Пропаганда времен Корейской войны

Во время войны в Корее (1950−1953 гг.) в борьбе за умы людей впервые столкнулись две идеологические машины Холодной войны — западная демократия и восточный коммунизм. Их агитация на войне подталкивала солдата к ответам на мучащие его вопросы: «Герой я или слабак? Борец за правое дело или марионетка?» А главное: «Как остаться в живых?»

Пропаганда времен Корейской войны

Дождь из листовок

Главным способом ведения агитации в Корейской войне стали листовки, которые миллионами сбрасывались с бомбардировщиков и легких самолетов прямо на головы противника. Большое упорство в этом проявили американцы, каждую неделю печатавшие 23,5 миллиона листовок. В результате только за первые три дня войны на противника было сброшено более 100 миллионов разных воззваний и призывов сдаться.

Пропаганда времен Корейской войны

Американский бомбардировщик B-29 Superfortress, с борта которых сбрасывались листовки

Своей пропагандой Соединенные Штаты хотели изобразить себя в роли миротворца, обороняющего Южную Корею от лица ООН. При всем этом уповать на политические аргументы не приходилось — американские пропагандисты прекрасно понимали, что им нужно давить на чувства и эмоции солдат. Тоска по дому, страх смерти, опасения за родных и близких, голод и лекарства — вот о чем действительно думали в окопе.

Пропаганда времен Корейской войны

Один из примеров листовок, предназначенных для «китайских добровольцев»

Ликбез

Уже в первые дни войны штаб пропаганды США столкнулся с существенными проблемами, первой из которых стала колоссальная безграмотность в рядах корейских солдат. Американцам пришлось скорректировать политику информационной войны: многие листовки стали включать в себя наглядные рисунки, а иногда печатались просто в виде комиксов. Один из примеров гласит: «Не прочитав ни единого слова, вы понимаете, что коммунисты обещают вам еду и лекарства, но приносят лишь пустые коробки, обещают поддержку с воздуха, но рядом вы видите лишь комаров, обещают великую победу, но рядом с вами падают бомбы…»

Пропаганда времен Корейской войны

Пример наглядной агитации для северокорейских войск

Агитацию зачастую подкрепляли авторитетом главнокомандующих. Любой ценой американские пропагандисты пытались поднять боевой дух южнокорейских солдат и оповестить их противников с севера о возможности получении точной и честной информации прямиком из американского военного штаба.

На одной из листовок, созданных с этой целью, рисуется героический образ генерала Дугласа Макартура, на ней же американцы обещают хорошо обращаться со всеми сдавшимися. Текст листовки гласит: «Каждый день слушайте в 21.00 по корейскому времени на чистоте 950 килогерц честные новости из штаба генерала Макартура».

Пропаганда времен Корейской войны

Листовка с портретом Дугласа Маккарутра

Читай продолжение на следующей странице
AesliB