Но! Андрей Боголюбский не копирует ни Киев, ни даже Константинополь. Например, во Владимире нет Софийского собора. Аналогом Храма здесь становится другой собор — Успенский. Тоже «женский», но принадлежащий к чисто владимирскому культу Богородицы.
Есть и ещё отличие. Золотые Ворота теперь не на юге (как в Киеве) или востоке (в Иерусалиме и Константинополе), а… на западе. Объяснение этому находится в библейской истории, оно же отражено в структуре всего храмового комплекса древнего Владимира.
Новый Иерусалим в Подмосковье
Согласно Новому Завету, Иисус уже однажды вошел в Иерусалим через Восточные врата. После чего они
будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими.
Это учли при строительстве Владимирского храмового комплекса. Мессия уже приходил с Востока? И на востоке, в Боголюбове, располагается церковь Рождества Богородицы — своего рода «врата», некогда приведшие в мир Христа. Здесь действительно находились восточные ворота — Серебряные, символизирующие чистоту и непорочность.
На западе от Рождественского храма — Успенский собор, знак завершения земной жизни Богоматери. И ещё западнее — Золотые ворота с надвратной церковью Ризоположения. Весь комплекс символизирует земную жизнь Богородицы, ожидающей второго пришествия своего сына у западных ворот «Нового Иерусалима» — Владимира.
Больше того, и самому городу, и его первому князю Андрею Боголюбскому находятся параллели в ветхозаветной истории.
Новый Иерусалим, вид на Воскресенский Собор
Как Иерусалим не принадлежит ни одному из колен Израилевых, так и Владимир — небольшой город на окраине Ростово-Суздальского княжества. Ветхозаветный Давид, перенося ковчег Завета в Иерусалим, делает его не только столицей, но религиозным центром. В 1155 году Андрей Боголюбский… переносит в захолустный Владимир реликвию — икону Богоматери, будущую Владимирскую.
А вскоре Владимир становится центром нового культа Пресвятой Богородицы. И столицей Руси Залесской.
А далее идут эсхатологические параллели.
Царь Соломон строит в библейском Иерусалиме Храм. «Новый Иерусалим» на Руси в разное время строят Ярослав Мудрый и Андрей Боголюбский. И обоих князей летописи уподобляют Соломону. Примечательно, что одно из имен Соломона — Иедидиа, «возлюбленный Богом». Или — «Боголюбский»…
Время правления Соломона — период процветания Израиля. А после него в стране начинаются волнения, распри и развал. Все это находит свои параллели и в русской истории. Больше того! И Ярослав I, и Андрей Боголюбский готовятся не просто к грядущим бедствиям, но к концу времен.
Вид с воздуха на Новый Иерусалим
Строительство Владимирского храмового комплекса начинается в 1158 году, 6666 году от сотворения мира. Главный собор города, Успенский, освящают в 1161-м. Конец света; три с половиной года царства антихриста, преддверие Второго пришествия Христа. Земная столица готова к встрече Царя Небесного…
Но и в этот раз не сложилось. Что делать? Жить дальше!
И после 1165 года к Богородичному храмовому комплексу добавляется храм Покрова-на-Нерли. Вне города и Боголюбовского замка, на перекрестье речных путей с северо-запада и востока.
Не «презентация» ли это миро- и само-ощущения: «Мы под Божьим покровительством»? Теперь в новой форме — «Под Покровом Богородицы»?
автор: Александр Смирнов
источник: shkolazhizni.ru