Герой Советского Союза Гвардии майор Шутт

«Всю войну я провёл в небе, но таких красивых атак, такого совершенства в маневре и стрельбе не видел», — так отзывался командир 144-го Гвардейского штурмового авиационного полка Гвардии...

«Всю войну я провёл в небе, но таких красивых атак, такого совершенства в маневре и стрельбе не видел», — так отзывался командир 144-го Гвардейского штурмового авиационного полка Гвардии майор М. Степанов о бое, проведённом Гвардии капитаном Шуттом в районе Потсдама в Апреле 1945 года.

В этом вылете на прикрытие штурмовиков он атаковал шедшую параллельным курсом пару «Мессершмиттов», по — видимому, выжидавших момента для удара. Неожиданно довернув машину и включив форсаж, он снизу, под большим ракурсом, короткой очередью сбил ближнего и, перевернувшись через крыло, мгновенно атаковал и уничтожил второго.

Герой Советского Союза Гвардии майор Шутт

Весельчак, душа компании, мастер розыгрышей и проделок, Николай Шутт мгновенно преображался в воздухе, становясь образцом выдержки, собранности и решительности.

Есть люди, которые умеют в трудные и опасные моменты держать себя так, как будто ничего не случилось. Таким был Николай Константинович Шутт, выпускник Борисоглебского авиаучилища 1938 года. Его запомнили как мастера всевозможных проделок, организатора весёлых розыгрышей. Николая любили за остроумие, находчивость и за то, что он никогда не оставлял товарищей в беде, помогал им и выручал, не считаясь с опасностью.

Николай Шутт был всесторонне развит. До войны он окончил ФЗУ, потом автошколу, учился на рабфаке при Минском медицинском институте, успешно занимался в аэроклубе. Потом учёба в Борисоглебской лётной школе.

В 1939 году Шутт стал лётчиком — истребителем. Его направили в строевую часть на Дальний Восток. Там на истребителе И-16 он участвовал в воздушных боях с японскими самураями в районе реки Халкин — Гол.

Герой Советского Союза Гвардии майор Шутт

В начале Великой Отечественной войны Шутт прибыл на запад. Первые воздушные бои начал на Керченском полуострове в качестве командира звена. С первых же дней зарекомендовал себя смелым, грамотным, бесстрашным воздушным бойцом. Ещё до войны в полку на аэродроме висел плакат с текстом: «Товарищи лётчики ! Учитесь стрелять так, как стреляет звено Лейтенанта Н. Шутта !». Шутт действительно стрелял без промаха, и умело передавал свой опыт другим лётчикам.

Свой первый бой он провёл 7 Января 1942 года на самолёте И-16 над Керченским проливом, безуспешно атаковав бомбардировщик Ju-88, а 30 Марта над Азовским морем одержал первую победу. Позднее он вспоминал об этом так:

«С дистанции 70 — 50 метров длинной пулемётной очередью ударил по правому мотору. Объятый пламенем и чёрным дымом, «Юнкерс» начал беспорядочно падать на мыс Казантип, в 1 — 2 километрах от берега. Два выбросившихся парашютиста были снесены ветром в Азовское море. Медленно снижаясь, я наблюдал за ними. Они упали в воду и через минуту исчезли под набегающими волнами».

Весной 1942 года Николай Шутт летал на самолёте И-16, на вооружении которого кроме пулемётов, были реактивные снарядыё. 21 Апреля ему пришлось вести бой сразу с двумя Ме-109. В ходе боя Шутт выбрал момент и выпустил РС, обычно применявшиеся по наземным целям или по большой группе самолётов противника, и с такой точностью, что снаряд, разорвавшись, уничтожил оба Ме-109. Так мог стрелять только Шутт. Это был первый вражеский истребитель, сбитый в полку.

Герой Советского Союза Гвардии майор Шутт

Вскоре фашиста подошли к городу Керчи. 16 Мая полк истребителей, в котором служил Шутт, перелетал на другой аэродром. Шутт задержался с взлётом и взлетал последним. Но поднялся в воздух не один, а втиснул в свою кабину лётчика Евгения Павловича, который за несколько дней до перелета таранил фашистский самолёт, сильно повредил свой истребитель и остался «безлошадным» ( так шутя, называли лётчиков, не имевших самолёта ).

Взлёт был нелёгким, но «ишачок» поднялся, только убрать шасси оказалось невозможно, на аэродроме когда Шутт производил посадку, командир полка хотел его отругать, но когда увидел, что из кабины самолёта спускаются двое лётчиков, заулыбался и сказал совсем другое:

— Спасибо Старший лейтенант, за разумную инициативу. Так должны поступать мы все.

Летом 1943 года Шутт уже командовал эскадрильей. Лётчики эскадрильи под его командованием провели на Курской дуге более 60 воздушных боёв, и сбили 15 вражеских самолётов, не потеряв своего ни одного.

6 Августа 1943 года Шутт находился на стоянке у самолёта Як-1. На аэродром приехал начальник политического отдела дивизии, и под крылом самолёта вручил Шутту партийный билет. Получая его, Шутт поклялся, что будет драться с фашистами, не жалея сил и самой жизни. Эту клятву Шутт выполнил с честью.

Далеко за пределы полка разнеслась слава о Николае Шутте, когда он во главе четвёрки «Яков» вступил в бой с целой армадой «Юнкерсов», шедших бомбить наш передний край обороны. Шутт первым атаковал ведущего и сразу сбил его. Ведомые сбили ещё 2 «Юнкерса». Фашисты, потеряв 3 бомбардировщика, начали беспорядочно сбрасывать бомбы не долетев до цели, и развернувшись, улетели обратно, преследуемые нашими «Яками».

Герой Советского Союза Гвардии майор Шутт

Защищая переправу наших войск через Днепр, Шутт в одном бою сбил 3 вражеских бомбардировщика. Имя Шутта стало уже известно всему фронту. Его знали как одного из лучших асов 2-й Воздушной армии.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...
Adblock detector