Илья Фрэз — Мальчик с седой головой

Вы заметили, что сейчас в нашей стране никто не снимает детского кино? С точки зрения «правильности» и «выгодности» ведения соответствующего бизнеса все логично и объяснимо. И беда здесь не только в том, что режиссеры разучились снимать добротные фильмы, рассчитанные на возраст «до 12» или «до 16», но и в том, что зрители наши юные отвыкли такие фильмы смотреть.

Отучила их от этого циничная, жестокая и грубая реальность. И сейчас уже очень трудно будет сделать так, чтобы в детство наших детей и внуков пришли новые Роу, Птушко, Быков. А пока, вернись они в наше время, совсем неуютно им было бы здесь и сейчас. Илье Фрэзу тоже было бы очень неуютно.

Илья Фрэз — Мальчик с седой головой

Илья Абрамович Фрэз — один из главных классиков советского детского кино. Фильмография Фрэза — это отражение того, как в советском обществе относились к детской тематике. До начала Оттепели дети в кино изображались шаблонно, упрощенно, как уменьшенные копии образцовых взрослых граждан Советского Союза. Даже если по сюжету происходит война, то мы видим войну понарошку, словно детскую игру в казаки-разбойники.

В 60-е и 70-е кино представило всё разнообразие детской жизни: детский сад, школа, пионерский лагерь, ремесленные училища и т.д. Жизнь ребенка была насыщенной и наполненной маленькими приключениями. Только вот изображался этот «детский мир» чересчур комедийно, несерьезно. Помните «Денискины рассказы»? Вот всё в таком духе.

Илья Фрэз — Мальчик с седой головой

Отношение к юношеской проблематике резко начало меняться в конце 70-х, а в 80-е и вовсе стали появляться шокирующие консервативную публику молодежные ленты. Огромная армия родителей вдруг узнала, что их дети могут влюбляться и самостоятельно принимать ключевые жизненные решения. Вот краткий обзор развития детского советского кино.

Илья Фрэз в своем творчестве прошел через все его этапы, и сейчас мы вспоминаем все его работы — от ранних соцреалистических до поздних остро-молодежных — как исключительно качественные, искренние, увлекательные истории о детях.

Известный детский кинорежиссер Илья Фрэз родился 2 сентября 1909 года в городе Рославле Смоленской губернии. Его родители были далеки от искусства (отец служил в лесничестве, мать занималась домашним хозяйством), однако театральным увлечениям детей они не препятствовали. Старший сын стал актером ивритской студии «Габима», дочь (ученица Айседоры Дункан) участвовала в представлениях, организуемых знаменитой танцовщицей.

Илья Фрэз — Мальчик с седой головой

Слон и верёвочка

Старший брат Ильи был актёром, он играл в ивритской театральной студии «Габима», а сестра училась у самой Айседоры Дункан. Когда Илье исполнилось двенадцать лет, умерла мама и погиб старший брат. Его отец решился жениться второй раз. По воспоминаниям Ильи — вторая жена отца была очень доброй женщиной. В 1926 году Илья Абрамович решил покинуть родной город и отправиться учиться в Москву в Госкиношколу.

По примеру старших в 1926 году Илья уехал в Москву, поступать в Госкиношколу. Однако его не приняли, так как от поступающих требовалась почти цирковая подготовка.

Илья уезжает в Ленинград к дяде. Там он временно устраивается на завод слесарем. Однако мысли о занятии творческой деятельностью не оставляют его, и в 1928 году он поступает в Ленинградский техникум сценических искусств (позднее — Ленинградский театральный институт имени А. Н. Островского).

Илья Фрэз — Мальчик с седой головой

Первоклассница

В 1931 году Илья Фрэз начал работать на киностудии «Ленфильм» у Григория Козинцева и Леонида Трауберга.

Первым фильмом, в работе над которым он принимал участие, стал фильм «Одна». Но «высшую школу обучения», как вспоминал Фрэз позднее, он прошел, работая с Григорием Козинцевым и Леонидом Траубергом над трилогией о Максиме (1934–1938 годы).

В 1943 году Илья Фрэз перешел работать на киностудию «Союздетфильм». И с этого времени полностью посвятил себя детскому и юношескому кино. Его первые режиссерские работы — фильмы «Слон и веревочка» и «Первоклассница» с Наташей Защипиной в гл. роли. Эти кинокартины мгновенно стали сверхпопулярными среди советских детей. А по показу «Первоклассницы» можно было почти со стопроцентной уверенностью определить, что на дворе 1-е сентября.

Следующим киношедевром Ильи Фрэза стала дилогия «Васек Трубачев и его товарищи» и «Отряд Трубачева сражается». Наряду с «Неуловимыми мстителями» в героев фильмов Фрэза играли во дворах все советские мальчишки школьного возраста, что является самым ярким доказательством режиссерского таланта.

Илья Фрэз — Мальчик с седой головой

Васёк Трубачёв и его товарищи

После школьников, ремесленников и беспризорников Илья Фрэз обращается к другой социальной группе — детсадовцы. «Я купил папу» — очень милая и смешная история о том, как мальчик, воспитываемый матерью — без отца, прогуливает детский сад и идет в универмаг, чтобы буквально купить папу — за 20 копеек. Как ни странно, ему это удается.

О том, что Илья Фрэз никогда не снимал ширпотреба, а производил исключительно «штучный товар», свидетельствует тот факт, что его картины выходили в свет не чаще одного раза в два-три года. Столь тщательная, кропотливая работа над каждым своим творением позволяла художнику снимать фильмы, каждый раз становящиеся настоящим событием в мире советского кинематографа.

За период с 1967 по 1975 годы режиссер снял «всего» четыре фильма. Зато каких!

Читай продолжение на следующей странице
AesliB