Герои авиамаршрута

Последний месяц осени военного 1942 г. стал для Красноярска знаменательным. Сюда прибыли первые партии поставок по ленд-лизу боевых самолетов производства США. С этого сибирского города самолеты отправлялись на фронта Великой Отечественной войны. Воздушные суда перегонялись по маршруту от Аляски, далее через Сибирь и Дальний Восток до Красноярска. За три года работы этой авиалинии в Действующую Армию было отправлено более 8 тыс. самолетов. Эту военную трассу называли неофициально «АлСиб» – Аляска-Сибирь. Но правильно так: «Красноярская воздушная трасса ВВС Красной Армии». Летом 1943 г. название поменяли и стало таковым: «Воздушная трасса Красноярск-Уэлькаль».

Герои авиамаршрута

В начальном периоде войны СССР нес тяжелые потери относительно личного состава, по причине неожиданного нападения, тысячи танков и самолетов были уничтожены на стоянках. Суровая статистика военных лет гласит, что к концу 1941 г. было потеряна двадцать одна тыс. самолетов и только 9 тыс. из них – в воздушных боях.

Правительство страны в то тяжелое время уже оперативно организовало передислокацию промышленных предприятий, в том числе, и в Сибирь. Заводы, фабрики ставили на открытых площадках, которые сразу же приступали к выпуску военной продукции. Но, чтобы заработать на полную мощность нужно было время. Но война не могла ждать. Не будем скрывать, СССР очень помогла программа военной поддержки по ленд-лизу, организованная правительством США и др. странами антигитлеровской коалиции. В страну шла заморская боевая техника, боеприпасы, стратегические материалы, топливо, продовольствие и др.

Герои авиамаршрута

Помощь шла по двум основным маршрутам – опасными транспортными конвоями на севере и через Иран, имеющий не очень большие возможности. Поэтому 9 октября 1941 г. под строгим секретом была достигнута договоренность об открытии военной воздушной трасы Аляска-Сибирь (г.Красноярск). Сознавая важность открытия этой воздушной дороги И.Сталин лично поручил опытному летчику, в свое время проложившему авиамаршрут Красноярск-Чукотка, генералу В.Молокову приступить изысканиям и строительству инфраструктуры трассы. Работы шли в бешеном темпе 9 месяцев. Ряд аэродромов – расширены, где нужно – построены новые, запасные и промежуточные. Всего – 17 у нас. В США и Канаде – 15. Построены пункты связи, радионавигаторы, метеостанции.

К личному составу – летчикам, инженерам, техникам, привлекаемым на работу на перегоночных маршрутах, предъявлялись особые требования – они должны были иметь опыт в боевых условиях или работавших ранее в Сибири, Арктике. Отбор был строжайший – 3 неудачные попытки взлета или посадки и летчика отстраняли от службы и отправляли в распоряжение Управления кадров ВВС. Из 5 летчиков оставался на перегоне один. Командиром перегоночной дивизии и начальником Красноярской воздушной трассы был назначен полковник И.Мазурок. Американские пилоты очень уважительно относились к полковнику за его мужество, опыт, знания и значительный вклад в служебную деятельность дивизии. В конце войны они подарили ему военный самолет Б-25.

Герои авиамаршрута

Крупные самолеты – бомбардировщики, транспортники перегонялись по 1-му, 2-м, 3-м. Истребители – по 2-3. Замыкал группу командир эскадрильи. Истребители покрывали незначительное расстояние поэтому их маршрут был разбит на 5 этапов. На каждом – работал свой авиаполк. Летчики перегона возвращались на свой аэродром воздушными судами восьмого Транспортного полка. Сначала советские военные представители принимали самолеты на авиазаводах американского Фэрбенкса. Перегон осуществлялся так: советские пилоты 1-го авиаполка гнали самолеты через Берингов пролив до Уэлькаля (1560 км. Анадырский залив). Подготовить машину к вылету здесь была большая проблема. Мороз – под 30°. Ветра. Техники мерзнут – на них обычные шинельки и кирзачи. Моторы грели по несколько часов. Не хватало ни дров, ни угля, ни лесоматериалов. Строили временные хилые домишки, продуваемые всеми ветрами. Но никто никогда не жаловался. Такая служба. Летчики 2-го авиаполка делали перегон (1400 км.) из Уэлькаля по маршруту Чукотка-Колымский хребет-Сеймчан. 3-ий авиаполк – перегон 1167 км. До Якутска. В самолетах страшная холодрыга. Потолок полета большой. На лицах – кислородные маски. 4-ый полк – маршрут Якутск-Киренск – 1293 км. 5-ый полк – до Красноярска – 945 км. В городе машины принимали представители ВВС. Получая добро, большие машины отправлялись на фронт своим ходом, истребители по частям ж/д транспортом.

В 1943 г. с Аляски прибыло самое большое количество американских самолетов. Советские аэродромы были забиты до отказа американскими «Кобрами», «Митчелами», «Бостонами». Сказать, что условия перегона были очень трудные, это значит ничего не сказать. Вечные туманы, сильные морозы, безлюдная тайга, утопающие в снегах непроходимые горы. Были горькие потери – в перегонах погибло 115 летчиков. Потерпело крушение восемьдесят одно воздушное судно.

Все имена героев-летчиков перегоночной дивизии установлены. В Красноярске создан мемориал, посвященный их героизму и доблести. В крае активно работают поисковые отряды. Большинство погибших советских пилотов не имеют мест захоронения. В архивах часто находят записи, что экипаж сгорел вместе с самолетом. Или, что летчики похоронены на месте гибели. Но прошло более семидесяти лет, в тайге не остается следов. Но поисковики самоотверженно ищут следы погибших Героев. Осенью 2014 г. около ст.Крючково было увековечено место гибели 27 июля 1943 г. самолета «Бостон» с экипажем мл.лейтенанта Порохина и ст.сержанта Бруньковского. Именно тогда был сильный туман. Предположительно пилот потерял ориентиры и разбился. В тот день в действующую армию были отправлены десять самолетов. В пункт транзита – в г.Омск – долетели лишь семь.

Порохин был опытным пилотом. Как инструктор учил наших пилотов летать на американских самолета. Скорбный список можно продолжить. Ужасное крушение произошло в ноябре 1942 г. – как раз после 1-го перегона американских самолетов. Потерпел катастрофу самолет ЛИ-2 с 20 летчиками перегона на борту. Вспыхнувшие 3100 литров топлива не дали никому шансов выжить.

В последний месяц лета 1945 г. американцы прекратили поставки самолетов в СССР. Советское руководство дало указание начать постепенное расформирование всех структур этой авиатрассы. В начале 1946 г. она перестала существовать до конца выполнив свою боевую миссию. Но благодаря этому авиамаршруту местным аэродромам досталась хорошая техника. Военные аэродромы «подскока» авиадивизии стали мирными и связали города и села с центрами, помогли освоить и далее Сибирь, Якутию, Чукотку. Бывшие американские самолеты переоборудовали в гражданские и они долгое время работали на советских людей – возили геологов, просто пассажиров, доставляли различные грузы, почту.

автор: Борис Ляшко

AesliB