Пропаганда времен Корейской войны

Привилегии для военнопленных

Особый акцент пропаганда делала на добровольной сдаче в плен. Взять солдата в плен всегда намного дешевле, чем убить его на поле боя. Об этом, очевидно, знали по обе стороны баррикад. Обеими сторонами конфликта были выпущены специальные листовки-пропуска, обладатели которых могли без опасений сдаться и рассчитывать, как было указано, на вкусную еду, теплую постель и лекарства. В них же могло быть обещано солидное денежное вознаграждение, американцы шагнули и того дальше, давая в листовках «гарантии» по предоставлению американского гражданства.

Особые листовки предназначались и для советских пилотов, воевавших на стороне Северной Кореи. Но эта затея американцев, кстати, провалилась практически полностью. Советские солдаты, прошедшие серьёзную идеологическую подготовку и оставившие на родине свои семьи, к призывам перейти на сторону врага не прислушались.

Пропаганда времен Корейской войны

Листовка-пропуск войск коалиции ООН

Конфликт на национальной почве

С вступлением в бой «китайских народных добровольцев» агитация начала вестись и в их адрес. Так, обращение к китайской армии, подготовленное по приказу командующего 8-ой армии США генерала Мэтью Риджуэя, начиналось с воздания должных почестей за храбрость китайским солдатам. В этом же обращении ярко гиперболизировались страдания, которые они переносят на фронте за чужую страну. Так пропагандисты пытались вбить клин между корейцами и китайцами, воюющими бок о бок.

Пропаганда времен Корейской войны

Одна из карикатур, подготовленных для северокорейских солдат

Красная пропаганда

Коммунисты также по достоинству оценили влияние военной агитации. Они представляли войну в Корее как агрессию американского империализма, восхваляя достижения китайско-корейских войск и разоблачая расовую дискриминацию в армии США. В то время в ней ещё существовали части только для афроамериканцев, которые к концу войны всё-таки были полностью упразднены.

Пропаганда северокорейских войск, помимо идеологии, несла в себе оттенок сентиментальности (например, последнее письмо матери от сына — американского солдата, убитого в Корее). Задеть чувства человека, побудить его дезертировать и сдаться — вот главная цель северокорейской агитации. Особенно выделялись рождественские открытки-поздравления в традиционном американском стиле с написанными пожеланиями счастья в новом году на обороте.

Пропаганда времен Корейской войны

Письмо матери от американского солдата

Война в праздничной упаковке

Северокорейские агитаторы в своих нововведениях дошли до смелой идеи: своим противникам они стали дарить подарки с идеологической подоплекой. Например, на американских солдат они скидывали записные книжки с высказываниями Линкольна, Джефферсона, Рузвельта, различные изречения («Война хороша для тех, кто её не испытал», «Живи и жить давай другим»), известные цитаты из сочинений Шекспира («Сухой хлеб дома лучше, чем ростбиф за границей», «Сознание вины никогда не даёт покоя», «Восток или Запад — а дома лучше»).

Иллюзия достоверности

Пропагандистская машина уже тогда столкнулась с тем, что солдаты чаще всего не воспринимают агитационные листовки всерьёз. Поэтому некоторые из листовок стилистически напоминали американские газеты и журналы, а иногда написанные факты подтверждалось ссылками на сами газеты и номера их выпусков.

Пропаганда времен Корейской войны

Газеты «Peace» — пример коммунистической пропаганды

Как оказалось, войска коалиции Организации Объединенных Наций были не подготовлены к мощному воздействию агитации и коммунистической идеологии. Солдатам запрещали слушать радиопередачи противника, читать любые пропагандистские материалы. О слабом моральном состоянии американских войск забили тревогу и в прессе.

Так, в 1952 г. газета «Нью-Йорк таймс» сообщила, что за первые полтора года войны в Корее из вооруженных сил США дезертировало 47 тысяч человек. В следующие полтора года количество дезертиров продолжало держаться на уровне 18−20 тысяч за каждые шесть месяцев.

автор: Иван Штейнерт

источник: diletant.media

AesliB