Памяти Талгата Бегельдинова

Я даже вскрикнул от радости. Ну, теперь ты от меня не уйдёшь ! Захожу сбоку, беру паровоз в прицел, атакую. И… впустую. Машинист резко дает ход — и мои снаряды идут мимо. Атакую вновь, и опять безрезультатно. Чувствую, что в будке паровоза сидит довольно опытный человек, следящий за каждым моим движением.

Необычайный поединок паровоза с самолётом длился около 15 минут. Наконец, снаряд попал в котел. Облако пара поднялось метров на 20, паровоз остановился. Я зашёл сбоку, прошил его очередями из пушек и пулемётов. Развернулся и, зайдя с другой стороны, в упор выпустил все реактивные снаряды. Паровоз превратился в груду металла. Сделав круг и убедившись, что сработал чисто, фотографирую его и лечу домой…»

Памяти Талгата Бегельдинова
К Июню 1944 года заместитель командира эскадрильи 144-го Гвардейского штурмового авиационного полка Гвардии старший лейтенант Т. Я. Бегельдинов совершил 155 боевых вылетов на разведку, штурмовку вражеских укреплений, аэродромов, железнодорожных узлов, скоплений войск противника. 26 Октября 1944 года за отвагу и боевое мастерство, проявленные при освобождении городов Знаменка, Кировоград, за лично сбитые в воздушных боях 4 вражеских самолёта и эффективное содействие наземным войскам при выходе на государственную границу СССР, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Талгат Бегельдинов славился не только как мастер штурмовых ударов, но и как мастер воздушной разведки. В сложных условиях погоды, тщательно маскируясь облачностью, он добывал ценные сведения о противнике. Самолёт Бегельдинова одним из первых появился днём над Берлином. На своём краснозвёздном «Иле» Талгат Якупбекович оказывал братскую помощь восставшим жителям Праги.

Командуя эскадрильей того же полка, к Марту 1945 года он совершил ещё 120 успешных боевых вылетов. 27 Июня 1945 года за умелое руководство эскадрильей и боевые подвиги при штурмовки скопления войск и техники противника в боях за города Краков, Оппельн ( Ополе ), Катовице, Бреслау ( Вроцлав ) и Берлин, отважный лётчик был награждён второй медалью «Золотая Звезда».

Начав войну рядовым пилотом он закончил её командиром эскадрильи Гвардейского авиаполка. За 2 года Бегельдинов совершил 305 боевых вылетов, проведя в них в общей сложности без малого 500 часов, уничтожил 21 танк, 5 самоходных артиллерийских установок, 7 самолётов в воздухе ( 5 лично и 2 в группе ) и 5 на земле, 37 автомобилей, 2 локомотива, 7 вагонов с войсками и техникой.

Памяти Талгата Бегельдинова
Дважды Герой Советского Союза Капитан Т. Я. Бегельдинов 24 Июня 1945 года принимал участие в Параде Победы на Красной площади в Москве.

После окончания войны Талгат Якубекович продолжил службу в ВВС. Был избран депутатом Верховного Совета СССР. Служил в строевой части в должности командира полка. В 1950 году, после окончания Военно — Воздушной академии, по состоянию здоровья, он был отстранен от полётов и направлен на Высшие курсы усовершенствования офицеров и штурманов в качестве начальника штаба. Однако, здоровье ухудшалось с каждым днём и в 1957 году Гвардии полковник Т. Я. Бегельдинов был демобилизован из рядов Советской Армии. Вскоре он стал работать заместителем начальника Казахского территориального управления Гражданского Воздушного Флота. Затем окончил строительный институт, жил и работал в городе Алма — Ата ( Казахстан ).

*    *    *

Воздушный бой штурмовиков с бомбардировщиками.

Этому воздушному бою предшествовала следующая обстановка: противник после успешного наступления наших войск в районе Белгорода поспешно отошёл на заранее подготовленный рубеж, проходивший по южному берегу реки Днепр, где и перешёл к обороне. После оперативной паузы наши войска предприняли наступление с форсированием реки Днепр в районе Успенское — Мишурин Рог.

Противник обрушил все свои огневые средства против наших наступающих войск, одновременно на плацдарме за рекой Днепр танками и пехотой контратакуя наши войска и не давая им развить успеха.

Авиация противника большими группами бомбардировщиков Ju-87 и Hе-111 наносила удары по боевым порядкам наших наступающих войск, пытаясь приостановить наступление.

Наш 144-й Гвардейский Львовский, Красноградский ордена Александра Невского штурмовой авиаполк действовал в том же районе на поле боя по боевым порядкам противника.

8 Сентября 1943 года командир дивизии поставил нашему полку задачу: бомбардировать и штурмовать танки и пехоту противника на юго — западной окраине Мишурин Рог. До вылета оставалось 20 минут. Командир полка перед вылетом дал лётному составу следующие указания: 12 Ил-2 под прикрытием 8 истребителей Як-1 вылетают для атаки контратакующих танков, ведущий группы — Капитан Т. Бегельдинов, сбор на «кругу» с разворотом на 160 — 170°; боевой порядок — правый «пеленг» звеньев; подход к цели на высоте 1000 метров; маневр в районе цели производить скоростью, высотой и отворотами по курсу на 15 — 20° в стороны; атаки выполнять с углом пикирования в 25 — 30° с последующим выходом левым разворотом в сторону расположения наших войск.

Взлёт производили парами. Собрались быстро и хорошо, далее следовали в заданном боевом порядке до аэродрома истребителей, где своевременно встретили истребителей прикрытия и без всяких задержек взяли курс на цель.

Не долетая примерно 10 км, я связался по радио с КП командира, доложил поставленную задачу и получил ответ: «Я вас понял — вступайте в воздушный бой с бомбардировщиками противника, с тем чтобы не допустить их к переправе». Я повторил приказание. Поняв, что на меня возложена ответственная задача, я решил с хода плотным строем с передней полусферы атаковать бомбардировщиков противника под ракурсом 2/4 с последующим левым разворотом и выходом на свою территорию. Цель моей первой атаки была дезорганизовать противника, расстроить его боевой порядок. Для выполнения этого замысла атаки я по радио подал команду: «Собраться в плотный строй !» Подходя к линии фронта, заметил до 30 бомбардировщиков Ju-87 под прикрытием до 6 истребителей Ме-109. Я их встретил в районе, где мне предстояло штурмовать танки противника. Сближаясь с ними, я выбирал наивыгоднейшее направление для атаки, и с дистанции примерно 600 метров под ракурсом 2/4 всей группой атаковали бомбардировщиков, сам сосредоточил огонь по ведущему и подбил его. Он, снижаясь, сбросил бомбы на свои же войска, затем строй бомбардировщиков противника рассыпался. Наши атакующие штурмовики вклинились в их строй.

Памяти Талгата Бегельдинова

Истребители, прикрывавшие меня, завязали воздушный бой с истребителями прикрытия бомбардировщиков. Я и моя группа вели воздушный бой, ещё не сбросив бомб. Трудно было наблюдать за ходом воздушного боя. Однако я заметил, как часть бомбардировщиков сбросила бомбы по примеру своего ведущего, затем отвалила влево, а вторая часть продолжала следовать к намеченной цели.

Выйдя из атаки, я снова собрал в плотный строй несколько расстроившихся после первой атаки штурмовиков и пошёл на повторную атаку. С дистанции 600 — 400 метров под ракурсом 3/4 открыл огонь. Расстроенная группа бомбардировщиков после 2-й атаки так же неприцельно сбросила бомбы и, отвалив влево, ушла в глубь расположения своих войск.

В результате этого боя штурмовиками и истребителями было сбито 6 самолётов противника, но кто из нас персонально сбил, было трудно установить в «гуще».

Я доложил на КП командиру о выполнении задания. Он поблагодарил нас и приказал выполнять основную задачу.

Получив приказания, я приступил к бомбардировке и штурмовке танков и пехоты противника. Сделал 6 заходов в боевом порядке «круг» звеньев, после чего все самолёты вернулись на свой аэродром без потерь, кроме незначительных повреждений.

Следует отметить, что в районе Тылява — Вишеведник я вёл такой же бой 4 Ил-2 под прикрытием 2 Як-1 против 6 FW-190, которые также сбросили бомбы на свои войска и ушли в облака, не ввязываясь в бой.

На основании своего боевого опыта я пришёл к выводу, что штурмовик Ил-2 вполне может вести воздушный бой с бомбардировщиками и с истребителями, ибо я сам на Ил-2 провёл 15 воздушных боёв, в которых сбил 5 самолётов противника ( 1 Ме-109, 1 FW-190, 3 Ю-87 ).

Для того чтобы расстроить группу бомбардировщиков, следует прежде всего бить по ведущему группы.

источник: airaces.narod.ru

AesliB