Илья Фрэз — Мальчик с седой головой

«Я вас любил» с замечательным Виктором Переваловым, «Приключения желтого чемоданчика» с великими Татьяной Пельтцер и Евгением Лебедевым, «Чудак из пятого «Б» с той же Пельтцер и Евгением Весником и «Это мы не проходили» (Борис Токарев, Андрей Ростоцкий).

Кстати, за фильм «Чудак из пятого «Б» режиссер был удостоен Государственной премии СССР.

Илья Фрэз — Мальчик с седой головой

Необыкновенное путешествие Мишки Стрекачёва

Очередным пиком творчества Ильи Фрэза (и, может быть, самым ярким) стала удивительная, трогательная и трагичная кинокартина «Вам и не снилось», снятая в 1980 году и ставшая по опросу журнала «Советский экран» лучшим отечественным фильмом 1981 года. Пронзительная история чистой юношеской любви Романа и Кати буквально потрясла зрителя. А исполнившие главные роли Никита Михайловский и Татьяна Аксюта навсегда стали любимыми для миллионов советских юношей и девушек.

Фильм «Карантин» смело можно назвать проходным в творчестве Фрэза. Такое ощущение, что режиссер решил передохнуть, обратившись вновь к легкой детсадовской теме после пронзительного, эмоционально сильного «Вам и не снилось». В отличие от «Я купил папу» «Карантин» скучен, натужен, лишен искры. Фильм сделан как будто без особых усилий, по шаблонам.

Илья Фрэз — Мальчик с седой головой

Я вас любил

«Карантин» похож на дипломную работу начинающего режиссера. Кажется, единственный раз Фрэз не угадал с ребенком на главную роль. Айлика Кремер — девочка симпатичная и киногеничная, но с явными проблемами в дикции. Ее реплики почти не слышны.

Сюжет хоть и забавный, но чересчур простой. В детском саду объявили карантин, и девочку не с кем оставить. Мама и папа — люди работающие, и им приходится всячески исхитряться, чтобы «впарить» дочку очередному родственнику.

В фильме робко высказывается мысль о материнской ответственности: если уж родила ребенка, так изволь сидеть с ним и воспитывать, и ничего бегать по разным работам! Идея, конечно, спорная, но на полемику в фильме нет и намека. Так что смысл этого фильма непонятен.

Илья Фрэз — Мальчик с седой головой

Приключения жёлтого чемоданчика

Последний фильм Фрэза — не самый лучший, но один из ключевых в фильмографии режиссера. «Личное дело судьи Ивановой» не стал культовым, возможно, потому, что всю славу забрал себе «Вам и не снилось» — один из главных советских фильмов о проблемах молодежи. «Личное дело судьи Ивановой» оказалось где-то в тени, хотя по проблематике не уступает. (в гл. ролях Наталья Гундарева и Сергей Шакуров) Типичная семейная ситуация: муж изменяет.

Об этом случайно узнает дочь Лена и начинает переживать настоящий душевный кризис. Все семейные ценности в ее сознании вмиг рухнули. Из любознательной и активной девочки она превралилась в копию своей мамы — женщины гордой, обиженной, возненавидевшей весь мужской род.

Очень, кстати, ценный материал для психологов: дети, как известно, во многом копируют своих родителей, что впоследствии определяет их судьбу. Вот и судьба Лены Ивановой видится незавидной: скорее всего, гармоничные отношения с мужчинами у нее не сложатся — из-за навязанных матерью предрассудков. Сам факт измены в фильме, между прочим, авторами никак не оценивается и предоставляется на суд зрителя.

Илья Фрэз — Мальчик с седой головой

Чудак из пятого «Б»

В общем, фильм гораздо глубже, чем кажется. В нем есть потайной психологический слой, который был бы невозможен без исключительной игры актеров, включая Оксану Дацкую в роли Лены Ивановой.

Вообще, стоит отметить, что быть режиссёром детского кино — это дело непростое, как может показаться на первый взгляд. Чтобы суметь заинтересовать юного зрителя, нужно обладать по-настоящему великим талантом. В СССР, детскому кино уделялось действительно пристальное внимание, и Фрэз внёс в него свою, ни с чем несравнимую лепту.

Детские кинотеатры, целые направления в институтах киноиндустрии, множество киностудий — в те далёкие уже времена отношение к детскому кино было совсем иное, более серьёзное. Творчество Ильи Абрамовича и в настоящее время вызывает неподдельные эмоции, как у детей, так и у взрослых.

Илья Фрэз — Мальчик с седой головой

Это мы не проходили

Настоящая награда для любого режиссёра, когда даже по прошествии многих лет, творчество остаётся интересным. Нередко Илья Абрамович выступал соавтором сценариев к фильмам, которые снимал.

Также, в соавторстве с Евгением Шварцем была выпущена повесть для детей под названием «Наш завод» в 1949 году. Нередко режиссёр становился лауреатом Всесоюзных кинофестивалей, а в 1989 году ему было присвоено звание народного артиста СССР.

В 1989 году Илье Фрэзу было присвоено звание Народного артиста СССР.Умер Илья Абрамович Фрэз в Москве 22 июня 1994 года и похоронен на Кунцевском кладбище. Но память о нём жива, пока мы помним его работы.

Илья Фрэз — Мальчик с седой головой

Вам и не снилось…

В одной из своих статей, посвященных детскому кинематографу, А. Митта очень точно, на наш взгляд, подметил:

«Мне кажется, что в художнике, работающем для детей, живут два существа — неумирающий ребенок и несостоявшийся учитель. Ребенок, которому никак не удается раствориться в этом плотном взрослом существе, полном возмутительных компромиссов.

Учитель, которому очень хочется объяснить всем что-то очень важное, то, что они без него не поймут или поймут не так скоро». Это двуединство, пожалуй, идеально выражает самую суть творческой и человеческой личности Ильи Фрэза. И лучшее тому доказательство — его фильмы. Стать таким художником, наверное, невозможно. Им нужно родиться.

Илья Фрэз — Мальчик с седой головой

Личное дело судьи Ивановой

Видя задачу кинематографа в объединении зрителей детей и взрослых, Илья Фрэз одним из первых поднял голос в защиту так называемого семейного фильма. Не детского и не взрослого отдельно, а высокохудожественного, хорошего, именно семейного фильма.

В частности, на страницах газеты «Правда» он писал: «Мы и дети живем вместе, но нас разделяют стены, дети — свидетели и участники всей нашей жизни. Родителям всегда интересно увидеть и узнать что-то новое о своих детях, детям — то, что они не разглядели в своих родителях и учителях. Такую возможность знакомства и понимания может предоставить кино.

Но я не скажу — детское. И не скажу — взрослое. Я употреблю другое слово — семейное кино.

Кино для всей семьи… Кино как возможность посмотреть и потом поговорить… Как способ остановиться и задуматься друг о друге…

За телевизор садится часто вся семья, и хорошо, если объединит их соответствующий фильм — для детей и взрослых. Вот почему так нужен семейный фильм. Пусть будет такое понятие.

Пусть об этом знает прокат. Пусть это отражает реклама. Тем более, что такие фильмы существуют. Их надо только уметь тщательно отбирать. Таковы все детские фильмы Ролана Быкова, Сергея Соловьева, Динары Асановой и других «детских» режиссеров.

Окончился фильм, и возникли бы в семье разговоры по поводу увиденного, различные толкования, споры, продолжение, а может, возникновение взаимного общения, чего нам так не хватает»

источник: 1001material.ru

AesliB