Летчик-истребитель Илья Шмелев

Это особый павильон: ведь там в миниатюре собрано на небольшой сравнительно площади почти всё то, что демонстрируется в остальных 77 павильонах выставки. Самолёты и тракторы, космические ракеты и радиоприёмники, мотоциклы и автомобили, и многое, многое другое. Интереснейшие, а порой просто уникальные экспонаты. Смотришь и не веришь, что они сделаны руками детей. А в том, что все эти маленькие чудеса попали на ВДНХ, немалая заслуга Ильи Васильевича Шмелёва. Он разыскивал и находил таланты, выезжая для этого иногда в очень отдалённые районы нашей страны. Он помогал юным умельцам в создании новых моделей, приборов и механизмов, представляющих интерес для широкого круга любителей техники. Наконец, он вёл регулярную переписку со многими из этих людей, осуществляя заочную консультацию такого большого объёма, что невольно удивляешься — как у человека хватало времени на всё эти дела ?

Летчик-истребитель Илья Шмелев
Бывали, конечно, и трудные ребята, избалованные родителями или рассчитывающие на лёгкий успех, или, наоборот, выросшие без отцов и теряющие веру в себя. К каждому нужен свой, особый подход. Безошибочно найти его помогали личный опыт воспитателя, приобретённый за годы службы в авиации.

Не менее, пожалуй, важной была работа Ильи Васильевича по организации выставок технического творчества советских детей за рубежом. Польша, Чехословакия, ГДР, Швеция, наконец — США. И везде множество посетителей, восторженные записи в книгах отзывов, высокая оценка прессы, подчёркнутое внимание специалистов. Несколько зарубежных выставок Илья Васильевич сопровождал лично.

Знаменитый американский лётчик — испытатель Джимми Коллинз, закончив работу в большой авиации, стал обучать полётам курсантов частной лётной школы. «Круг замкнулся, жизнь кончилась», — сказал он по этому поводу. Для Коллинза, вероятно, так и было. А у Шмелёва началась вторая жизнь. Да какая интересная !

Ведь он всё время был среди молодёжи. Очень любил авиамоделистов и уделял им много внимания. «Эстафета поколений» — так говорят в народе. У него было кому её передать. Многие из тех, что пришли к Шмелёву мальчишками, стали потом авиационными инженеры или высококвалифицированными рабочими авиапромышленности. Для них авиация стала главным делом жизни…

Он умер 25 декабря 1979 года. Похоронен на Преображенском кладбище в Москве.

источник: airaces.narod.ru

AesliB