Ему тут же сообщили, что в Малый театр, сыну врагов народа, дорога навсегда закрыта. Для него это был тяжелейший удар, его снова возвращали в то время, о котором он сам хотел побыстрее забыть…
Человек-театр, человек-праздник
Перечисление всех работ этого актёра может занять несколько страниц. Он сыграл почти в 90 фильмах и 40 спектаклей в разных театрах страны, в том числе 32 – в Малом, в 40 теле- и радиоспектаклях, 7 спектаклей в разных театрах он поставил сам. Он озвучил 38 мультиков, его голосом говорят Марчелло Мастроянни и Питер Устинов. Сложно представить, что комик Евгений Весник всю жизнь боялся одиночества.
Детство
Родился Евгений 15 января 1923 года в Петрограде. Отец, Яков Ильич, воевал в Гражданскую, был награждён орденом Ленина и двумя орденами Красного Знамени. Он несколько лет работал в Нью-Йорке вице-президентом советско-американской торговой компании «Амторг», закупал оборудование для индустриализации, потом это же самое делал в должности заместителя тогрпреда в Стокгольме. Женя до девяти лет мотался с родителями по заграницам, на английском говорил так же свободно, как на русском. Когда вернулись в Советский Союз, Яков Ильич закладывал и строил завод «Криворожсталь», а потом его и возглавил. Мать Евгения Эммануиловна Немечек, чешка, была директором птицефабрики на заводе у мужа, и тоже имела орден Красного Знамени. Так что, сына можно было смело называть еврейским чехом или чешским евреем.
С мамой
Криворожский театр «Кривбасс» презентовал Якову Ильичу, как главе, как бы сейчас сказали, «градообразующего предприятия» и члену бюро горкома партии постоянный пропуск в театр, но времени ни у него, не у жены на посещение спектаклей не было, и вместо них в ложе восседал Женя. Приходя домой после спектакля, он повторял всё, что видел на сцене. Изображая мавра Отелло, он рычал и душил маму, или махал шашкой, как Павка Корчагин. Родители в театре толк знали, и говорили, что у сына неплохо получается, вот только мама долго тёрла шею, а потом накидывала платок, чтобы скрыть красные полосы от ласковых сыновних пальцев.
Евгений с родителями
Арест отца
В 1937 году отца арестовали, и через три месяца расстреляли, но об этом жена и сын узнали только через много лет. Через год в АЛЖИР – Акмолинский лагерь жён изменников Родины отправили мать, и 15-летний Женя едва не загремел в специальный детдом, но ему несказанно повезло: когда охрана на секунду отвернулась, он сиганул через борт полуторки, в которой его увозили из дома. Детвора, которой уже изрядно набилось в кузове, охрану не позвала, за что Евгений был благодарен ей до конца жизни.
Евгений с родителями
Домой идти было нельзя, и Женя пошёл на вокзал, каждую минуту ожидая, что его схватят. На перроне он нашёл поезд, идущий в Харьков, и уговорил проводницу спрятать его в вагоне. В Харькове жил адвокат, хороший знакомый отца. Он позвонил вдове Серго Орджоникидзе, то ли убитого, то ли застрелившегося за год до этого, а Зинаида Гавриловна позвонила формальному главе государства «Всесоюзному старосте» Михаилу Калинину, хорошо знавшему Якова Ильича, и Калинин пригласил Женю к себе на приём. Документов у Жени не было, на любом вокзале в любом большом городе его могла задержать милиция, и он добирался до Москвы на перекладных – электричках, попутных грузовиках и телегах. Калинин и в самом деле принял Женю, и подписал окончательную бумажку, фактическую, настоящую, броню, и мальчик смог прописаться в одной из комнат в квартире, которую родителям, крупным хозяйственным руководителям, выделили в Москве – её ещё не успели заселить. Чтобы выжить, он продавал вещи из квартиры, потом устроился работать в ОТК завода, выпускавшего противогазы, а после работы шёл в вечернюю школу. Жене повезло с учительницей: зная, в какое положение попал ребёнок, она всячески его привечала. Она сказала, что никакой карьеры, кроме артистической, ему не светит, и посоветовала поступать в творческий ВУЗ.
Великая Отечественная
Когда началась война, Весник только-только окончил первый курс театрального училища им. Щепкина при Малом театре. Было ему 18 лет, к воинской службе по состоянию здоровья он был годен, его призвали и отправили в артиллерийское училище. Окончив ускоренный курс училища, он в звании младшего лейтенанта оказался на фронте. С боями он дошёл до Кёнигсберга, во время штурма крепости был тяжело контужен, закончил войну лейтенантом, получил несколько орденов и медалей. Особенно он дорожил двумя солдатскими медалями «За отвагу». О войне он ничего не рассказывал, даже сыну. Единственной картиной о войне, в которой он сыграл, стал фильм Виктора Георгиева по роману Дмитрия Медведева «Сильные духом», снятый в 1967 году на Свердловской киностудии. Фильм рассказывал о прославленном разведчике Николае Кузнецове, который действовал в Ровно под видом немецкого обер-лейтенанта, позднее – гауптмана Пауля Зиберта, а Весник играл небольшую роль партизанского разведчика Ворончука. Говорят, Весник отказывался от ролей в военных фильмах, потому, что очень были тяжелы воспоминания.
В самом конце войны Весника по причине контузии комиссовали, он вернулся в Москву, и долго сидел во дворе, не в силах подняться в свою комнату, где его, 22-летнего опустошённого войной человека, никто не ждал. Тогда у него и появился самый главный жизненный принцип: нужно мужественно переносить всё то, что тебе неподвластно изменить.
Мечты о Малом театре
Весник вернулся на второй курс «Щепки», которую успешно окончил в 1948-м. Он мечтал о Малом театре, его готовы были взять в труппу, и училище было готово его туда распределить, но перед самым выпускным спектаклем внезапно выяснилось, что Весник сын врагов народа, что отец неведомо где, а мать до сих пор в ссылке, как будто при поступлении он что-то скрывал. Ему тут же сообщили, что в Малый театр ему дорога навсегда закрыта. Для Весника это был тяжелейший удар, его снова возвращали в то время, о котором он сам хотел побыстрее забыть.
После отказа Малого театра принять его в труппу, ушла жена Клавдия Шинкина. Она была младше Евгения на два года, они познакомились в училище, вместе получили распределение в небольшой театр им. Станиславского. Семь лет в этом театре Весник сидел на эпизодах, по сути, только числился, получая крохотную зарплату, в кино его тоже не звали. Жил он гражданским браком, или, как в то время говорили, сожительствовал с великолепной цыганской певицей Лялей Чёрной, которая была старше него на 14 лет, но настоящего брака не получилось.
Театр сатиры
Промучившись в театре им. Станиславского, Вестник принял приглашение Валентина Плучека и перешёл в Театр сатиры. Там он первым в СССР, ещё до Сергея Юрского, до Арчила Гомиашвили, до Андрея Миронова сыграл великого комбинатора Остапа-Сулеймана-Берта-Мария-Бендер-бея. Спектакли «Золотой телёнок» и «Двенадцать стульев» – именно в такой последовательности, как и фильмы Михаила Швейцера и Леонида Гайдая – пользовались огромным успехом у зрителей, чтобы купить билеты на него, нужно было стоять в огромных очередях или искать блат. Театр давал их, без малого, семьсот раз, и неизменно Весник уходил со сцены под рёв оваций – зритель шёл именно на Весника. В обоих спектаклях участвовал Анатолий Папанов – он играл подпольного миллионера Александра Корейко и предводителя дворянства Кису Воробьянинова.
Первые роли в кино
В середине 50-х у Весника появились первые небольшие роли в кино: в «Отелло», «Уроках жизни», «Деле № 306», «Старике Хоттабыче», и других картинах. Несмотря на небольшое время, проведённое Весником в кадре, все его эпизоды и эпизодики зрителю запоминались, ведь каждую свою роль Весник делал яркой. Оптимизма вне работы он не терял, всегда был жизнерадостным, шутил и балагурил – он был великолепным рассказчиком.
«Отелло» (1955)
В 1955-м из ссылки вернулась мать Евгения Эммануиловна, и они узнали о судьбе отца. Годы разлуки бесследно не прошли: восстановить ту теплоту отношений, которая была у них в детстве Жени, они так и не смогли.
«Урок жизни» (1955)
В 1961 году Весник получил Заслуженного артиста РСФСР, через 10 лет – Народного РСФСР, а в 1989 году в возрасте 66 лет – Народного СССР.
«Дело № 306» (1956)
«Старик Хоттабыч» (1956)
Малый театр
В 1962 году Плучек и Весник поставили спектакль «Наследники Рабурдена» по Эмилю Золя. Вскоре Весник хотел осуществить самостоятельную постановку, но Плучек не позволил, и тогда Весник ушёл в свой любимый Малый театр, стал одним из ведущих актёров, сыграл свои лучшие театральные роли и отдал этому театру 29 лет.
«Яблоко раздора» (1962)
В 1964-м семейная пара режиссёров – Эраст Гарин и Хеся Локшина пригласили Весника на роль охотника в первую экранизацию пьесы Евгения Шварца «Обыкновенное чудо». Роль была большой, глубокой, и Весник сделал её прекрасно. (У Марка Захарова охотника играл Всеволод Ларионов).
Семь стариков и одна девушка (1968)
«Искусство для толпы»
Множество деталей, которые Весник тащил в кино и на сцену, он подсматривал на улице, на рынке, в трамвае и метро, но не пропускал мимо, а запоминал и потом использовал. От этого роли получались смешными, но в то же время и достоверными. В концертах он выступал как чтец чужого и рассказчик своего – в этом он достиг больших высот, и мог соперничать с самим Ираклием Андрониковым. На Весника был отдалённо похож Аркадий Варламович Велюров из «Покровских ворот», который, выходя на эстраду, стремился всем немедля рассказать, кто он, зачем и почему. Мало того, многим своим коллегам снобам, презиравшим это «искусство для толпы» он помог выйти на эстраду, по сути, дав им дополнительный заработок и создав самому себе конкурентов.
«Угрюм-река» (1968)
Походка
В одной популярной песне девушка поёт, что узнает милого по походке. Это правда: походка практически всегда является одной из отличительных черт человека. Вот только в отношении Весника этот признак не работал: он мог запросто моментально изменить свою походку и, наоборот, свободно имитировать несколько десятков походок других людей. Говорят, он даже в шутку «продавал» эти походки другим актёрам, то есть, учил их ходить, и, говорят, спрос был.
«Взрыв замедленного действия» (1970)
«Трембита»
1968 году вышла музыкальная комедия «Трембита», снятая на Свердловской киностудии Олегом Николавским на музыку Юрия Милютина, а исполнители главных ролей Евгений Весник и Ольга Аросева тут же стали любимцами всей страны. Аросева, актриса Театра сатиры, была младше него на два года, благодаря телепередаче «Кабачок «13 стульев» была известна как пани Моника и очень популярна, а для Весника это была первая долгожданная и выстраданная главная роль в кино. Его Бо́гдан Су́сик был нелеп, смешон, но его хотелось пожалеть.
«Трембита» (1968)
Картину стала лидером проката того года – её посмотрело больше 50 млн. человек, но вместо радости и славы на улице Веснику не давали прохода, кричали вслед: «Дуралей! Простофиля!». Однажды ему даже пришлось выйти, не доехав до нужной станции, потому, что весь метровагон, увидев его, начал дружно хохотать, заглушая стук колёс. Эта роль повесила на актёра ярлык глупого неудачника и смешного прохиндея, и поначалу он не мог понять, как это пережить, как к этому относиться и как дальше выбирать роли – что играть, а на что не соглашаться ни за какие деньги.
«Вас вызывает Таймыр» (1970)
Стоит заметить, что судьбы Весника и Аросевой во многом схожи. Может, поэтому они и дружили всю жизнь. Отец Ольги Александровны тоже был торгпредом, она вместе с ним и старшей сестрой Еленой долго жила за границей, и в Стокгольме даже могла встретить Женю Весника. Её отца тоже арестовали и расстреляли, но она, в отличие от Весника, об этом знала, и даже написала Сталину, что не верит в то, что отец – враг народа.
Приключения жёлтого чемоданчика (1970)
«Новые приключения неуловимых»
Впервые я обратил внимание на Весника, когда он играл вечно пьяного врангелевского полковника в культовом фильме Эдмонда Кеосаяна «Новые приключения неуловимых». (Так случилось, что «Трембиту» я посмотрел посте «Неуловимых»). Полковник, почему-то, с гитарой за спиной – никогда не видел таких полковников, но, видимо, у белых в Крыму дела обстояли совсем плохо – и на полметра торчащим левым погоном, всё норовил «поцеловать ручку» какой-нибудь даме, и однажды уселся в пролётку к самому Бубе Касторскому, в тот момент, как назло, переодевшемуся женщиной. Тем летом я был с отцом в Ялте, делать было совершенно нечего, я гулял по улицам, где снимали картину, и за гривенник ходил на «Неуловимых» через день, фильм выучил наизусть – «Гаспадин (это не опечатка) штабс-капитан! Выся (снова не опечатка») улица оцеплена», – но Весник всегда вызывал смех.
«Новые приключения неуловимых» (1968)
Личная жизнь
В то время женой Весника была Ника Прохорова, гримёр Театра сатиры, и он верил, что будет с ней счастлив – в 36 лет он впервые стал отцом. Сына назвали Евгением в честь него и его мамы. Но после «Трембиты» вместо радости в семье начались сложности: большая занятость не давала Веснику возможности участвовать в воспитании сына, но, что ещё хуже, пришло ощущение одиночества рядом с другим человеком, который так и не стал родным. Весник снова ушёл из семьи. Третьей его женой стала ответственный работник МИДа СССР Галина Зенкина, в 1967 году у них родился сын Антон. В 1971-м Весник наконец-то встретил Сусанну Каменеву, которая была младше него на семь лет. Она была вдовой его фронтового друга, у неё была 14-летняя дочь Марина. Вместе с Сусанной Весник прожил 38 лет – до самой смерти.
«Офицеры» (1971)
«Чудак из пятого «Б»» (1972)
«Самый сильный» (1973)
«Умные вещи» (1973)
«Три дня в Москве» (1974)
«Приключения Электроника»
В кино Весник был востребован до конца жизни, но главных ролей ему по-прежнему не давали. Роль учителя математики Семён Таратар из трёхсерийного телефильма Константина Бромберга «Приключения Электроника» понравилась и детям, и взрослым. Школьники, уставших от своих скучных математиков по прозвищу Циркуль, Синус, Косинус или Транспортир, завалили Весника письмами с просьбой преподавать у них математику.
Приключения Электроника (1979)
Уход из театра
В 1988м Весник отдал последний долг родителям: он поехал в Кривой Рог, и поставил на сцене театра, куда бегал в детстве, пьесу «Чистка», рассказывавшую о судьбе Якова Ильича и Евгении Эммануиловны.
«Единожды солгав…» (1987)
В 1992-м Веснику было почти 70, и он понял, что сил доиграть городничего до конца спектакля «Ревизор» у него не осталось, и, несмотря на уговоры – он был настоящей звездой – ушёл из Малого театра. Он никогда не жаловался на здоровье, но боялся подвести людей, боялся, что однажды упадёт прямо на сцене. Дома он сложа руки не сидел: за то время, что он оставил сцену, он написал почти два десятка книг воспоминаний.
«На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» (1992)
После ухода из театра Весник сыграл ещё в десятке картин. В своих последних фильмах, вышедших с разницей в пять лет – «Ширли-мырли» Владимира Меньшова и «Белый танец» Рауфа Кубаева он по странному стечению обстоятельств играл докторов.
«Ширли-мырли» (1995)
В начале апреля 2009 у Евгения Весника случился инсульт, и через три дня, 10 апреля, он умер.
автор: Николай Кузнецов