Дважды соседи вызывали милицию, но Талгата прятали в ванную, а он ни разу не крикнул, не позвал на помощь, и милиционеры, ничего не обнаружив, проверяли для порядка документы, просили соблюдать тишину, и удалялись…
За свою короткую творческую жизнь он успел сняться всего в 24 фильмах, и с самой первой роли к нему приклеился ярлык мерзавца. В самом кассовом фильме всех советских времён и народов «Пираты ХХ века» он сыграл, конечно, злодея, но покорил многих девушек страны своим невероятным обаянием и мужской силой. После выхода картины на экраны ни в одном городе страны он не мог спокойно пройти по улице, зайти в ресторан. Талгат Нигматулин был, как у Владимира Высоцкого, почти что полубог:
Набросятся и рвут на сувениры
Последние штаны и пиджаки.
Слово харизма в те времена ещё не было в таком ходу, как сейчас, но это была именно она. Его герои всякий раз покоряли зрителей своим трагизмом и глубиной. Полуузбек, полутатарин он так хорошо говорил и писал по-русски, что никто бы не подумал, что родился он в захолустном городке. Сейчас трудно сказать, правда это или нет, но из уст в уста передают, что для того, чтобы выучить язык, на котором разговаривал Ленин, он дважды от руки переписал «Войну и мир». Удивлять он умел не только своими киноролями: ещё до выхода «Пиратов» узбекский певец Мансур Ташматов исполнил ставшую очень популярной пронзительную песню «Русские берёзы», написанную композитором Евгением Ширяевым на стихи Талгата Нигматулина.

Детство
Талгат родился 5 марта 1949 года в городе Кызыл-Кыя, что означает «Красная тропа», в сотне километров от областного Оша. Талгату было два года, когда отца завалило на шахте, и четверых детей мать поднимала одна. Работала она в школе учительницей, но даже после того, как стала директором школы, жили они очень бедно. Мама даже на некоторое время отдала Талгата в детдом. В детстве Талгат много болел, а перенесённый рахит оставил ему в наследство кривые ноги. Обижали его не только сверстники: даже те, кто был на пару-тройку лет младше, не упускали случая наподдать ему, хотя он никогда никого не задирал, старался быть тихим и незаметным, мальчишеские сборища обходил стороной.
Однажды с Талгатом случилась настоящая трагедия: в пятом классе на школьном вечере он пригласил на танец девочку, которая ему очень нравилась, а она пренебрежительно и зло, как это умеют делать только дети, приглашение отвергла. Талгат убежал в горы, и до утра заливался слезами: зачем такая жизнь, если он никому не нужен?
Спорт
В ту ночь он решил, что нужно всё менять, и сделать это может только он сам. Голова подсказала, что начинать нужно с тела, и он серьёзно занялся спортом. В игровые виды – футбол и волейбол его не взяли, тренер по национальной киргизской борьбе куреш его тоже забраковал, и выходило, что, кроме, как в лёгкую атлетику, идти некуда. «Королева спорта» в Киргизии прозябала, как Золушка, в секции был хронический недобор, и тренер с радостью взял неуклюжего пацана не для того, чтобы тренировать, а просто для количества. Талгат на тренировки ходил регулярно, но основную нагрузку давал себе не в секции: каждую свободную минуту дома и во дворе он подтягивался и отжимался, занимался с гантелями, бегал кроссы по пересечённой местности, и своего добился. Когда после летних каникул вместо желеобразного слабенького мальчишки на кривых ножках, боящегося любого шороха, в класс пришёл статный уверенный в себе красавец, все просто остолбенели. Осенью, назло той девчонке, Талгат записался в кружок танцев в доме пионеров, движения его стали пластичными, а потом он увлёкся диковинными в СССР восточными единоборствами, и уже старшеклассники обходили его стороной. Артистичный от природы, Талгат записался ещё и в драмкружок, ему очень понравилось выходить на сцену, а руководитель напророчил ему успешную кинокарьеру.
Цирковое училище
Получив аттестат, Талгат поехал в Москву поступать во ВГИК, но парня с ярко выраженной азиатской внешностью не допустили даже до второго тура. Талгат не спасовал, и подал документы в цирковое училище. Взяли его с радостью. Во время учёбы Талгат продолжал заниматься борьбой, в каникулы съездил в Ташкент и выиграл чемпионат Узбекистана.
ВГИК
Как-то в училище заглянул Александр Сурин, за два года до этого окончивший ВГИК и снявший лишь дипломную короткометражку «Одни» по Василию Шукшину. Он увидел сальто-мортале Талгата, и предложил ему сыграть белого поручика в своей картине «Баллада о комиссаре» с Юрием Назаровым, Галиной Польских и Виктором Шульгиным в главных ролях. От такого предложения Нигматулин отказаться не мог. Он не только получил первый киноопыт, но и попался на глаза великой Тамаре Макаровой, и когда на следующий год пришёл поступать во ВГИК, Макарова и её муж Сергей Герасимов взяли его свою мастерскую. Курс это потом назовут звёздным: на нём учились Вадим Спиридонов, младший Николай Ерёменко, Георгий Николаенко, и четыре Натальи – Белохвостикова, Гвоздикова, Бондарчук и Аринбасарова. Девушки вели себя скромно, а эта «великолепная четвёрка» ни в чём себе не отказывала. В перерывах между занятиями и «холостяцкими вечеринками» Талгат пытался самостоятельно выучить китайский: он хотел читать философские труды Конфуция и Лао-цзы на их родном языке, считая, что при переводе часть смысла теряется. И ещё он как-то находил время заниматься каратэ и даже обучать этому единоборству Ерёменко. Когда он спал – загадка. Талгат был уже большим мастером, справиться с тремя-четырьмя гопниками мог легко, но демонстрировал свои умения только в спортзале, убеждал всех, что ударить человека можно исключительно в целях самозащиты, да и только в самом крайнем случае, а по лицу вообще не бил, как сентиментальный боксёр у Высоцкого. Он много раз говорил, если драки можно избежать, её надо избежать любым способом, если можно убежать, значит, надо убегать, и что дерутся только тру́сы.

Личная жизнь
Во ВГИКе Талгат по-настоящему влюбился в Ирину Шевчук, тогда ещё мало кому известную актрису, которая была младше на два года, В 1971-м Талгат окончил ВГИК и получил распределение на киностудию «Узбекфильм», а Ирина доучивалась на последнем курсе и снималась у Станислава Ростоцкого в «А зори здесь тихие». Окончив ВГИК и став после роли Риты Осяниной всеобщей любимицей, в Ташкент Ирина не поехала, распределилась в Киев на киностудию им. Александра Довженко, а Талгат, не отработав положенных трёх лет, не мог уехать из Ташкента.

Поняв, что у отношений с Ириной продолжения не будет, в 1972-м Талгат женился на Ларисе Кандаловой солистке популярного в СССР узбекского ВИА «Ялла», певшего про Учкудук, где три колодца. Лариса была младше на год, в 1976-м у них родилась дочь Урсула.



Первые роли в кино
На «Узбекфильме» Нигматулин сыграл запоминающиеся роли пастуха Исмаила в боевике Али Хамраева «Седьмая пуля», пилота вертолёта Рустама во «Встречах и расставаниях» Эльера Ишмухамедова, Тулана в картине Бенциона Кимягарова «Сказание о Сиявуше» на «Таджикфильме». На «Ленфильме» Нигматулин сыграл у Искандера Хамраева в картинах «Её имя – весна» и в «Чёрных песках», у Владимира Шределя» в фильме ««Ночь на 14-й параллели», у Владимира Вайнштока в популярном вестерне «Вооружён и очень опасен» на киностудии им. Горького. Так что к моменту приглашения на «Пиратов ХХ века» Талгат был уже известным актёром.



«Пиратов ХХ века»
Нигматулина на роль пирата Салеха по прозвищу «Малыш» режиссёру Борису Дурову сосватал друг Ерёменко младший. Дуров вызвал Талгата на пробы, и согласился, что Нигматулин похож на китайца – бои на Даманском закончились всего каких-то 10 лет назад, и «китайские головорезы» были ещё свежи в памяти советских людей. У Нигматулина была завораживающая кошачья пластика, он владел приёмами экзотического тогда каратэ, которое до этого в кино не показывали, Брюса Ли на плёнках, нелегально завезённых в страну видели считанные единицы, «Не бойся, я с тобой!» Юлия Гусмана выйдет только через два года.



На съёмках в Крыму Талгат и Николай сказали, что каскадёры им без надобности, что вдвоём они обойдутся намного дешевле, если им дадут одну каскадёрскую ставку на двоих. Режиссёр решил, что он ничего не теряет, ведь большинство зрителей понятия не имело, что такое каратэ, и согласился. Драк в картине было много, и в те времена они выглядели весьма эффектно, хотя меня рассмешило, когда битый Салехом стармех «Дед» в конце отметелил «Малыша»: когда успел научиться? Впрочем, не могу не признать, что во многом именно поединки «Деда» и «Малыша» обеспечили «Пиратам» ошеломляющую популярность, и сделали их самой кассовой и самой «смотрибельной» картиной советского кино за всю его историю.

Абай
Как-то в Ташкенте на одной из киношных посиделок Талгат обратил внимание на обаятельного молодого человека лет 25-ти, уроженца то ли Киргизии, то ли Казахстана. Кто это и как его зовут, Талгат не знал, говорил он тихим голосом, и все слушали его с огромным интересом. Талгат хотел подойти, познакомиться, перекинуться парой слов, но незнакомец куда-то пропал, а Талгату уже нужно было уходить. Машины у него тогда не было, он сел в автобус, и так задумался, что проехал несколько остановок, а когда спохватился и вышел, увидел того самого незнакомца. Он сказал, что зовут его Абай, и что он уже давно поджидает Талгата. На актёра это произвело сильное впечатление.

Абай привёл Талгата на какую-то квартиру, по дороге рассказал, что по образованию он экономист, что его отец, крупная республиканская партийная бонза готовил ему мест 1-го секретаря ЦК комсомола Киргизии, но он пошёл против воли отца, что на востоке было практически святотатством, и избрал путь духовного самосовершенствования. Абай словно заворожил Талгата, он уже готов был выполнить любое его приказание. Человеку восточному нужен был авторитет, и Абай стал для Талгата, рано лишившегося отца и видевшего мало материнской ласки, путеводной звездой.

Халима
На картине «Сказание о Сиявуше» Талгат познакомился с Халимой Хасановой – девушка была помощником режиссёра, и очень понравилась 27-летнему Нигматулину. Халима ответила взаимностью, Талгат развёлся с Ларисой, но с Халимой брак они не регистрировали, хотя эти отношения стали самыми продолжительными в жизни Талгата: они длились 7 лет. Халима пять раз пыталась родить, но не получалась. Когда она была беременна шестой раз и лежала на сохранении, в палату пришёл Абай, больше осложнений не было, и в 1980-м родился Саид. Это дало Абаю безграничную власть над Талгатом и веру в него. Сегодня сын Саид Дашук-Нигматулин очень похож на отца.


«Эхо»
Халима поддержала Талгата, когда он решил выучиться на режиссёра. В 1978-м, ещё до «Пиратов», он окончил в Москве высшие режиссёрские курсы, иногда предлагал Дурову свои идеи, и тот порой соглашался. Сам Талгат снял лишь один игровой короткометражный фильм «Эхо» с Абаем и его правой рукой Мирзой Кымбатбаевым в главных ролях. Критики и зрители картину просто не заметили, и Талгат решил, что, чем быть посредственным режиссёром, лучше он останется хорошим актёром.

Венера
С Абаем, несмотря на занятость, Талгат общался часто, ездил со съёмок на ритуальные сборища секты, иногда возил с собой Халиму. По её словам, Талгат в действах не участвовал, а только наблюдал со стороны. Халима всего этого не одобряла, что действовало на Талгата отрезвляюще. Может, она бы его и остановила, но на съёмках «Провинциального романа» у Мелиса Убукеева Талгат влюбился в 19-летнюю Венеру Ибрагимову. Женщины от него вообще сходили с ума, но сам он бабником и волочилой не был, ему просто нравилось, что его любят и узнают. Узнав, что Венера беременна, Талгат сразу отвёл её в ЗАГС. В мае 1983-го у них родилась дочь Линда. С Венерой Талгат снялся в картине Болотбека Шамшиева «Волчья яма» – одной из самых ярких в фильмографии актёра. Картина была про уголовную мафию, которая опутала своими сетями Среднюю Азию. Там был тоже свой Абай, только уголовный. Герой Нигматулина Самат попал в эти сети, как сам Талгат. Картину в 1984 году посмотрело более 21 млн. человек, что для «Киргизфильма» было очень хорошо.



Ближайший рейс в Литву
9 февраля 1985 года Нигматулину принесли срочную телеграмму: Абай вызывал его в Вильнюс. Талгат позвонил в аэропорт, представился, и попросил оставить ему билет на ближайший рейс в Литву: его имя действовало магически. Утром на рынке он купил медовых узбекских дынь, и едва успел на регистрацию. В Вильнюс Талгат прилетел примерно в 3 часа пополудни, на такси приехал в центр, где проспекте Гедемина его ждал Абай. Талгат немного устал от перелёта, но отказать учителю погулять по старинным улицам Вильнюса он не мог. Их то и дело останавливали восторженные поклонницы Нигматулина и просили автограф на январском номере журнала «Советский экран», которые стояли на самом видном месте в каждом киоске «Союзпечати». Весь этот ажиотаж Абаю не очень нравился, он хмурился, и о причине вызова Талгата молчал.

Квартира на улице Ленина
Уже вечерело, когда Абай сказал, что они поедут в гости за город, и остановил такси. Возле дома в пригороде Вильнюса Абай сказал Талгату, что литовская пара средних лет, чьего сына он обещал, но не сумел вылечить, и тот умер, решила уйти из секты, и Талгат должен отступников избить. Нигматулин сказал, что они свободные люди – пусть уходят. Абай разозлился, сел в такси, и уехал. Талгат долго ловил машину, и, нет, чтобы искать место для ночлега – его поселили бы в любой гостинице в самый лучший номер – поехал на улицу Ленина, где, как он знал, остановился Абай.

До квартиры он добрался уже за полночь, и как только вошёл, Абай сказал, что он предатель, и будет наказан. Справился бы Талгат с пятерыми неопытными мужиками, или нет, Бог весть, но он даже не пытался оказать сопротивление: ни у тех, кто его избивал, следов борьбы не обнаружили, ни у него на руках. Очевидно, он не мог пойти против человека, которого считал своим Учителем и, может быть, даже отцом. Били его с перерывами на чай и перекус несколько часов. Дважды соседи вызывали милицию, но истязатели прятали Талгата в ванную, а он ни разу не крикнул, не позвал на помощь, и милиционеры, ничего не обнаружив, проверяли для порядка документы, просили соблюдать тишину, и удалялись.
Видимо, убивать Нигматулина, всё-таки, не собирались: в полдень Абай позвонил знакомому доктору, сказал, что Талгата на улице кто-то сильно избил, что в «скорую» он не звонит, потому что это может актёру навредить, и попросил приехать. Врач приехал только через час – ему же не сказали, что травмы тяжёлые и время не терпит, сразу понял, что один он ничего не сделает, и предложил вызвать «скорую», которая приехала в 13.30, когда Талгат был уже мёртв. Видя, что травмы криминальные, бригада вызвала милицию. Абай и четверо его подельников скрыться не пытались. Приехавшие следователи и криминалисты насчитали у Нигматулина почти 120 травм, и не могли поверить, что человек способен это выдержать.

Абай Борубаев на суде свою вину отрицал, говорил, ударил лишь пару раз, да и то не сильно, а кто нанёс 117 травм, не видел, имитировал умопомешательство. Суд приговорил его к 15-ти годам, Кымбатбаева – к 12-ти, двое других получили 13 и 10 лет, а пятый сошёл с ума во время следствия. Абай через три года умер в тюрьме от туберкулёза, хотя, говорят, его видели во Фрунзе в 1993-м, Кымбатбаев отсидел от звонка до звонка, когда вышел, принялся за старое, и умер в 2006-м.
Автор: Николай Кузнецов