Герой Советского Союза Гвардии майор Шутт

Даже на заключительном этапе боевых действий в Великой Отечественной войне, красноармейские газеты регулярно знакомили своих читателей с наиболее успешными действиями советских лётчиков — истребителей, штурмовиков, бомбардировщиков, а также писали о поучительных примерах взаимодействия авиации с пехотными, танковыми и артиллерийскими частями. Так, газета 2-й Воздушной армии «Крылья победы» напечатала в течение Января — Марта 1945 года серию выступлений опытных лётчиков, широко прославленных на 1-м Украинском фронте. Среди них были Гвардии капитан Ю. Греков, уничтоживший в воздушных схватках 11 немецких самолётов лично и 12 в группе; Герой Советского Союза Гвардии майор Н. Шутт, имевший на своём боевом счету 22 сбитых самолёта; Герой Советского Союза Гвардии капитан П. Плотников, 300 раз вылетавший на бомбёжки неприятельских объектов.

Герой Советского Союза Гвардии майор Шутт
За время Великой Отечественной войны помошник командира 152-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии капитан Н. К. Шутт совершил 444 успешных боевых вылета, в 120 воздушных боях сбил 22 самолёта противника ( при этом число личных и групповых побед в одних источниках указывается как — 21 + 1, а в других — 17 + 5 ). Сражался Шутт на Крымском, Южном, Сталинградском, Воронежском, Степном и других фронтах. Войну закончил в небе Берлина и Праги. А затем участвовал в Советско — Японской войне 1945 года.

По некоторым источникам всего, за период боевой деятельности, записал на свой боевой счёт 55 воздушных побед, одержанных лично и в группе с товарищами.

После окончания войны Гвардии майор Н. К. Шутт продолжал служить в должности заместителя командира полка, а за тем по состоянию здоровья был списан с лётной работы и уволен в запас.

Сначала он поселился на родине в Белоруссии, потом переехал в Молдавию в город Тирасполь. Там активно участвовал в военно — патриотической работе, уделяя много внимания воспитанию молодёжи на боевых традициях народа.

В 1977 году Николай Константинович скончался. Имя Героя не забыто. В городе Тирасполе ему установлен памятник, у подножья которого всегда свежие цветы.

*    *    *

10 Мая 1945 года части 1-го Гвардейского штурмового авиационного корпуса перебазировались в Чехословакию, в пригороды Праги.

На следующий день на один из наших аэродром прилетела пара американских лётчиков на «Аэрокобрах» и стала выделывать замысловатые фигуры высшего пилотажа. Что это — визит вежливости, хвастовство или вызов ? Спустя полчаса пришла ещё четвёрка и тоже выполнила классический пилотаж. Такое нас заело. Самолюбие было ущемлено. Вроде мы, наши истребители летаем хуже.

За прилётом и пилотажем американцев наблюдали все: комкор Рязанов, комдив истребителей Баранчук, командиры полков.

— Эх, разрешили бы мне слетать, я бы им показал, как надо пилотировать ! — произнёс Герой Советского Союза Гвардии капитан Николай Шутт.

Через некоторое время он обратился к Рязанову:

— Товарищ Генерал, разрешите я слетаю и покажу, как умеют пилотировать советские лётчики ?

— Нет, Шутт, я тебя хорошо знаю.

— Разрешите, товарищ Генерал, — просяще повторил Шутт.

— Нет. Не разрешаю…

Тогда подключились командиры полков, а потом и лётчики, стали упрашивать Рязанова разрешить слетать Шутту. После долгих раздумий Рязанов согласился.

— Шутт, иди сюда. — Тот подбежал. — Только без лишних фокусов. А сколько полетите ?

— Тремя самолётами, товарищ Генерал.

— Давай, только смотри у меня, — и погрозил пальцем.

— Есть смотреть, — с лукавинкой во взгляде и расплывшейся до ушей улыбкой ответил Шутт.

Он отобрал себе ещё двух летчиков, отошли в сторону и минут 20 что-то обсуждали, жестикулируя. Затем разошлись по самолётам, запустили моторы, вырулили на старт и звеном, словно связанные ниточкой, взлетели 3 Як-3.

Прошло 50 минут. Они возвратились и произвели посадку тоже звеном, а не по одному, как это делалось раньше. Взлёт и посадка выполнены классически.

— Товарищ Генерал, союзнички больше не прилетят, — доложил Шутт, а у самого на лице хитрющая улыбка.

— Почему ?

— Да так, мы просто показали им, как надо пилотировать.

Ни у кого не было сомнения, что Шутт показал что-то такое, на что способен не каждый ас. А что ? Всех разъедало любопытство. Шутт же на все вопросы отвечал:

— Да так, слетали, посмотрели и себя показали.

От его ведомых мы узнали: на американский аэродром пришли бреющим, а затем на высоте делали высший пилотаж поодиночке. Шутт сделал дважды восходящий штопор, чего до этого никто не делал. Затем пилотировали строем. Все это делалось без предварительных тренировок. Трудно представить, что лётчики, не летавшие ранее на слётанность, могли выполнить такие фигуры. Наши были на уровне экстра-асов. Строем сделали боевой разворот, бочку, переворот через крыло и другие фигуры. А в довершение зашли вдоль аэродрома на высоте 20 — 25 метров. Шутт перевернул самолёт вверх колёсами, они пристроились к нему крыло в крыло, пронеслись вдоль лётного поля, в конце которого Шутт перевернул самолёт в нормальное состояние, и взяли курс на свой аэродром. Да, после такого кто же решится прилететь к нам и показать свое искусство ?! Таких лётчиков у американцев не нашлось.

источник: airaces.narod.ru

AesliB