Изольда Извицкая была ярким явлением в мире советского кинематографа. Ей суждены были всемирная слава и трагическая кончина. Прославилась она в возрасте 25 лет, получив главную роль в неоднозначном для тех лет фильме «Сорок первый», который снял режиссер Григорий Чухрай. Эта кинолента, где сыграл также молодой Олег Стриженов, произвела фурор на десятом Международном кинофестивале в Каннах. И членов жюри, и обычных зрителей удивил необычный сюжет, очень нетипичный для тогдашней обстановки в Советском Союзе – о том, как страстно полюбили друг друга большевичка Марютка и ее ярый противник – белогвардеец. К тому же поражала внешность главной героини – ярко-зеленые глаза, кудрявые каштановые волосы. Молодая актриса из загадочного СССР виртуозно сыграла свою очень сложную роль.
В тот период, в 1957 году, журналисты в Европе и Америке назвали Изольду Извицкую самой лучшей советской актрисой. В нее влюблялись все поголовно, она была просто волшебно привлекательна, как на экране, так и в реальной жизни. Невозможно было представить, что спустя тринадцать лет она уже уйдет из этого бренного мира, одинокая и забытая мужем и режиссерами, друзьями и коллегами.
Изольда Извицкая родилась 21 июня 1932 года в маленьком городке под названием Дзержинск, что близ Нижнего Новгорода. Мать ее была педагогом и работала во Дворце пионеров, отец трудился химиком на оборонном заводе.
Родители рассказывали, что в тот момент, когда малышку только забрали домой из роддома, молодой отец даже опасался взять ее на руки – такая белая и прозрачная кожа была у ребенка. И кто-то из родных в восхищении воскликнул – «Она как будто изо льда»! И по этой причине дитя назвали Изольдой.
Девочка росла красивой, мягкой и доброй. Мальчики в нее влюблялись поголовно. Правда, нельзя было отметить, что у нее есть воля и сила духа, так как эти качества подавило суровое воспитание отца. Изольда прекрасно играла в самодеятельных спектаклях, но боялась поверить, что ее, простушку из провинции, могут взять в профильный вуз в столице. Но педагог Борис Райский смог уговорить Извицкую попытаться поступить во ВГИК.
Изольда, которую в увлечении актерством совсем не поддерживали родители, в 1950 году, прямо с выпускного, в сопровождении провожающих одноклассников, отправилась на поезде в Москву. По сути, она просто сбежала навстречу своей мечте. И ей повезло – ее сразу оценили педагоги ВГИКа Ольга Пыжова и Борис Бибиков и зачислили на свой курс.
Перед самым окончанием вуза Изольда сыграла Аню Залогину в мелодраме Михаила Калатозова «Первый эшелон». Работая над этой ролью, она познакомилась со студентом ВГИКа Эдуардом Бредуном, который через некоторое время стал ее законным мужем.
А дальше в жизни Извицкой случилось самое знаковое событие — режиссер Григорий Чухрай пригласил ее и Олега Стриженова исполнить главные роли в своем фильме «Сорок первый» о любви белогвардейского поручика и большевички.
Чиновники из Госкино не особо были довольны такой спорной темой кинокартины, постоянно возникали какие-то производственные трудности, съемочный процесс то и дело прерывался. Но вскоре так называемая оттепель оказала свое политическое влияние и режиссеру удалось удачно завершить свой смелый проект.
Результат поразил всех. Даже чиновники Госкино не стали вносить при приеме картины сколько-нибудь серьезных изменений, и лента вышла в прокат. В итоге за 1956 год ее увидели двадцать пять миллионов зрителей. А в 1957 году фильм «Сорок первый» представили на кинофестивале в Каннах.
После показа кинозал Канн просто бушевал! Фильм Чухрая оказался сенсацией, ведь такого смелого сценария от коммунистической страны, надежно скрытой за «железным занавесом», никто не ожидал. Кинокартина получила особый приз — «За оригинальный сценарий, гуманизм и романтику».
Извицкая была счастлива – сбылась ее мечта, она стала знаменитой актрисой, рядом любимый муж и многочисленные друзья. Также у Изольды появилось значительное число поклонников ее таланта, многие из которых сами были знаменитыми и влиятельными.
Через недолгое время Изольда была избрана членом Ассоциации по культурным связям со странами Латинской Америки, и теперь актриса без каких-либо запретов колесила по различным мероприятиям мирового масштаба.
Годы спустя некоторые очевидцы вспоминали, что уже тогда молодая актриса могла позволить себе выпить лишнего.
Конечно, Изольда Извицкая теперь вправе была ожидать, что после такого шумного успеха картины «Сорок первый» все именитые режиссеры будут наперебой приглашать ее вместе работать, но этого не случилось – ей теперь предлагали только однотипные роли красавиц, не осложненные особой драматургией.
Извицкая осознавала, что ей как воздух необходима роль, такая же глубокая, как в картине «Сорок первый». И вот ей выпала такая возможность. Так, в 1958 году Иван Пырьев взялся за экранизацию романа Достоевского «Идиот». А перед этим во время фестиваля в Венеции он в журнале увидел портрет Изольды. И ее внешность показалась ему очень подходящей для того, чтобы воплотить на экране Настасью Филипповну – эту роковую красавицу. Вернувшись на Родину, Пырьев приказал ассистентам вызвать Извицкую на пробы. Актриса приехала и смотрелась она в тот день очень хорошо. Но пробы актриса провалила. Иван Александрович и так и сяк объяснял Изольде, чего же он от нее хочет получить в результате, но ничего не вышло. И тогда раздосадованный Пырьев не сдержался и при всех присутствующих высказался о том, что Извицкая плохая актриса.
Изольда была очень подавлена тогда.
Некоторые полагают, что Изольда Извицкая начала со временем злоупотреблять спиртным из-за того, что им чересчур увлекался ее муж Эдуард Бредун. Она хотела уменьшить количество выпитого им и поэтому пила сама.
Через недолгое время Извицкая уже не получала главных ролей совсем, играла только вторые, а то и вообще в эпизодах.
Но вот в 1963 году режиссёр Сергей Колосов начал работу над сериалом «Вызываем огонь на себя». Изольда получила там роль и сыграла ее великолепно. В течение полтора года съемок она не пила спиртного вообще. Преданные ценители ее таланта уже лелеяли надежды, что теперь у нее все наладится.
Но радость оказалось преждевременной. Да, сериал имел большой успех в СССР и во всем мире, но затем опять наступило затишье. Новых предложений о работе не поступало, и Извицкая погрузилась в глубокую депрессию. Особенно огорчало актрису то, что с ней перестали поддерживать связь люди, которых она искренне считала друзьями.
К тому же все уже знали, что в семье Извицкой и Бредуна постоянно происходили скандалы и супруг уже даже позволял себе применять физическую силу.
А в начале 1971 года Эдуард неожиданно собрался и ушел жить к одной из подруг жены, буфетчице. Такое тяжкое предательство от двух близких людей сильно подкосило актрису: она была буквально на грани нервного срыва.
В 1971 году актриса Татьяна Гаврилова, проживавшая недалеко от Извицкой, зашла к ней в гости и была поражена ее падением. Она начала помогать коллеге, походатайствовала, чтобы ей дали роль в Театре киноактера. Изольда Васильевна была очень воодушевлена, готовилась к работе. Но вдруг она перестала подходить к телефону, дверь не открывала. Гаврилова вызвала ее мужа, милицию и они вошли вы квартиру. Извицкую они нашли мертвой. Диагноз – сердечно-сосудистая недостаточность. Актрисе было всего 38 лет…