24 боевых вылета, во время одного из которых немецкие зенитчики пробили его башмак и чуть не попали в голову… Из армии демобилизовался с несколькими наградами на мундире за боевые вылеты над Германией и в чине майора – неплохая карьера для сугубо гражданского человека практически без военного образования.
Народный артист Соединённых Штатов
Ходит легенда, что за голову этого человека Гитлер сулил огромные деньги. Нет, он не бомбил Берлин, хотя и летал на «Летающей крепости», он не был шпионом, укравшим секреты третьего рейха, он не покушался на самого Гитлера. Он был просто хороший киноактёр, сыгравший почти в девяти десятках картин, вошедший в историю мирового кино, как неповторимый очень обаятельный герой-любовник, готовый ради женщины на всё. Кларк Гейбл предстал в кино мужчиной, о котором одна половина его современниц втайне мечтала, а другая ненавидела.
Детство
Уильям Кларк Гейбл родился 1 февраля 1901 года в деревне Кадиз «на перекрёстке двух дорог» в Питсбург и Вашингтон, на самом востоке штата Огайо. У буровика Уильяма Генри и Аделины Гейбл он был единственным ребёнком. Мать умерла, когда Уильяму не было и года, через полтора года отец женился вновь, и мачеха Джени Данлап, своих детей не имевшая, относилась к пасынку, как к родному. Мальчику было лет пять, когда имя Уильям, которое он получил при крещении, как-то само собой отпало, и все стали звать его просто Кларком. Он мечтал стать доктором, но в школе учился неважно, и о продолжении образования можно было забыть. В деревне драмкружка не было, и своего актёрского дарования Кларку, у которого с детства были совсем не артистические большие оттопыренные уши, проявить было негде. Да и, сказать по правде, лицедейство его не привлекало, он вообще не считал его мужским делом – так, баловство одно. Впрочем, на музыкальном поприще Кларку отличиться удалось: в деревенском оркестре он был единственным ребёнком, очень прилично играл на тромбоне – как только рук хватало, и на большом барабане.
Кларк Гейбл в детстве
Когда хозяин закрыл буровую, Уильям Генри купил небольшую ферму близ Пальмиры в том же штате Огайо, но Кларк не захотел ходить за коровами и охранять кукурузу, уехал в Акрон, устроился на фабрику, выпускавшую автошины, и в школе больше не учился. Однажды произошло событие, изменившее всю его жизнь: как-то 17-летний Кларк купил билет на постановку местного мюзик-холла. Ему так понравилось, что он задумался о том, чтобы самому стать артистом, и вместо досуга бесплатно подвизался в этом театре рабочим сцены. Потом он переехал в большой город Портленд, но постоянной работы там не было, и он перебивался случайными заработками, подолгу на одном месте не задерживаясь: Кларк не выносил пренебрежительного отношения к себе, помыканий и понуканий, и как только сталкивался с этим, сразу хлопал дверью и уходил.
Кларк Гейбл (17 лет)
Передвижной театр
В Портленде Кларк стал ходить на курсы сценического мастерства, его взял к себе передвижной театр, с которым он объехал многие городки штата Орегон. Актёрская карьера Гейбла началась с классического «Кушать подано!». Но однажды ему довелось сыграть большого младенца, который лежал в колыбели и хныкал, а зрители просто умирали от хохота. Кларку было обидно ещё больше, чем зрителям смешно, но он терпел, ведь искусство жертв требует не только в России. Кларк был уверен, что успех к нему придёт непременно. Первый шаг к славе он сделал при поддержке бывшей бродвейской актрисы Джозефин Диллон, которая, будучи на 17 лет старше, стала его женой, и потратила приличные деньги, чтобы исправить ужасные зубы Кларка, сделав ему настоящую голливудскую улыбку. Ей Гейбл обязан изысканной небрежностью в костюмах, утончёнными манерами сердцееда, и тонкими усиками, ставшими его фирменным знаком. Джозефин привела Гейбла в Голливуд, но там на лопоухого деревенского парня, едва научившегося правильно говорить и прилично одеваться, никто внимания не обратил. Но Диллон Гейбла на «Фабрику грёз» привела не напрасно: Кларк начал сниматься в массовых сценах в немых фильмах, таких, как «Пластмассовый век», «Весёлая вдова», «Запретный рай», и других, получая 7-8 долларов в день плюс кофе – не такие уж плохие по тем временам деньги, если работать каждый день, но в титры он почти попадал.
В пьесе Machinal 1928 года с Зитой Джохан
Контракт с кинокомпанией
Не видя перспектив, в 1925 году Гейбл из Голливуда уехал, вернулся в театр и получил главную роль в спектакле «Последняя миля». В то время бурными темпами развивалось звуковое кино, и студиям требовались театральные актёры, обладавшие не только богатой мимикой, но и умеющие говорить. Гейбл прошёл через сито кинопроб и подписал контракт с только что основанной кинокомпанией «Metro-Goldwyn-Mayer». Однако Гейбл никак не мог найти свой образ, и режиссёры не давали ему ничего, кроме ролей грубых и хамоватых гангстеров средней руки. Тогдашняя американская публика стала открыто симпатизировать этим проходимцам. Возможно, зрителю просто надоели слащавые рафинированные интеллигенты, им захотелось видеть настоящих брутальных ковбоев. На съёмках «Свободной души» Гейбл отвесил главной героине Джейн Эш, которую играла Норма Ширер, звонкую пощёчину. Ничего подобного в сценарии не было, Норма оцепенела от неожиданности, забыла текст, когда опомнилась, вне себя от ярости набросилась на Гейбла с кулаками, а тот стоял и смеялся. Команды «Стоп!» никто не давал, и эпизод, который критики назвали историческим, вошёл в картину.
«Вольная душа» (1931)
«Смеющиеся грешники» (1931)
Кларк своим положением в кино доволен не был, и всеми силами и средствами пытался его изменить, сутками пропадая на кинопробах. Звёздам немого кино он давал сто очков вперёд: у него был красивый голос, и он прекрасно им владел. Он умел двигаться, прекрасно танцевал, у него была хорошая фигура и выразительные глаза.
«Сьюзан Ленокс: падение и взлет» (1931)
«Красная пыль» (1932)
Звезда Бродвея
В 1928 году Гейбл и Диллон переехали в Нью-Йорк, через год развелись, и, Гейбл тут же женился на техасской аристократке Марии Франклин Прентисс Лукас Лэнгхэм, благодаря стараниям которой он и стал звездой Бродвея. С 1931 года Кларка стали активно приглашать в кино на заметные роли. Тогда же он окончательно взял себе псевдоним Кларк Гейбл. В «Красной пыли» Гейбл снялся с блондинкой Джин Харлоу. После этого фильма Кларка стали узнавать в отелях, барах и ресторанах. В картине «Сьюзан Ленокс» («Падание и взлёт») Гейбл снимался с самой Гретой Гарбо, которая в этом фильме сыграла, может, лучшую свою роль.
«Полли из цирка» (1932)
«Чертовы ныряльщики» (1932)
«Ночной полёт» (1933)
«Это случилось однажды ночью»
В 1932 году Кларк сыграл в дюжине картин, и MGM предложила ему бессрочный контракт, однако когда он намекнул о существенной прибавке к жалованию, MGM отдала его в аренду на студию Columbia Pictures Industries, Inc. Знали бы выходцы из Российской империи Сэмюэл Голдвин и Луис Барт Майер, в какую копеечку обойдётся им этот опрометчивый шаг: давно известно, что скупой платит не дважды, а много раз. В 1934 году вышла комедия режиссёра Фрэнка Капры «Это случилось однажды ночью». Гейбл играл журналиста неудачника Питера Уорена, обольстившего взбалмошную дочку миллионера Эллен Эндрюс, которую играла Клодетт Кольбер. Картина имела ошеломляющий успех у зрителей, восторженные отзывы критиков, получила сразу пять «Оскаров», а для Гейбла этот «Оскар» стал единственным в кинокарьере, но вопрос о повышении жалования в несколько раз он с руководством МGM решил благополучно для себя.
«Удержи своего мужчину» (1933)
«В оковах» (1934)
«Это случилось однажды ночью» (1934)
За три года Гейбл снялся на МGM в четырёх десятках картин. Трудно было назвать звезду, с которой бы Гейбл не снимался: он играл с Джоан Кроуфорд, Джейн Харлоу, Спенсером Трейси, Мирной Лой, Нормой Ширер. Каждую роль Гейбла американская пресса называла «особым воплощением особого актёра», он доказал всем, что может играть не только гангстеров или героев любовников, но и комедийные роли в музыкальных фильмах, где нужно и петь, и танцевать. Его герой всегда был хозяином своей судьбы, мужественным и самостоятельным. Вот только в отношениях с женщинами он был наивен и почти беззащитен, мог попасться на любую удочку, оказаться в простой ловушке, расставленной женщиной: он был уверен, что ведёт он, а на самом деле вели его, как ослика за морковкой.
«Мужчина в белом» (1934)
«Мятеж на «Баунти»
В 1935 году Гейбл примерил на себя офицерский мундир: в фильме Фрэнка Ллойда «Мятеж на «Баунти» он играл старпома Флетчера Кристиана, который и возглавил мятеж. Англия была морской державой, мятежей на кораблях для беллетристов было предостаточно. Один из таких реальных бунтов, вспыхнувший на британском торговом судне, и лёг в основу романа Чарльза Нордхоффа и Джеймса Нормана Холла. Главный конфликт мятежа строился на личной неприязни кэпа Уильяма Блая, солдафона, самодура и садиста, которого играл Чарльз Лоутон и его идейного антипода почти интеллигента Кристиана. Кларка на эту роль уговаривали долго, постоянно повышая гонорары. Гейблу не нравились английский акцент, с которым говорил его персонаж, дурацкий мундир с эполетами и сам Лоутон. В конце концов, перед очередным повышением ставки жалования Гейбл не устоял, но во время съёмок он и Лоутон не то, что не разговаривали, они даже не смотрели друг на друга. Но Ллойд был от этого просто в восторге, ведь неприязнь актёров прекрасно ложилась на вражду их героев: Гейблу и Лоутону, по сути, и играть-то ничего не нужно было, они и без лицедейства были предельно достоверны. Ллойд даже различными ухищрениями не позволял этому тлеющему огню хоть немного притухнуть. Гейбл получал настоящее наслаждение, поднимая мятеж против Лоутона, но пиком этого была сцена, когда Кристиан бросал Блая за борт в набежавшую волну: эпизод переснимали несколько раз, а могли бы переснимать бесконечно, если бы Ллойд не прекратил эту вакханалию. В конце концов, Блай уплыл куда подальше на старом баркасе, и судьба его не известна. В процессе съёмок Гейбл постепенно привык к мундиру, понял, что эполеты ему весьма к лицу, возмущаться перестал, и даже получал удовольствие от ношения старинного платья: он чувствовал себя аристократом.
«Мятеж на «Баунти»» (1935)
«После работы» (1935)
«Жена против секретарши» (1936)
«Унесённые ветром»
Капитана Ретта Батлера в фильме Виктора Флеминга «Унесённые ветром» Гейбл играть не хотел, и придумывал разные изощрённые уловки, чтобы не сниматься. Но продюсер Дэвид Селзник, сын эмигранта из Киева, был не менее изощрён и настойчив, и деваться Гейблу было некуда, да и гонорар в астрономические по тем временам 120 тыс. долларов, сделал своё дело. Но Кларк попытался сначала приударить, а когда ничего не вышло, разругаться с Вивьен Ли, игравшей роль Скарлет О’Хара: мол, эта англичанка ни черта не понимает в американском кино, но и из этого тоже ничего не вышло. В тот момент Ли было не до Кларка: она была официально замужем и у неё был в самом разгаре роман со звездой английского кино Лоренсом Оливье. (Ли за свою оскароносную работу получила только 25 тыс.). Батлер у Гейбла получился человеком увлекающимся и ошибающимся, но, похоже, знающим о жизни нечто такое, что доступно не всем. В Батлере все американцы – и южане, и северяне, и бедные, и богатые – узнали самих себя: бесцеремонных, наглых, предприимчивых и ленивых, циничных, и уверенных, что вселенную сотворили если и не они, то уж точно для них. На самом же деле элегантный и обаятельный, ни во что не верящий авантюрист Батлер оказался добрым парнем и тонким джентльменом, в общем, типичным американцем.
«Кейн и Мейбл» (1936)
«Сан-Франциско» (1936)
«Лётчик-испытатель» (1938)
В 1940 году картина получила 8 «Оскаров», один из них достался Вивьен Ли, Гейбла тоже номинировали на лучшую мужскую роль, но вожделенной статуэтки ему не досталось.
«Унесённые ветром» (1939)
«Унесённые ветром» (1939)
В СССР «Унесённых ветром» впервые показали на закате Перестройки, летом 1990 года, а потом ещё несколько раз – по телевидению. Одно время у советских граждан обоих полов была довольно модной фраза Скарлет: «Я подумаю об этом завтра».
«Товарищ Икс» (1940)
«Забегаловка» (1941)
Идеальная пара
Ещё в 1932 году Кларк познакомился с очень красивой актрисой Кэрол Ло́мбард. Поженились они во время съёмок «Унесенных ветром» сразу же после развода Гембла с Марией Лэнгхэм. По свидетельству многих, для циничного Голливуда Кларк и Кэрол были идеальной парой.
Гейбл и Кэрол Ломбард после медового месяца 1939 года
«Где-нибудь я найду тебя» (1942)
После налёта японской авиации на Пёрл-Харбор в декабре 1941-го, Гейбл просился в армию, но получил отказ чуть ли не от самого президента Рузвельта. Кларк снялся в трёх патриотических пропагандистских фильмах, Кэрол активно участвовала в компании по распространению облигаций военного займа. 16 января 1942 года Douglas DC-3 авиакомпании TWA, на котором она возвращалась домой после длительной поездки по стране, разбился. Останки людей и обломки самолёта искали долго, а когда нашли, почерневшего от горя Кларка на место трагедии не допустили.
«Приключение» (1945)
Лейтенант
Потеряв жену, Гейбл оказался, словно в другом мире, откуда он так и не вернулся. Он добился, чтобы его призвали в армию, и наперекор страху авиаполётов, который у него появилось после смерти жены, записался в авиацию, и оказался в Майами на ускоренных офицерских курсах. Некоторые дисциплины давались ему тяжко, и, чтобы его не отчислили он часами зубрил, как нерадивый школяр. Экзамены он сдал успешно, и был произведён в лейтенанты. В качестве бортстрелка-воздушного наблюдателя (летнаба, как сказали бы в советских ВВС) Гейбл совершил 24 боевых вылета, во время одного из которых немецкие зенитчики пробили его башмак и чуть не попали в голову. Однажды у B-17 Flying Fortress подбили один двигатель и повредили хвостовое оперение. Это конечно не то, что лететь на честном слове и на одном крыле, но поволноваться пришлось изрядно.
Гейбл в составе 8-й воздушной армии возле Boeing B-17 Flying Fortress в Англии, 1943 год
«Крупная ставка» (1949)
«Ключ от города» (1950)
«Капитан Америка»
В 1943 году Гейбла произвели в капитаны, и в том же году вышел снятый им как режиссёром документальный фильм «Капитан Америка» о боевом пути 351-й бомбардировочной эскадрильи, в которой он воевал.
«Порадовать женщину» (1950)
Из армии Гейбл демобилизовался с несколькими наградами на мундире за боевые вылеты над Германией и в чине майора – неплохая карьера для сугубо гражданского человека практически без военного образования. Чины и ордена давали ему не за то, что он оскаровский лаурет и любимец всей Америки. 24 боевых вылета – это не мало, ведь экипажи многих «Летающих крепостей» не успевали сделать и десятка таких вылетов, а работа бортстрелка была поопасней, чем у пилота или штурмана.
«Могамбо» (1953)
«Не отпускай меня» (1953)
Личная жизнь
После войны Гейбл много снимался и так же часто заводил романы. У него были отношения с бывшей женой Чарли Чаплина Полет Годар, потом на полтора года его женой стала бывшая жена Дугласа Фэрбенкса старшего Сильвия Эшли. Во время съёмок картины «Могамбо» он сошёлся с холодной красавицей Грейс Келли, внешне очень похожей на Кэрролл, но и этот роман вскоре закончился. Были у него короткие отношения с будущей женой президента Рональда Рейгана актрисой Нэнси Дэвис, обладательница «Оскара» Лоретта Янг родила от него дочь. В пятый раз официально Гейбл женился на Кей Спрекелс, которая провела с ним его последние пять лет.
«Преданные» (1954)
«Король и четыре королевы» (1956)
«Неприкаянные»
В 1959 году выдающийся режиссёр Джон Хьюстон предложил Кларку сняться в фильме «Неприкаянные». Партнёршей Гейбла была Мэрилин Монро. Этот фильм стал одним из лучших в карьере Гейбла, в нём он снова был ковбоем, с которого начинал свой путь в Голливуде, только не молодого, а постаревшего, всю жизнь безуспешно искавшего своё место в жизни. Кларк отказался от дублёров, и в свои 59 лет выполнял сложнейшие трюки. Всего через несколько дней после окончания съёмок, 16 ноября 1960 года актёр всея Америка Кларк Гейбл умер от сердечного приступа. Похоронили его на частном кладбище Forest Lawn рядом с Кэрол. Через четыре месяца Кей родила сына Джона Кларка.
«Король и четыре королевы» (1956)
В 1944 и 1948 годах в США прошли президентские выборы. Соперником демократов Франклина Делано Рузвельта и Гарри Трумэна выступал республиканец губернатор штата Нью-Йорк Томас Эдмунд Дьюи, который, прежде чем занять губернаторский кабинет, был окружным прокурором округа Нью-Йорка. В этой должности он стал одним из самых успешных борцом с мафией: ему удалось посадить легендарного крёстного отца Лаки Лучано, пусть и не за организацию убийств, а всего лишь за сутенёрство. Возможно, Дьюи решил сыграть на огромной популярности Кларка Гейбла, и отпустил усики, за счёт чего приобрёл большое сходство с голливудской звездой, но это ему не помогло: оба раза выборы он проиграл, став единственным республиканцем, которому так не повезло. У демократов Уильям Дженнингс Брайан президентские выборы проиграл трижды – в 1896, 1900 и в 1908 годах.
«Неприкаянные» (1961)
В конце 90-х родственники Кларка решили заработать, и выставили его единственного «Оскара» на аукцион. Статуэтка быстро ушла за приличные деньги. Покупатель некоторое время оставался неизвестным, пока «Оскара» не выставили в американской киноакадемии. Оказалось, что выкупил его известный режиссёр Стивен Спилберг, не желавший, чтобы американское достояние не оказалось в частной собственности.
автор: Николай Кузнецов