда. Когда началась война, подводника Касатонова назначили командиром конвоя, который обеспечивал снабжение главной базы Балтфлота в Таллине. В первые полгода войны самолёты люфтваффе безраздельно господствовали в воздухе. Чтобы снизить эффективность бомбардировок, необходимо было строго выдерживать походный строй. Немцы успели основательно заминировать фарватер, и чтобы расчистить путь, Касатонов поставил впереди конвоя дивизион минных тральщиков. Сам он шёл на эсминце на большой скорости, всё время маневрируя, чтобы уйти от вражеских бомб, ведя при этом непрерывный заградительный огонь. Конвой под командованием Касатонова дважды под носом у немцев сходил из Кронштадта в Таллин и обратно, не потеряв ни одного корабля.
Главштаб ВМФ
После того, как Балтийский флот в конце августа 1941 года с большими потерями ушёл в Кронштадт и Ленинград, Касатонова в сентябре перевели в Москву в Главштаб ВМФ, а семью он отправил в эвакуацию на Урал, в Ирбит. Это было время, когда никто в Кремле не был уверен в том, что Токио будет придерживаться Пакта о нейтралитете, заключённого в Москве 13 апреля 1941 года, и в Главштабе разрабатывали планы отражения японского нападения на всём огромном побережье Тихого океана. В тот момент японские военно-морские силы имели преимущество над советским Тихоокеанским флотом, в их составе были авианосцы, и нужно было укреплять береговую оборону против возможной высадки десанта, ставить минные заграждения, совершенствовать ПВО, а с этим было далеко не всё в порядке: не хватало самолётов, лётчиков, зенитных орудий, прожекторов и аэростатов заграждения. Решить эти вопросы можно было только находясь в Москве, но связь с Дальним Востоком была ужасная, и Касатонов до декабря 1941 года летал во Владивосток и обратно чуть ли не каждую неделю. Слава Богу, напасть японцы не решились, а после Пёрл-Харбора им было не до советского Дальнего Востока. Уже после Победы, в мае 1945 года Касатонов получил на погоны первую адмиральскую звезду, а через два месяца – высший морской полководческий орден Нахимова.
Приглашение на подписание акта о капитуляции Японии
Капитуляция Японии
На Ялтинской конференции в феврале 1945-го во время последней встречи с Рузвельтом Сталин пообещал ему, что СССР, нарушив пакт о нейтралитете, выполнит свои союзнические обязательства, и начнёт войну с Японией через три месяца после победы в Европе. Своё слово Сталин сдержал, и действительно заявил, что СССР находится в состоянии войны с Японией день в день, 9 августа. Спустя 6 дней император Хирохито объявил о капитуляции Страны восходящего солнца. Церемония подписания Акта о безоговорочной капитуляции состоялась 2 сентября на палубе линкора Missouri. От имени советского правительства Акт подписал генерал-лейтенант Кузьма Деревянко.
Штаб Тихоокеанского флота
В 1949 году Касатонов возглавил штаб Тихоокеанского флота, а через год, 25 июня 1950-го началась война на Корейском полуострове, в которой СССР практически открыто поддерживал Северную Корею и Китай, а США – Южную. Когда начались боевые действия, кабельное судно «Пластун» из состава Тихоокеанского флота было атаковано южнокорейскими боевыми катерами в районе Корейского пролива. Советские моряки приняли бой, в котором погибли два моряка и командир корабля капитан-лейтенант Филипп Колесников, но кораблю удалось уйти. Касатонов понимал, что сейчас любой инцидент может втянуть СССР в большую войну, и приказал в бои не вступать, сосредоточив все силы на охране баз, ведь угроза нападения на них сохранялась в течение всей войны, но, к счастью, до прямых столкновений на море дело не дошло. У военных лётчиков руки чесались, они частенько постреливали друг в друга, и иногда это заканчивалось трагедиями.
Однажды американские самолёты взлетели с одного из 17-ти авианосцев, вторглись в советское воздушное пространство и сбили 4 наших самолёта. На это бесчинство нужно было как-то реагировать. У Тихоокеанского флота была своя авиация, истребители поднялись с аэродромов, стали преследовать американцев, те уводили их подальше, а потом сели на авианосец. Нашим самолётам просто не хватило топлива, чтобы вернуться на базу, они упали в воду. Вовремя организованная спасательная операция помогла спасти лётчиков, но не всех. Сталин, разумеется, за такой провал командование флота по голове не погладил, но Касатонова не тронул, а, наоборот, присвоил ему вице-адмирала и вскоре назначил первым замом командующего Тихоокеанским флотом. В этой должности Касатонов стал активно продвигать идею строительства советских авианосцев.
Командующий 8-м флотом
Практически сразу же после завершения войны в Корее, жарко стало на Балтике: в Кремле опасались, что НАТО готовит внезапный мощный удар по СССР. В подтверждение этого участились полёты авиации стран НАТО над советской территорией. В это время Касатонова отозвали с Дальнего Востока и назначили командующим 8-м флотом, обеспечивавшим безопасность северной части Балтики. В новой должности ему даже пришлось менять психологию своих подчинённых, привыкших к тому, что природные условия давали им некоторые преимущества перед моряками с других флотов, ведь Балтийское море зимой замерзает, что исключает атаку с воды, но, в свою очередь, ведёт к самоуспокоению и расхлябанности. Касатонов ледоколами пробил проходы во льдах, и приказал вести боевую работу круглогодично.
Черноморский флот
В Москве службу Касатонова оценили высоко, присвоили ему адмирала и вскоре назначили командующим более крупным Черноморским флотом, который в то время находился не в лучшем состоянии. Незадолго до назначения Касатонова в Северной бухте Севастополя взорвался и затонул линкор «Новороссийск». Погибло 557 моряков, причины и обстоятельства этой катастрофы не выяснены или скрываются до сих пор. На флоте начались отставки, чехарда с командным составом срывала боевую учёбу. Касатонов довольно быстро навёл на Черноморском флоте уставной порядок, усилил боевую учёбу. На торпедном катере Касатонов регулярно обходил основные базы, и строго карал за разгильдяйство и показуху.
Линейный корабль «Новороссийск» в Севастополе, 1949 год
Для поднятия Черноморского флота на мировой уровень необходимо было усилить боевую подготовку, но без происшествий интенсификация работы не обходится ни на одном флоте мира. В августе 1957-го из-за заводского брака подводная лодка М-531 с 32-мя моряками на борту едва не затонула в Балаклавской бухте. Касатонов четверо суток лично руководил спасательными работами, людей и лодку удалось спасти.
В эпицентре нового витка противостояния
Вскоре после назначения Касатонова командующим международная обстановка вновь обострилась, и Черноморский флот оказался в эпицентре нового витка противостояния: в Средиземное море вошёл американский флот. Корабли Черноморского флота начали регулярно выходить в Чёрное море: подписанная в 1936 году конвенция Монтрё Советскому Союзу, как черноморской державе это делать позволяла и Турция не препятствовала, а вот американские военные корабли пройти через Босфор и Дарданеллы в Чёрное море не могли. Но у американцев было преимущество: базы НАТО в Италии и на Кипре. Незадолго до этого Москва и Тирана договорились об открытии советской базы подводных лодок в албанской бухте Паша-Лиман. Практические действия по реализации этой договорённости возложили на Касатонова. Через несколько лет албанский лидер Энвер Ходжа раздумал дружить с СССР, и подводники были вынуждены из бухты Паша-Лиман уйти, но 5-я Средиземноморская оперативная эскадра обосновалась в египетском Порт-Саиде и египетском Тартусе.
Северный флот
Касатонову было 52, когда его назначили командующим Северным флотом с той же задачей: навести там порядок. На этом флоте базировались основные ядерные силы Советского Союза, и ему отводилась важная роль в противостоянии со Штатами. Касатонов себе и тут не изменил, и лично отправился на корабли и базы. Северному флоту была поставлена задача впервые в советском ВМФ освоить атомные субмарины с баллистическими ракетами. Дело шло медленно. Американцы уже ходили под полярными льдами, а советские подлодки далеко от мест постоянного базирования не отходили. Касатонов свёл к минимуму боевую учёбу вблизи баз, отправляя лодки в автономное плавание в подводном и подлёдном положении. Он разрешил возвращаться на базу лишь при очень серьёзных поломках, обязав, насколько это возможно, весь ремонт производить в походе. Если вероятный противник засекал подлодку при выходе из базы, в боевой обстановке это означало её неминуемую гибель. Касатонову нужно было обеспечить скрытный выход лодок на боевое дежурство в Атлантику. Для этого разрабатывали ложные маршруты, придумывали обманные манёвры. Американцев регулярные выходы советских подлодок в мировой океан не могли не беспокоить, и в морях и океанах один за другим происходили неприятные события, которые при неосторожном поведении командования с обеих сторон могли привести к глобальной катастрофе.
К-181
В 1962 году Касатонов лично возглавил рискованный переход на лодке К-181 к Северному полюсу. Это была не только политика и погоня за рекордами, это была боевая учёба, главная цель которой пройти через район Северного ледовитого океана, куда часто заходили американцы. По приказу Касатонова на К-181 установили экспериментальное оборудование, которое впервые позволило отработать тактику обнаружения и обезвреживания вражеских подлодок, и вскоре им оснастили все советские субмарины.
Для всплытия нужно было найти полынью с тонким слоем льда. Сделав три круга вокруг точки полюса, такую полынью обнаружили, и 29 сентября 1963 года, пробив рубкой лёд, впервые в истории атомная субмарина К-181 всплыла на Северном полюсе. На специально установленной мачте были подняты государственный и военно-морской флаги СССР. За время плавания под водой лодка прошла 3,5 тыс. морских миль, из них больше половины – под толщей льда, не имея возможности всплыть в случае экстренной необходимости. Адмиралу было 53 года. Такие перегрузки не для таких возрастных людей, но Касатонов был уверен, что его опыт и знания помогут успешному достижению цели.
Большая звезда адмирала флота
В 1964 году Касатонова назначили первым заместителем главкома ВМФ, а через год на его погонах появилась большая звезда адмирала флота. По его инициативе подводные и надводные корабли начали боевую учёбу во всех районах Мирового океана. В 1966 году два атомохода Северного флота К-133 и К-116 с шестью ядерными ракетами на борту у каждого, вышли из бухты Западная Лица в кругосветный поход, и в строго назначенный день, 26 марта прибыли не обнаруженными на Камчатку, пройдя за 58 суток под водой почти 25 тыс. миль. Советские подлодки должны были не только сбить с толку НАТОвские самолёты и корабли, но и пройти через пролив Дрейка между Южной Америкой и Антарктидой, заполненный айсбергами, у которых, как известно, основная часть находится под водой. Глубины в проливе Дрейка в те времена не были изучены, и риск аварий подлодок был весьма велик: не зная глубины, при погружении можно было врезаться в дно. Переход был осуществлён настолько скрытно, что американцы узнали о нём из доклада генсека Леонида Брежнева XXIII съезду КПСС. За этот переход 25 ноября 1966 года Касатонов получил Звезду Героя.
На посту первого заместителя главкома ВМФ Касатонов отвечал за безопасность походов в Мировом океане. Советские и американские корабли всегда следили друг за другом, порой, идя в паре кабельтовых. Особенно сложная ситуация складывалась под водой. Подводники с обеих сторон старались выяснить, не только куда идёт чужая лодка, но и записать шумы, которые лодка издаёт, чтобы, расшифровав их, попытаться выявить технические особенности лодки. Погоня за чужими секретами приводила к трагедиям: в 1968 году в районе Гавайев пропала дизель-электрическая лодка К-129 с 89-ю членами экипажа и тремя баллистическими ракетами на борту. И таких случаев было не мало.
Дипломатические способности
В 1972-м Касатонов возглавил советскую миссию на советско-американских переговорах о предотвращении инцидентов с военными кораблями. Касатонов проявил недюжинные дипломатические способности, и соглашение было подписано, что привело к существенному сокращению количества происшествий.
Начиная с 1974 года Касатонов служил в группе Генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. 9 июня 1989 года Владимир Касатонов умер в возрасте 78 лет.
автор: Николай Кузнецов