Взлетал, чтобы победить

Рожден был герой нашего сегодняшнего рассказа в 1918 году на Украине, близ Луганска. Родители его работали в шахте. Сам Иван трудился после школы слесарем. В 1937 отправился служить...

Рожден был герой нашего сегодняшнего рассказа в 1918 году на Украине, близ Луганска. Родители его работали в шахте. Сам Иван трудился после школы слесарем. В 1937 отправился служить в Красную Армию. Еще через год выучился на пилота.

Принимал участие в столкновении с японцами на Халкин-Голе в 1939 году, сам уничтожил вражеский самолет. За это Клещёва наградили орденом.

С самых первых дней ВОВ капитан Иван Клещёв принимал активное участие в боях за Отечество.

Взлетал, чтобы победить

В свои 23 года этот коренастый, пышущий энергией, с волевым подбородком и густыми волосами пилот уже был бывалым военным.

К началу весны 1942 года майор Иван Клещёв уже провел 220 боевых вылетов, единолично сбил шесть и в компании с сослуживцами уничтожил тринадцать вражеских машин.

Через год Клещёву доверили командование 434-м авиаполком. Шефствовал над ним сам младший сын Сталина. Этот полк был отборным, элитным. В него брали только бывалых пилотов, которые уже уничтожили по нескольку машин противника, да еще и преподавателей из летных училищ.

Взлетал, чтобы победить

Летом 1942 года пилоты вели сражения близ Краматорска. Хотя существовали перебои с топливом, воевали очень результативно.

В середине июня пилоты 434-го авиаполка вступили в сражение с нацистскими воздушными снайперами, которых обучали в столице Германии. Тогда отряд из семнадцати «Яков» прибыл, чтобы прикрыть пехотинцев, и вдруг на них ринулись девятнадцать «Мессершмидтов», потом еще девять. Началась горячая схватка. Гитлеровцы, осознавая свое численное преимущество, нападали очень нагло. Советским пилотам пришлось тяжело, но и улететь и бросить внизу пехоту они не имели права.

Взлетал, чтобы победить

И. И. Клещёв у своего истребителя Як-7Б. Сталинград, 1942 год.

По этой причине наши пилоты только лишь защищались и изредка только нападали в ответ. Поэтому три наших самолета оказались сбиты. И хотя наши офицеры тоже уничтожили четыре фашистских истребителя, все очень огорчились. Все понимали, что враги поставили советских пилотов в невыгодные условия, и им некуда было деваться, пришлось сражаться так. Только слаженные действия наших асов позволили понести такие потери, а не в разы большие.

Взлетал, чтобы победить

В сентябре 1942 года 434-й авиаполк передислоцировали под Сталинград. Там в этот момент шли повсеместно, по всему городу шли горячие схватки. В небе тоже была напряженная обстановка.

Впервые наши пилоты вылетели в бой 16 сентября, майор Клещёв был за главного. Одиннадцать советских самолетов должны были прикрыть пехоту возле станции Котлубань. Но на подлете они увидели 30 немецких бомбардировщиков и с десяток истребителей.

Клещёв быстро проанализировал ситуацию: «Мессеры» достаточно далеко от бомбардировщиков, у русских скорость на высшем пределе, солнце светит сзади. Это давало преимущество хорошенько ударить по «Юнкерсам», пока сообразят, в чем дело, истребители. А затем надо идти вверх и поделиться на два отряда, один из которых нападет на истребители, а второй опять поразит неповоротливые бомбардировщики.

Взлетал, чтобы победить

Истребитель Як-7Б из состава 434-го ИАП, сентябрь 1942 года. Судя по количеству победных звёздочек, на машине летал кто — из результативных лётчиков полка. Бортовой номер «1» может указывать на то, что это самолёт командира части майора И. И. Клещёва ( или же — одного из комэсков ).

Взлетал, чтобы победить

Огласив стратегию, комполка ринулся в атаку. Он сам сбил бомбардировщик, его подчиненный еще один. Другие «Юнкерсы» начали, смешав строй, сбрасывать бомбы. Все шло по плану, два отряда русских «Яков» атаковали «Мессеры» и «Юнкерсы». Были сбиты два немецких истребителя, один советский «Як». После этого фашисты ретировались. В тот день прошли еще несколько воздушных боев с нашими пилотами.

Бои шли все ожесточеннее… 19 сентября 1942 года фашистам удалось зажечь машину комполка Ивана Клещёва. Погасить сам огонь он не смог, спрыгнул с парашютом. С тяжелыми ожогами он попал в госпиталь.

Взлетал, чтобы победить
На некоторое время во главе авиаполка занял место Герой СССР Александр Семенов.

Взлетал, чтобы победить

В своих воспоминаниях этот выдающийся летчик позднее писал, что работать вместо Ивана Клещёва было трудной задачей. Все офицеры полка ценили его очень высоко. Он имел стержень в характере. Не боялся никакой ответственности и часто шел на риск, воплощая самые смелые свои замыслы.

Он считал, помимо прочего, что командир летчиков обязательно сам должен воевать в небе, иначе он уже не будет сам практикующим, настоящим пилотом и не сможет согласно своей совести быть настоящим предводителем для воздушных бойцов. Некоторые, может, не согласятся с этим утверждением, но Александр Федорович его разделял.

Также Семенов писал о том, что Иван Клещёв поощрял всяческие инновации, проявлял энтузиазм в поиске нетипичных способов в полетах на истребителях и в новых боевых приемов в схватках с гитлеровскими воздушными машинами.

Клещёв в числе первых обеспечил самолеты радиосвязью с наземными пунктами, очень интересовался делом пунктов наведения. Именно он инициировал выстраивание истребителей в небе в эшелон и организацию парного действия пилотов.

Осуществляя руководство авиаполком, Иван Иванович командовал по радиосвязи. Но как только обстановка в небе накалялась, и нашим пилотам приходилось туго, он тут же вылетал на помощь на своей боевой машине, и тогда обычно, наши войска одерживали верх над противником. Однажды майор на «Яке» схватился с семью «Мессершмидтами». Тогда он «снес» два вражеских истребителя и победил. В другой раз он вывел из строя сразу три машины противника.

Взлетал, чтобы победить
Истребитель Як-9 И. И. Клещёва.

И то, что Герой СССР Иван Клещёв был тяжело ранен и долго не мог воевать, очень расстроило всех его подчиненных. Но этот авиаполк был прекрасно организован и поэтому назавтра же снова сражался так же результативно, как и при своем командире. Но тем не менее к октябрю 1942 года осталась лишь треть летного состава и «Яков». Бойцы очень утомились, самолеты требовали хорошего ремонта. По этой причине авиаполк вывели на время в тыл. Только за три недели воздушных схваток пилоты подбили 83 машин противника. А в ноябре 1942 года 434-й авиаполк переименовали в 32-й гвардейский. На этом Александр Семенов завершает свой рассказ.

Взлетал, чтобы победить

Иван Клещёв, выдающийся, высококлассный и отважный летчик-ас, погиб в воздушной аварии 31 декабря 1942 года.

За время несения службы Иван Иванович освоил навыки управления пятью видами самолетов.

В 1944 году Ивану Ивановичу присвоили звание Героя СССР.

Упокоили отважного пилота в Тамбовской области. Он был удостоен четырех орденов и нескольких медалей.

Взлетал, чтобы победить

Взлетал, чтобы победить

Взлетал, чтобы победить

Взлетал, чтобы победить

Боевая машина Ивана Клещёва Як-9, на борт которой нанесены четырнадцать звезд, сейчас хранится в «Музее Техники» Вадима Задорожного.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...
Adblock detector