Как на Руси строили Иерусалим?

Но! Андрей Боголюбский не копирует ни Киев, ни даже Константинополь. Например, во Владимире нет Софийского собора. Аналогом Храма здесь становится другой собор — Успенский. Тоже «женский», но принадлежащий к чисто владимирскому культу Богородицы.

Есть и ещё отличие. Золотые Ворота теперь не на юге (как в Киеве) или востоке (в Иерусалиме и Константинополе), а… на западе. Объяснение этому находится в библейской истории, оно же отражено в структуре всего храмового комплекса древнего Владимира.

Как на Руси строили Иерусалим?

Новый Иерусалим в Подмосковье

Согласно Новому Завету, Иисус уже однажды вошел в Иерусалим через Восточные врата. После чего они

будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими.

Это учли при строительстве Владимирского храмового комплекса. Мессия уже приходил с Востока? И на востоке, в Боголюбове, располагается церковь Рождества Богородицы — своего рода «врата», некогда приведшие в мир Христа. Здесь действительно находились восточные ворота — Серебряные, символизирующие чистоту и непорочность.

На западе от Рождественского храма — Успенский собор, знак завершения земной жизни Богоматери. И ещё западнее — Золотые ворота с надвратной церковью Ризоположения. Весь комплекс символизирует земную жизнь Богородицы, ожидающей второго пришествия своего сына у западных ворот «Нового Иерусалима» — Владимира.

Больше того, и самому городу, и его первому князю Андрею Боголюбскому находятся параллели в ветхозаветной истории.

Как на Руси строили Иерусалим?

Новый Иерусалим, вид на Воскресенский Собор

Как Иерусалим не принадлежит ни одному из колен Израилевых, так и Владимир — небольшой город на окраине Ростово-Суздальского княжества. Ветхозаветный Давид, перенося ковчег Завета в Иерусалим, делает его не только столицей, но религиозным центром. В 1155 году Андрей Боголюбский… переносит в захолустный Владимир реликвию — икону Богоматери, будущую Владимирскую.

А вскоре Владимир становится центром нового культа Пресвятой Богородицы. И столицей Руси Залесской.

А далее идут эсхатологические параллели.

Царь Соломон строит в библейском Иерусалиме Храм. «Новый Иерусалим» на Руси в разное время строят Ярослав Мудрый и Андрей Боголюбский. И обоих князей летописи уподобляют Соломону. Примечательно, что одно из имен Соломона — Иедидиа, «возлюбленный Богом». Или — «Боголюбский»…

Время правления Соломона — период процветания Израиля. А после него в стране начинаются волнения, распри и развал. Все это находит свои параллели и в русской истории. Больше того! И Ярослав I, и Андрей Боголюбский готовятся не просто к грядущим бедствиям, но к концу времен.

Как на Руси строили Иерусалим?

Вид с воздуха на Новый Иерусалим

Строительство Владимирского храмового комплекса начинается в 1158 году, 6666 году от сотворения мира. Главный собор города, Успенский, освящают в 1161-м. Конец света; три с половиной года царства антихриста, преддверие Второго пришествия Христа. Земная столица готова к встрече Царя Небесного…

Но и в этот раз не сложилось. Что делать? Жить дальше!

И после 1165 года к Богородичному храмовому комплексу добавляется храм Покрова-на-Нерли. Вне города и Боголюбовского замка, на перекрестье речных путей с северо-запада и востока.

Не «презентация» ли это миро- и само-ощущения: «Мы под Божьим покровительством»? Теперь в новой форме — «Под Покровом Богородицы»?

автор: Александр Смирнов

источник: shkolazhizni.ru

AesliB