Выдающийся лётчик Антон Дмитриевич Якименко

Раны оказались тяжёлыми. Лечиться пришлось долго, но оставшись в строю, он участвовал в выполнении боевых заданий до заключения перемирия на Халхин-Голе 16 сентября 1939 года. Когда после окончания боевых действий его вызвал начальник ВВС Красной Армии Я. Смушкевич и предложил на выбор ряд должностей, вплоть до Генеральской, Якименко отказался от тешивших честолюбие предложений. Это не было неуверенностью в себе, это была просто гражданская ответственность.

Выдающийся лётчик Антон Дмитриевич Якименко

После выздоровления Антон Дмитриевич был переведён на службу в город Ржев инспектором по технике пилотирования 67-го истребительного авиационного полка. В его составе он принимал участие в походе войск Красной Армии с целью воссоединения Бессарабии с Советским Союзом. Вскоре он был избран депутатом Верховного Совета Молдавской ССР.

Накануне войны он окончил курсы усовершенствования штурманов. В июне 1941 года был майором и заместителем командира 292-го ИАП, служил на советско-румынской границе. Там, в Молдавии, встретил Якименко Великую Отечественную войну. Снова бои, снова сражения, в которых опытный ас проявил высокое мастерство и совершил новые подвиги. Вскоре он одержал первую победу, сбив на пушечном И-16 24-й серии тяжёлый двухмоторный бомбардировщик Не-111. Позднее он воевал под Тихвином и Калачом.

Осенью 1941 года майор А. Д. Якименко был направлен на Ленинградский фронт и назначен командиром 427-го ИАП. Через год этот полк был переведён под Сталинград и участвовал в сражении за этот город. Впоследствии полк участвовал в Курской битве и в операции по форсированию Днепра. В канун Курской битвы на базе полка была создана специальная группа «Меч» двухэскадрильного состава, нацеленная на борьбу с истребителями противника. К концу битвы под Курском на счету Якименко было 8 сбитых самолётов противника. Вот строки из боевой характеристики на командира 427-го истребительного авиационного полка майора А. Д. Якименко:

Выдающийся лётчик Антон Дмитриевич Якименко

«В период с 24 октября 1942 года по 10 января 1943 года полк произвёл на Калининском фронте 735 самолёто-вылетов. Полком сбито 13 самолётов противника. Лично майор А. Д. Якименко — отличный лётчик, смело вступает в бой с противником… Командир 292-й штурмовой авиационной дивизии Герой Советского Союза полковник Н. Каманин».

Летом 1944 года Якименко вновь оказался на границе с Румынией, теперь он был полковником, а его часть (ставшая 151-м ГвИАП) получила новейшие самолёты Як-3.

20 августа 1944 года в районе Ясс 10 советских лётчиков, во главе с командиром полка Антоном Якименко, вылетели на боевое задание. Совсем недавно полк получил истребители Як-3, и вот теперь лётчики спешили проверить их в бою. За линией фронта группа FW-190 вела бой с «Лавочкиными». С небольшим доворотом влево группа перешла в пике и открыла огонь. Противника будто разметало, так поспешно он оставил поле боя.

Якименко поднял группу выше и увидел бомбардировщики противника — 36 машин, шедших в сопровождении 20 истребителей Ме-109. Атака сверху была неотразима. Вот уже вписался в прицел «Юнкерс». Якименко жмёт на кнопку управления огнём и вражеский самолёт устремляется в свое последнее пике…

«Яки» уходят вверх, затем атакуют уже истребители прикрытия. Те, бросив своих подопечных, быстро уходят вниз — встреча с новыми Як-3 для них оказалась полной неожиданностью. Теперь наша группа снова атакует «Юнкерсы» и сбивает ещё 2 машины. Затем лётчики атакуют «Мессеров» и добиваются новой победы. Всего же, в этом бою, было сбито 5 бомбардировщиков и 3 истребителя Ме-109, без потерь с нашей стороны…

Выдающийся лётчик Антон Дмитриевич Якименко

Истребитель Як-3 командира 151-го Гвардейского ИАП А. Д. Якименко. Весна 1945 года.

Выдающийся лётчик Антон Дмитриевич Якименко

 

Выдающийся лётчик Антон Дмитриевич Якименко

В начале ноября 1944 противник в районе Надькерепта танками и пехотой пытался восстановить ранее утраченные позиции, контратаковав советских войска. Противник, стремясь сорвать наступление советских войск или хотя бы замедлить его, повысил активность своей авиации, однако успешные действия советских истребителей в большинстве случаев не позволяли фашистским лётчикам нанести прицельные удары.

Истребительная авиация прочно удерживала господство в воздухе и не допускала фашистских лётчиков к полю боя. Результативный бой провела восьмёрка истребителей 150-го Гвардейского авиаполка под командованием Героя Советского Союза Гвардии подполковника А. Д. Якименко. Прикрывая свои наземные войска в районе Ясберень, она встретила более 20 вражеских истребителей и провела лобовую атаку, в ходе которой А. Д. Якименко и Гвардии капитан Н. И. Леонов сбили по одному самолёту. В завязавшемся воздушном бою Гвардии лейтенант И. Ф. Шаменков и Гвардии младший лейтенант А. А. Сергеев обили по одному Ме-109, а Гвардии младший лейтенант В. Г. Лапшин — FW-190. Потерь группа не имела.

Пройдя с боями Молдавию, он освобождал Румынию, Болгарию, Венгрию, участвовал в боевых действиях над территорией Австрии, последние боевые вылеты выполнил уже в Чехословакии.

Выдающийся лётчик Антон Дмитриевич Якименко

По данным, приведённым Н. Г. Бодрихиным в книге «Советские асы», за время боевых действий в 92 воздушных боях на И-16, Як-1, Як-9 и Як-3 Гвардии Полковник А. Д. Якименко лично сбил 38 самолётов противника (1 Не-111, 8 Ju-88, 2 FW-189, 11 Ju-87, 5 Ме-109, 4 FW-190 и 7 японских). По другим источникам имел 30 побед в 2-х войнах. Встречаются и другие цифры. Так например, в книге Н. М. Румянцева «Герои Халхин-Гола», указывается на 10 личных и 35 групповых побед, одержанных в 241 боевом вылете и 29 воздушных боях. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 15 + 0 побед в ВОВ и 3 + 4 в Монголии. ]

Одна из последних побед была одержана 20 марта 1945 года (сбит истребитель FW-190). В боях Якименко был трижды подбит и трижды сажал машину на своей территории.

Имя Героя Советского Союза А. Д. Якименко долгие годы носила пионерская дружина володарской средней школы № 1. Герой часто бывает на родине, встречается с земляками, рассказывает о подвигах товарищей в боях с врагами, о нашей славной советской авиации, надёжно охраняющей мирное небо страны. Антон Дмитриевич — основатель лётной династии: его сын, Сергей Антонович, лётчик — инспектор, Полковник, летает на Су-27, внук — Дмитрий Борисович Зотов пилотирует МиГ-29.

источник: airaces.narod.ru

AesliB