Правда, чуть позже тот же Э. И. Меос несколько смягчил свои оценки, сообщив следующие сведения о деятельности Крутеня во Франции:
«Он держался очень храбро при ночной бомбежке нашего аэродрома в Каши, причём 6 истребителей «Спад» были совершенно уничтожены ( в том числе и мой ), и только один, принадлежащий комдиву Брокару, удалось из этого пекла спасти, причём Крутень очень энергично принял участие в тушении пожара и спасении «Спада» Брокара. Один механик, спавший в углу палатки — ангара типа «Бессонно», сгорел, другой был тяжело ранен. Когда Крутень уехал из эскадрильи, ему дали характеристику, в которой было отмечено, что «русский штабс-капитан Крутень выказал удивительную ловкость и отвагу». В своё время ( то есть в 1920 — 1930-х годах ) я был в дружеских отношениях с Рене Фонком. Так вот, Фонк раз мне показывал фронтовой дневник, в котором было отмечено, что как Крутень, так и Орлов, проходя стажировку у «Аистов», оба сбили по 2 немца. Я выписал всё это, но во время немецко — фашистской оккупации, когда гестапо арестовало меня и заключило в концлагерь, мои записи все пропали… Записям Фонка я вполне верю: не стал же он записывать вымысла или ерунды. Он в то время был подпрапорщиком в 103-й эскадрилье, а я тоже подпрапорщиком, но в 3-й эскадрилье ( в нашем дивизионе было 5 эскадрилий )».
Сведения о том, что в боях под Верденом Крутень одержал одну бесспорную и одну вероятную победу, подтверждаются и другими источниками. Судя по всему, именно за них он и был награждён «Военным Крестом с пальмовой ветвью».
После пребывания во Франции Евграф Крутень посетил Англию и уже оттуда вернулся на родину. Шёл Март 1917 года. В России начинался всеобщий хаос.
Ещё находясь за границей, Крутень написал книгу «Создание истребительных групп в России», в которой призывал: «Немедленно перейти к новой организации… Собрать всё, что только может подойти под понятие истребитель или охотник… Создать сильные боевые группы, которые сейчас же принесут результаты… Основная цель — создать сильную авиагруппу для безусловного и решительного подавления воздушного противника в самом важном месте фронта, имеющим решающее значение для хода кампании».
Чуть позже последовала целая серия написанных Крутенем брошюр: «Наставление лётчику — истребителю», «Воздушный бой», «Военная авиация во Франции», «Что думалось в Лондоне», «Нашествие иноплеменников», «Кричащие нужды русской авиации».
В своих работах Крутень обосновал основные требования к самолёту — истребителю:
- вертикальная и горизонтальная скорость;
- верткость;
- высокий потолок.
Одним из первых в мире он предложил ввести практику парных полётов, сделав пару основной тактической единицей. Кроме того, основываясь на опыте своего французского коллеги Ж. Гиннемера, в «Воздушном бое» Евграф Крутень предложил более 20 типов воздушных атак и выходов из них — как для одиночных машин, так и для пар и групп самолётов. Исход боя, по его мнению, в значительной степени зависел от того, насколько лётчик будет соблюдать следующие принципы:
- Надо как можно раньше увидеть противника в воздухе. Во всяком случае, надо первому увидеть, что даёт инициативу в действиях и поэтому половину успеха.
- Сближаться для производства самой атаки надо незаметно для противника, то есть преимущественно сзади, пользуясь лучами солнца.
- Надо всегда перед атакой быть выше противника, насколько возможно, желательно 500 — 1000 метров. Это даёт быстроту налёта, внезапность и огромное моральное преимущество. Эта же высота значительно уменьшает вероятность неприятельской внезапной атаки…
- Бросаясь в момент окончания подхода и начала атаки на противника, надо стремиться стать в мёртвом конусе его обстрела. Если же это не удаётся, то подходить фигурно — штопором, спиралью, петлёй, скольжением, что опять — таки влияет страшно на психику противника, вызывая или недоумение или ужас. Затрудняет правильно целиться и нервирует его…
- Безусловно, надо подойти к противнику в упор и только тогда открывать огонь наверняка. Но в зависимости от быстроты наскока надо варьировать эту начальную дистанцию от 30 до 100 метров, нападая на него сверху, как бы вонзаясь в него, надо ещё оставить себе время на то, чтобы, увернуться от столкновения с ним, так как разгон очень велик. Рекомендую при атаке со стрельбой сверху проскакивать перед противником — впереди ею носа, так как тогда дольше можно стрелять с естественным упреждением, облегчая попадание, и, кроме тою, благодаря приобретённой скорости легко его опередить.
- Лётчик, безусловно, должен видеть всё кругом себя, особенно бросаясь в атаку. Надо сохранить спокойствие, чтобы не фиксировать глаз на своей жертве, но и «видеть свой стабилизатор». Этим требуется от лётчика — истребителя недюжинная природная способность «иметь глаза сзади».
- Бросаясь сверху, предпочтительнее всего прямое отвесное пикирование, так как это дает максимальную скорость наскока, но иногда хорошо и скользнуть на крыло, если превышение невелико, или снизиться штопором, вводя противника в заблуждение, если тот подаёт признаки, что уже видит опасность.
- Поймать противника под свой обстрел, приложить всё искусство и хладнокровие, чтобы не выпустить его из захвата, пока не будет выпущен последний патрон. Полезно ещё делать атаки, обозначая стремление таранить, это часто способствует посадке на нашей территории. Это бывало и в русской истребительной практике…
- Наконец, если противник явно выражает, что он видит покушение на него… и определённо летит со снижением домой, в этом случае всё же лучше добирать превышение поодаль от него, одновременно заходя ему спереди, и затем пойти навстречу, чтобы использовать быстроту встречного сближения, а затем уже бросаться на него намеченным способом атаки».
Заимствуя у врагов и союзников наиболее ценный опыт, Крутень, тем не менее, не слишком-то преклонялся перед Европой. Так, узнав о том, что в Россию и в Румынию отправляются французские авиационные миссии, Евграф Николаевич написал брошюру «Нашествие иноплеменников», в которой достаточно резко высказался по отношению к западным лётчикам. По его мнению, «учиться у них пока что в авиации решительно нечему», ибо они нападают друг на — друга, лишь пользуясь превосходством в силах французы обычно «охотятся за более слабыми немцами, так или иначе проявляющими свою слабость», а немецкие истребители, охраняющие корректировщиков, «с приближением даже половинных сил французов бросают на произвол судьбы своих охраняемых и удирают».
В России Евграф Крутень был произведён в штабс-капитаны и назначен командиром вновь формирующейся на Юго — Западном фронте 2-й Боевой авиагруппы.
Его Авиагруппа состояла из 3-го, 7-го и 8-го корпусных авиаотрядов. Самолёты каждого авиаотряда имели на фюзеляже свою эмблему: 3-й — голову индейца, 7-й — голову орла, 8-й — туз червей. На «Ньюпорах», принадлежавших командиру авиагруппы, красовался грозный профиль былинного богатыря Ильи Муромца.
Хотя все авиаторы, вошедшие в состав нового подразделения, имели фронтовой опыт, называть их настоящими истребителями было рано. Неслучайно в одном из своих первых приказов Крутень констатировал:
«За последние дни лётчики группы имели много столкновений в воздухе с противником, но результатов никаких, хотя немцы пока летают в одиночку и на небольшой высоте, как 3000 метров, условия самые благоприятные. Если аппараты и лётчики не готовы к бою, то и незачем летать для встречи с немцами, которых такие результаты лишь ободряют. А если истребитель готов, то надо вести бой решительно и упорно».
Как вспоминал впоследствии будущий Генерал — майор советской авиации Иван Спатарель:
«Мне посчастливилось в первой половине года летать во 2-й боевой авиационной группе истребителей, которой командовал Евграф Николаевич Крутень на Юго — Западном фронте. Как командир и лётчик, он для всех нас был образцом смелости и преданным патриотом Родины. В быту Евграф Николаевич был очень скромен, и все его стремление сводилось главным образом к развитию своих способностей и наиболее полному освоению профессии военного лётчика. Всё свободное время Крутень проводил на аэродроме, наблюдая за полётами лётчиков авиагруппы, и пользовался любым случаем полетать на разных типах самолётов. В нелётную погоду Евграф Николаевич проводил работу по обобщению опыта боевой деятельности русской авиации. Когда анализируешь жизнь и деятельность Крутеня, порожает его необычайно быстрый рост не только как боевого лётчика, но и как военного теоретика и организатора».
В принципе, нет ничего удивительного, что первая победа авиагруппы была одержана её командиром. Использовав свой любимый приём, заключавшийся в том, чтобы «поднырнуть» под аэроплан противника и атаковать неприятеля сзади из непростреливаемой наблюдателем зоны, Евграф Крутень 31 Мая 1917 года одержал свою первую после возвращения в Россию победу, отправив на землю вражеский разведчик «Ганза — Бранденбург». Новый Авиадарм В. М. Ткачёв прислал в расположение авиагруппы поздравительную телеграмму следующего содержания: «Начало будущей работы молодой авиагруппы положено блестящим подвигом славного боевого командира капитана Крутеня, под командой которого онауспешно сумеет конкурировать с 1-й авиагруппой, насчитывающей уже за собой около 20 окончательных решительных побед. От души поздравляю капитана Крутеня».
Бесспорно, Евграф Крутень всеми силами старался оправдать возложенные на него надежды. 5 Июня в воздушном бою с вражеским разведчиком ему удалось с первой же атаки вывести из строя наблюдателя, и только отказ пулемёта во второй атаке позволил противнику благополучно убраться восвояси.
Во время выполнения боевых вылетов отважный авиатор зачастую расходовал почти весь запас горючего, и при возвращении ему приходилось планировать на посадочную полосу с заглохшим мотором. Подобное удавалось лишь настоящим мастерам пилотажа, но 6 Июня в районе Тарнополя русский лётчик даже сумел сбить на планирующем полёте ещё один «Бранденбург». Вот как об этом вспоминал пилот 3-го корпусного отряда А. В. Шиуков:
«Отправляясь на охоту, Крутень брал с собой одного — двух лётчиков своей истребительной группы. И мне довелось несколько раз летать с ним в одном звене. Однажды, отбарражировав, Крутень должен был возвратиться на аэродром ( кончилось горючее ). В этот момент он увидел под облаками самолёт с чёрными крестами на крыльях. Почти полностью был израсходован боекомплект. Но, превосходя противника по высоте, решил атаковать его на планировании, хотя бы с остановившимся мотором. Расчёт оказался верным. Бесшумно, камнем свалившись на врага, он метким выстрелам ранил пилота, заставив немцев приземлиться…»
Сбитый «Бранденбург» принадлежал 18-й флигерроте; пилот — капрал Антон Лагер был тяжело ранен, и машину пришлось сажать легко раненому наблюдателю — обер-лейтенанту резерва Вилибальду Патзельту. При посадке у занятой русскими деревни Марианка немецкий самолёт скапотировал.
Спланировав, Крутень сел рядом с поверженным противником и помог неприятельским лётчикам выбраться из опрокинувшегося на спину аппарата. Оказав им медицинскую помощь и заправившись горючим, полученным из 2-го артиллерийского отряда, Евграф вернулся на свою базу.
А теперь приведём свидетельство ещё одного военного лётчика — Н. М. Братина:
«В одном из полётов капитан Крутень сбил на моих глазах самолёт противника. Заметив немца, Крутень атаковал его сверху со стороны солнца, две — три короткие очереди из пулемёта, и мы увидели, как немецкий самолёт стал падать…
Через несколько дней, находясь на своём аэродроме ( у деревни Дениувка ) вблизи Тарнополя, я услышал короткие пулемётные очереди. Бой шёл в стороне от аэродрома на высоте 2000 — 2500 метров. В синеве безоблачного неба, освещённого лучами солнца, трудно было различить самолёты, ведущие воздушный бой. Через час на аэродром пришла радиограмма от капитана Крутеня с просьбой выслать в указанный им район самолёт «Вуазен» с баллоном горючего и «мандолиной» ( так назывался костыль самолёта «Ньюпор-23″ за его сходство с музыкальным инструментом ). Кроме того, Крутень просил прислать санитара с перевязочными материалами. По приказанию командира авиаотряда я, несмотря на сильную болтанку, вылетел в указанный район, где легко нашёл два рядом стоящих на земле аэроплана. Один из них — сбитый немецкий аэроплан, рядом — самолёт Крутеня со сломанным костылём и без капли горючего.
Пока санитар оказывал помощь раненым в воздушном бою немецким лётчикам, мы с Крутенем произвели ремонт его самолёта. Сдав раненых в ближайшую часть, я вылетел на свой аэродром, а капитан Крутень, наполнив баки бензином, вылетел в расположение своей истребительной группы».
Еще одно любопытное свидетельство об этом эпизоде приводится в мемуарах В. М. Ткачёва:
«Однажды Крутень сбил немца, сел возле разбитого аэроплана и обнаружил у убитого противника семейную фотографию с изображением отца, матери, ребёнка… Семейная идиллия так тронула Крутеня, что он при очередном полёте сбросил над неприятельскими войсками этот снимок с припиской: «Сожалею об убитом муже и отце, но война — есть война, не я его — так он меня». Это показывает, каким гуманизмом ( именно рыцарским духом ) была проникнута душа Крутеня».
Летом 1917 года 2-я Боевая авиагруппа сражалась на Юго — Западном фронте, и всё тот же В. М. Ткачёв утверждал, что на немецких штабных картах район её действий обозначался как «Зона, откуда аэропланы не возвращаются». Так это или не так — неизвестно, но само по себе количество мифов, сложившихся вокруг личности Крутеня, весьма показательно.
Возможно, что свою последнюю победу Крутень одержал 16 Июня 1917 года во время утреннего полёта. Вскоре после его возвращения в штаб авиагруппы позвонили из штаба армии и сообщили, что к Зборову летит ещё одна вражеская машина. Крутень тут же поднял свой самолёт в воздух, из — за чего его так и не удалось дозаправить. Нехватка бензина оказалась роковой. При заходе на посадку на малой высоте самолёт Крутеня внезапно «клюнул» носом и, войдя в штопор, врезался в землю. Однако Иван Спатарель считал, что Евграф Крутень погиб потому, что был тяжело ранен и потерял в воздухе сознание. «Ведь он мог посадить машину и с отказавшим мотором», — писал он в своих воспоминаниях.
Останки Евграфа Крутеня, как прежде останки его кумира Петра Нестерова, были перевезены в Киев и захоронены на берегу Днепра на кладбище Вырубецкого монастыря неподалеку от стен Никольской военной церкви.
Погибшего героя посмертно произвели в подполковники и представили к ордену Св. Георгия 3-го класса. 2-й Боевой авиагруппе присвоили имя её доблестного командира, в его память также выбили специальную медаль, на которой Евграф Крутень был изображён в лихо заломленной набок фуражке.
Наконец, по инициативе матери Крутеня, было решено организовать фонд его имени и учредить специальную стипендию для выпускников военных училищ. Призыв вызвал большой энтузиазм в среде военных авиаторов. Текущий счёт фонда имени Е. Н. Крутеня был открыт в Могилёвском банке, но уже через полгода всё резко изменилось… К власти в России пришли большевики.
Память о героях Великой войны на долгое время была предана забвению. В значительной степени возвращению имени Крутеня из небытия способствовал один из его бывших подчинённых, Генерал — майор советской авиации, Иван Константинович Спатарель. Заслуженный лётчик — испытатель, Герой Советского Союза А. Н. Грацианский разыскал могилу Крутеня и организовал перезахоронение его останков на Лукьяновском кладбище рядом с могилой П. Н. Нестерова. Скромный памятник был сооружён на средства авиаконструктора Олега Константиновича Антонова.
источник: airaces.narod.ru