Погибли в бою, покоятся на дне морском

А в июле 2009-го на границе шведских и финских территориальных вод в Аландском море отыскали советскую субмарину С-2, затонувшую в январе 1940 года во время «незнаменитой» войны с Финляндией. Лодкой командовал капитан-лейтенант Иван Александрович Соколов, на борту корабля в его последнем походе находились командир 13-го дивизиона ПЛ КБФ капитан 3-го ранга Гавриил Николаевич Тутышкин и флагманский штурман 1-й бригады ПЛ КБФ старший лейтенант Василий Кириллович Колесников. Вечером 2 января 1940 года С-2 достигла Аландских островов и получила разрешение на форсирование пролива Южный Кваркен. 3 января 1940 года в 04.20 была получена последняя радиограмма с С-2. Больше лодка на связь не выходила, о её судьбе до последнего времени достоверно ничего не было известно. Её гибель стала первой (и единственной) потерей подводного флота Советского Союза в той боевой кампании.

Все эти годы экипаж – 50 человек – числился пропавшим без вести. Раньше военные эксперты считали вероятной возможность того, что С-2 стала жертвой льдов или мины в тот момент, когда уже возвращалась на базу. Дело в том, что 14 января плавбаза «Смольный», а 21 января лидер «Минск» якобы принимали сигналы с С-2, но наладить устойчивую связь их радисты так и не смогли. Позже выяснилось, что подводная лодка погибла ещё 3 января на минах, выставленных месяцем раньше финским минным заградителем «Лоухи» в Южном Кваркене у острова Маркет. Есть данные, что летом 1999 года остов субмарины обнаружен в этом районе шведскими поисковиками – однако официально находка зарегистрирована лишь десятью годами позже.

Подводные могилы ждут, кто их разыщет

В 1998 году группа шведских аквалангистов-любителей нашла вблизи Южного Кваркена советскую С-7, потопленную 21 октября 1942 года финской субмариной «Весихииси» («Морской чёрт»). Причиной катастрофы стало то, что С-7, благополучно форсировав противолодочные заграждения, отправила командованию краткую радиограмму о прорыве на оперативный простор. Согласно Таблице условных сигналов сообщение состояло всего из пяти слов, передатчик лодки был в эфире меньше минуты. Но и этого оказалось достаточно для службы радиоперехвата противника. Из Мариенхамна вышли на охоту неприятельские субмарины. В 20.41 финская подводная лодка выпустила торпеду. Командир «финки» уже посчитал, что промахнулся (так как неверно оценил дистанцию) и приказал открыть артиллерийский огонь, как спустя три минуты торпеда попала в район седьмого отсека С-7, и советская подводная лодка мгновенно затонула. 42 человека погибли. Правда, четверо моряков, находившихся на мостике С-7, смогли спастись, они попали в плен к финнам. Среди них был и командир корабля Сергей Прокофьевич Лисин. Так случилось, что в эти же дни состоялся указ о присвоении моряку звания Героя Советского Союза, о чем Лисин узнал много позднее. В 1944-м после выхода Финляндии из войны пленники вернулись на родину. С.П. Лисину была суждена долгая жизнь – после спецпроверки он был возвращен на флот, затем занимался педагогической работой в военно-морских училищах и умер в Санкт-Петербурге в 1992 году.

Погибли в бою, покоятся на дне морском

И, наконец, нельзя не упомянуть ещё одну важную находку – хоть и не имеющую отношения к временам Великой Отечественной. Летом 2015 года у берегов Швеции обнаружили подводное судно российского императорского флота «Сом», затонувшее 10 мая 1916 года. До тех пор пока не стало известно, что речь идёт именно о «Соме», западная пресса и российская «либеральная оппозиция» массово обвиняли Москву в том, что она тайком засылает к берегам Швеции подводных диверсантов – и якобы это их подлодка обнаружена затонувшей. О других найденных подлодках писали куда меньше: современные СМИ, с их тягой к «остренькому», не слишком-то интересуются погибшими героями, если из-за них нельзя раздуть какой-нибудь очередной скандал.

*    *    *

Это лишь самые известные находки такого рода – рассказ о них можно длить и длить. Наверняка, их окажется ещё немало. «Дно Балтики буквально усеяно ржавыми остовами, – сказал автору этих строк латвийский краевед Александр Дмитриев, в 1980-е возглавлявший любительский клуб аквалангистов «Посейдон». – Главным в своей деятельности мы, «посейдоновцы», считали розыск затонувших в ходе минувшей войны кораблей. Никогда не забуду июнь 1991 года, когда мы принимали участие в крупной поисковой экспедиции, в ходе которой нашли советский тральщик «Штаг». В 1941 году он погиб, обороняя Моонзундские острова от немецкого флота. С этого корабля удалось нам поднять иллюминаторы, фонари, штурвал и – самое главное – 100-миллиметровое артиллерийское орудие. А сколько таких реликвий ещё покоится на дне морском…»
В доказательство этих слов стоит вернуться туда, откуда мы начинали рассказ, – в воды близ Лиепаи-Либавы. За несколько дней до С-10 здесь же 24 июня 1941 года погибла подлодка С-3. Начало войны она встретила под командованием капитан-лейтенанта Костромичева Николая Александровича, находясь в капремонте на заводе «Тосмаре» в Либаве. Работы должны были завершиться 15 июня, но так и не были окончены. 23 июня немцы были уже на подступах к городу. Поскольку лодка могла идти самостоятельно (но только в надводном положении), Костромичев, отказавшись взорвать корабль и взяв на борт часть членов экипажа подлодки С-1 (в том числе и её командира капитана 3-го ранга Ивана Морского) и некоторых рабочих с «Тосмаре» (всего на борту было около 100 человек), покинул Либаву.

С-3 шла непосредственно вдоль побережья в Усть-Двинск, скорость её не превышала 5 узлов. В 2.32 24 июня в районе маяка Ужава она была обнаружена и атакована германскими торпедными катерами S-60 и S-35 из состава всё той же 3-й флотилии. В завязавшейся артиллерийской дуэли 100-мм и 45-мм орудия субмарины не смогли защитить её от скорострельных немецких 20-мм пушек, хотя огонь с лодки и нанес катерам повреждения. Выпущенные со шнельботов торпеды прошли мимо цели. С-3 упорно уходила на север, и тогда катера атаковали её ручными гранатами, а затем в 3.39 S-60 сбросил прямо по курсу подлодки, в непосредственной близости от неё глубинную бомбу. Субмарина затонула. Из воды немцы подобрали только девять человек; тело командира Костромичева позже прибило к берегу острова Сааремаа. По неподтвержденным данным немецкие водолазы в июне-июле 41-го погружались на лодку в поисках документов. Так это или нет, доподлинно неизвестно – до сих пор С-3 так и не нашли.

А может, правильнее сказать – пока не нашли…

автор: Владимир ВЕРЕТЕННИКОВ

источник: www.ritmeurasia.org

AesliB