Черный дьявол Амет-Хан Султан

20 октября 1920 г. в Алупке в семье крымской татарки Насибе и выходца из Дагестана Султана Амет-Хана родился мальчик. В честь деда назвали его Аметом. В 1927-м Амет-Хан...

20 октября 1920 г. в Алупке в семье крымской татарки Насибе и выходца из Дагестана Султана Амет-Хана родился мальчик. В честь деда назвали его Аметом. В 1927-м Амет-Хан пошел в школу, но учился он на тройки, за что регулярно получал от родителей нагоняи. Семилетку Амет-Хан окончил в 17 лет. Тогда же он сурово поругался с отцом и совершил первый в своей жизни мужской поступок – ушел из дома, и помирился с отцом перед самой войной. Амет-Хан уехал в Симферополь, поступил в железнодорожное ФЗУ, работал слесарем в депо.

Черный дьявол Амет-Хан Султан

В те годы молодежь бредила самолетами, Амет-Хан исключением не стал и поступил в местный аэроклуб. В 1939-го его призвали в армию и направили на учебу в старейшую в России Качинскую авиашколу в Севастополе. В конце 30-х – начале 40-х учеба проходила по ускоренной программе, и уже через полтора года младший лейтенант Амет-Хан Султан прибыл для прохождения службы в 4-й истребительный авиаполк.

Черный дьявол Амет-Хан Султан

Полк был вооружен старыми бипланами И-153 «чайка» конструкции Николая Поликарпова. В скорости и мощности вооружения этот истребитель, конечно, уступал «мессерам», но в умелых руках становился весьма опасным оружием, поскольку в маневренности давал любому моноплану сто очков вперед. Беда в том, что командованию полка не нравился независимый характер Амет-Хана, и ему не давали летать: к началу войны он был в воздухе всего 7 часов. Где уж тут опыта и мастерства набраться…

Когда началась война, Красная Армия испытывала острый дефицит самолетов поля боя – фронтовых бомбардировщиков и штурмовиков, способных работать с пикирования и с предельно малых высот: со средней и с большой высоты в точечную цель можно было попасть только случайно. Знаменитых ИЛ-2 было еще очень мало, и на штурмовку вынужденно посылали И-153, которые не имели никакой бронезащиты летчика и важнейших агрегатов, но брали на борт до восьми неуправляемых реактивных снарядов и 200 кг бомб.

Черный дьявол Амет-Хан Султан

Только за первые 4 месяца войны Амет-Хан 70 раз летал на штурмовку, а всего совершил 115 боевых вылетов. Обстановка на фронте была напряженной, и в иные дни он летал по 5–6 раз. Штурмовка была очень хорошей школой: и цель нужно было поразить, и под огонь с земли не попасть, и в землю на сверхмалой высоте не врезаться. 5 ноября 1941 г. Амет-Хан получил в Кремле свой первый орден Красной Звезды.

Однако Амет-Хан был истребитель, но не сбил еще ни одного вражеского самолета. Это очень тяготило молодого офицера, и однажды в разведывательном полете он нарушил запрет не вступать в бой с самолетами врага. Выполнив задание, он возвращался на свой аэродром, и увидел в небе два «мессера», которые безнаказанно расстреливали колонну беженцев. Амет-Хан решил ввязаться в драку. Резко пикируя, он выпустил весь боезапас по одному «мессеру». Тот увернулся, а второй «мессер» расстрелял «чайку». Несмотря на повреждения, Амет-Хан дотянул до аэродрома, и самолет посадил. Осматривая самолет, старый механик сказал: «Повезло тебе, парень! Возьми немец чуть повыше, не беседовали бы мы с тобой».

Черный дьявол Амет-Хан Султан

Весной 1942 г. полк Амет-Хана защищал Ярославль, который усиленно бомбила немецкая авиация. В Ярославле находился единственный в СССР шинный завод, выпускавший покрышками для всех типов самолетов. Уничтожив завод, Геринг рассчитывал парализовать все авиазаводы страны. Взлетев ранним утром 31 мая, Амет-Хан на высоте 7,3 км встретил бомбардировщик Ю-88. Амет-Хан сразу атаковал его и открыл огонь из всех стволов. «Юнкерс» умело уходил от огня на предельной скорости. Когда закончились боеприпасы, Амет-Хан пошел на таран. Зайдя со стороны задней полусферы, он хотел отрубить бомбардировщику хвост, но промахнулся, и оказался над правым крылом Юнкерса, и правой плоскостью своего самолета ударил по крылу Ю-88, отрубив крыло. «Юнкерс» упал на окраине города. Амет-Хан благополучно приземлился на парашюте. Два летчика попали в плен, два погибли в «Юнкерсе» Это была первая личная победа Амет-Хана, за которую он получил свой первый орден Ленина.

Летом 1942-го Амет-Хан воевал под Воронежем, с августа – под Сталинградом. Ему всего 22, но он совершил уже больше двухсот боевых вылетов и сбил 14 самолетов. Осенью 1942-го он получает под командование 3-ю эскадрилью 9-го гвардейского авиаполка, созданного по инициативе командующего 8-й воздушной армией генерал-лейтенанта Тимофея Тимофеевича Хрюкина. В полк собрали лучших летчиков-истребителей страны. В эскадрилье Амет-Хана 11 опытнейших пилотов. Товарищи ценили его за прямоту и открытость. Фактически он сбил больше самолетов, но он считал, что летчик, который у него в паре, тоже должен получить свои победы, и примерно десяток своих самолетов приписал своим товарищам – случай совершенно уникальный, обычно поступали наоборот, ведь за каждый сбитый вражеский самолет помимо наград полагалась и весьма приличная денежная премия. Немцы панически боялись Амет-Хана и называли «Черным дьяволом».

Черный дьявол Амет-Хан Султан

Он любил скорость, и открывал огонь с очень близкого расстояния, в клочья разнося самолет врага. Он сбил 4 бомбардировщика «Хейнкель Не-111». Мало кто мог похвастаться такими победами, ведь «Хейнкель» имел мощное пушечно-пулеметное оборонительное вооружение.

В августе 1943 г. за 350 боевых вылетов, 79 воздушных боев, 30 лично и в группе сбитых самолетов, 1 воздушный таран Амет-Хан Султану было присвоено звание Героя Советского Союза.

Амет-Хан был рекордсменов среди всех асов по количеству освоенных типов самолетов – 6: И-153, Як-1, Як-7, Ла-7, ленд-лизовские «Харрикейн» и Р-39 «Аэрокобра». И на каждом самолете он был асом.

В 1943-г полк Амет-Хан пересел на «Р-39» – самолет очень хороший, на нем летал Покрышкин, но в управлении сложный. Он иногда сваливался в плоский штопор. Амет-Хан научился, во-первых, не допускать сваливания, и, во-вторых, выводить самолет из штопора.

В небе Сталинграда его самолет подбили, загорелся двигатель, деревянный Як-1 очень быстро загорелся. Он на парашюте приземлился на нейтральной полосе, и был отбит пехотинцами у немцев.

В марте 1945-го Амет-Хан возглавил воздушно-стрелковую службу полка. Продолжая летать, он занимался с молодыми пилотами, передавая им свой уникальный опыт. Свой последний истребитель Амет-Хан сбил в апреле 1945 г. над берлинским аэродромом Темперхоф. Всего он совершил 603 боевых вылета, лично и в группе сбил 49 самолетов врага. В августе 1945-го, в 24 года Амет-Хан Султан получил свою вторую Золотую Звезду.

Когда война закончилась, Сталин приказал всех асов направить на учебу в военные академии. Со времени ссоры с отцом отношение к учебе у Амет-Хана не изменилось: не любил он сидеть за учебниками, чертить схемы, решать задачи. Он был человеком дела, недостаток образования компенсировал интуицией, самолет чувствовал кончиками пальцев, и написал рапорт об отчислении из академии.

Летом 1946-го однополчанин Амет-Хана Владимир Лавриненко помог ему устроиться в летно-исследовательский институт на должность летчика- испытателя. Первой машиной, которую он поставил на крыло, был экспериментальный планер ЛЛ-1. В одном из полетов не сработала посадочная система, но Амет-хан сумел посадить машину.

Черный дьявол Амет-Хан Султан

В ноябре 1951-го на секретном крымском аэродроме в Багерово, недалеко от родного дома Амет-Хана проходил испытания первой советской крылатой ракеты для борьбы с крупными надводными целями. Разработчиком ракеты было КБ Артема Микояна, систему наведения создало КБ Серго Берия. Поскольку «научить» ракету летать самостоятельно без помощи летчика-испытателя было невозможно, был создан пилотируемый аналог ракеты. На определенной высоте он отцеплялся от самолета-носителя, затем у него запускался двигатель, и уже в автоматическом режиме он летел к цели. В процессе полета испытатель не вмешивался в работу машины, и лишь в самый последний момент должен был взять управление на себя, уйти в сторону и на огромной скорости посадить самолет-ракету. Задача крайне сложная: при всей внешней схожести ракеты с самолетом, летал этот аппарат с большим трудом. Летчики говорили о нем: «Угол планирования как у кирпича, посадочная скорость – как у метеорита, запас топлива – на одну заправку карманной зажигалки» – горючего было так мало, что уйти на второй круг было невозможно.

Бомбардировщик-носитель Ту-4 штатно взлетел и набирал высоту, как вдруг на малой высоте, гораздо раньше расчетного времени, прототип, в котором сидел Амет-Хан, внезапно расцепился с носителем. Двигатель еще не был запущен, и ракета камнем устремилась к земле. На принятие решения оставались считанные секунды. Амет-Хан вновь и вновь пытался запустить двигатель, несмотря на то, что инструкция безоговорочно предписывала немедленно катапультироваться. Связь с землей была потеряна, и летчик не слышал команды немедленно покинуть машину. В пункт предполагаемого падения машины был послан специальный спасательный катер, но надежды на него было мало. Если бы летчик катапультировался, в холодной осеней воде он бы сразу умер. В условиях крайнего дефицита времени на высоте всего 250 метров Амет-Хан все-таки запустил двигатель и вернулся на аэродром.

Черный дьявол Амет-Хан Султан

Всего Амет-Хан налетал более 4 тыс. часов и освоил порядка 100 самолетов.

Амет-Хан Султан погиб во время испытаний бомбардировщика Ту-16 1 февраля 1971 г.

Сегодня памятники ему установлены в Алупке, Киеве, Махачкале, Ярославле, его имя носят улицы в Волгограде, подмосковном Жуковском, одна из площадей Симферополя. Но самого Амет-Хана Султана это вряд ли бы обрадовало: не любил он церемоний, не любил показухи. Он любил небо.

автор: Николай Кузнецов

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...
Adblock
detector