Памяти Талгата Бегельдинова

Талгат Бегельдинов родился 5 Августа 1922 года в городе Пишпек ( Казахстан ). Окончил среднюю школу в городе Фрунзе. В 1940 году был призван в ряды Красной Армии....

Талгат Бегельдинов родился 5 Августа 1922 года в городе Пишпек ( Казахстан ). Окончил среднюю школу в городе Фрунзе. В 1940 году был призван в ряды Красной Армии. В 1942 году окончил Оренбургское военное авиационое училище лётчиков.

В Декабре 1942 года сержант Талгат Бегельдинов прибыл в штурмовой авиационный полк под Калинин. Много дней провёл он на фронтовом аэродроме, ожидая разрешения на боевой вылет. Но времени даром не терял — изучал район боевых действий, пытливо перенимал опыт старших товарищей, непрестанно учился мастерству воздушных сражений. Настал наконец день, когда командир полка сказал:

— Ну, Бегельдинов, теперь вы готовы к выполнению боевой задачи. Завтра обязательно полетите.

Памяти Талгата Бегельдинова

Произошло это 17 Февраля 1943 года.

На протяжении всего полёта Талгат внимательно следил за ведущим, в точности повторял его маневры. Выйдя на цель, «Илы» с пикирования атаковали железнодорожный состав.

Первый вылет прошёл успешно. В тот же день сержант Бегельдинов совершил ещё 2 боевых вылета. Начались фронтовые будни: ежедневные полёты на штурмовку. Шли бои под Старой Руссой…

Спустя несколько дней, он одержал и свою первую воздушную победу, сбив истребитель Ме-109, пилотируемый известным немецким асом. Вскоре Бегельдинову присвоили офицерское звание и назначили ведущим, а затем и командиром звена. Но, познав радость победы Бегельдинову было суждено познать и горечь поражения. В боях за Харьков он был сбит. Несмотря на многочисленные трудности, сумел перейти линию фронта и вернувшись в свой полк продожил боевую деятельность.

…Однажды полку, где служил Бегельдинов, Генерал В. Г. Рязанов поставил задачу нанести сосредоточенный удар по аэродрому противника в районе Харькова. Штурмовики немедленно приступили к её выполнению. Прикрываемые полком истребителей, они удачно миновали линию фронта и рано утром вышли точно на цель. «Илы» обрушили на аэродром противника мощный бомбовый удар. Уничтожили 12 бомбардировщиков врага, разрушили ангары, взорвали склады авиабомб. Полк без потерь вернулся на свой аэродром.

В 2 часа дня шестёрка «Илов» снова взяла курс на Харьков, но уже без сопровождения истребителей. На подходе к аэродрому наших штурмовиков немцы встретили сильным зенитным огнём.

Преодолев 2 пояса противовоздушной обороны, советские лётчики увидели группу бомбардировщиков противника под прикрытием истребителей, возвращающихся с боевого задания. «Мессеры» резко развернулись и ринулись наперерез нашей шестёрке. 12 истребителей против 6 штурмовиков ! В воздухе закружилась «карусель» воздушного боя.

Один из немцев, атаковавший Бегельдинова снизу, на какое — то мгновение выскочил вперёд. Талгат нажал гашетку пушек и увидел, как истребитель камнем полетел к земле. Но и штурмовик Бегельдинова тоже получил повреждение. Надо бы повернуть назад, но нельзя. Близко впереди цель — вражеский полевой аэродром. Больше 100 бомбардировщиков и истребителей стоит на поле. На аэродроме паника: самолёты взлетают прямо со стоянок, из задних кабин бомбардировщиков строчат пулемёты.

Штурмовики начали атаку, и мгновенно аэродром превратился в море огня. «Илы» отвалили от аэродрома и легли на обратный курс. Из — за полученного повреждения самолёт Бегольдинова стал терять скорость. Держаться в строю стало почти невозможно, а до линии фронта ещё 40 километров.

Видя отставший, израненный Ил-2, пара «Фоккеров» решила взять его в клещи и посадить на свой аэродром. Но советский лётчик и не подумал выполнять команды истребителей. Тогда самолёты противника развернулись и начали расстреливать штурмовик. Пулемётная очередь прошила мотор и кабину. Загорелся двигатель. Лётчик и стрелок выбросились на парашютах…

Несколько дней пробирались они к линии фронта. Дважды натыкались на немецкие посты. В одной из схваток уложили наповал 2-х вражеских солдат. Около 3-х часов просидели по горло в болоте, скрываясь от преследования. Уже перед самой линией фронта, наскочив на минное поле, погиб стрелок.

Незадолго до рассвета Талгат один добрался до берега Северского Донца. Там, за ним, наши. Он поплыл в холодной, обжигающей тело воде под бешеной стрельбой немцев. В воде его ранило в левую руку. Намокшая одежда тянула ко дну. Достигнув противоположного берега, теряя сознание, Талгат упал на камни. Лётчика обнаружили наши пехотинцы, принесли в землянку. Санитар сделал ему перевязку. Потом медсанбат, а через 3 недели снова в строй.

*    *    *

…Шли напряжённые жестокие бои на Орловско — Курской дуге. В эти дни у Талгата Бегельдинова завязалась крепкая дружба с лётчиком — истребителем Сергеем Луганским. Их первая встреча произошла в бою.

Памяти Талгата Бегельдинова

С. Д. Луганский.

На группу штурмовиков наседали Ме-109. Стрелок Бегельдинова был тяжело ранен, и самолёт оказался беззащитным сзади. Это немцы, видимо, поняли, и 2 «Мессера» начали усиленно обстреливать пострадавший «Ил». На выручку штурмовику поспешил Як-1 с цифрой «47» на борту. Советский истребитель быстро пристроился в хвост к ведомому Ме-109 и ударил из пулемётов. «Мессер» задымил и рухнул на землю. Ведущий вражеской пары, потеряв прикрытие, взмыл вверх, оставив штурмовик в покое. Як-1 развернулся и снова ринулся в гущу боя.

Вернулись на аэродром. В тот же вечер, когда лётчики собрались в столовой на ужин, Бегельдинов громко спросил:

— Кто сегодня летал у истребителей на «47-м» ?

Луганский поднялся из — за стола и подошёл к лётчику.

— Я летал. А в чём дело ?

— Ну, друг, давай знакомиться. Ты сегодня мне жизнь спас…

Долго беседовали они в этот вечер. Оказалось, что оба окончили Оренбургское лётное училище. С тех пор их фронтовая дружба крепла, помогала в бою.

*    *    *

В Феврале 1944 года, в период Корсунь — Шевченковской наступательной операции Советских войск, Бегельдинову пришлось заняться несколько необычным делом — охотой за путеразрушителем. Ещё в дни разгрома под Москвой зимой 1941 года немцы изобрели приспособление, с помощью которого уничтожались железнодорожные пути. Оно представляло собой нечто вроде 2-х огромных лемехов плуга, которые прицеплялись к паровозу. Плуг ломал шпалы пополам, а рельсы, упираясь в покатые щеки, изгибались и лопались. За один час работы паровоз уничтожал до 15 км полотна.

Именно такой паровоз — путеразрушитель и орудовал зимой 1944 года между Первомайском и Малыми Висками. Зная о том, что участь окружённой Корсунь — Шевченковской группировки предрешена, противник решил с помощью этого приспособления разрушить за собой все дороги, пытаясь задержать движение наших войск. Уничтожение паровоза было поручено Бегельдинову. Началась охота. Предоставим слово герою нашего очерка:

Памяти Талгата Бегельдинова
«Должен сказать, что противник попался на редкость хитрый, опытный и осторожный. Ещё вчера, пролетая над этими местами, я видел стальные нити рельсов. Сегодня их уже нет. Нет и паровоза. Тщетны все попытки обнаружить врага. На помощь пришла наземная разведка.

Однажды я находился на КП аэродрома в первой готовности. Получаю сведения, что паровоз орудует около Малых Висок. Лечу туда, вижу следы его варварской работы, а самого паровоза и след простыл. И так день за днем. Начинаю терять терпение. А командование не дает мне покоя, требует немедленного уничтожения проклятого паровоза. Ведь за день он причиняет столько вреда, что нужна неделя для восстановления, нужны материалы, затраты труда сотен солдат и офицеров инженерных войск. Мало того, пока восстанавливается путь, задерживается доставка грузов нашим наступающим войскам.

В один из дней, когда о паровозе не было никаких сведений, я вылетел на разведку. Собрал данные о позициях немцев, сфотографировал расположение артиллерии и закопанные в землю танки. Лечу на свой аэродром. Неожиданно вижу внизу тень паровоза. Именно тень. В лучах заходящего солнца она кажется неправдоподобно большой, уродливой. Тень движется, но дыма нет, не видно и самого паровоза. Я резко снижаюсь и тут только понимаю, почему бесплодной была моя охота. Сверху на паровозе, во всю его длинну, смонтирована площадка, на которой уложены снег, комья земли, кусты и камни… Сам же паровоз окрашен в белый цвет. При встрече с нашими самолётами он просто останавливался и, пользуясь своей хитрой маскировкой, пережидал пока они пролетят мимо.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...
Adblock
detector