Личный враг Гитлера

День 8 февраля 1945 г – это поистине «черная дата» для высшего руководства Третьего рейха. Такое не могло им присниться даже в самом кошмарном сне. Такое просто категорически...

День 8 февраля 1945 г – это поистине «черная дата» для высшего руководства Третьего рейха. Такое не могло им присниться даже в самом кошмарном сне. Такое просто категорически невозможно по определению. Ведь было сделано все и даже более того, чтобы о суперсекретных испытаниях первых в мире немецких ракетах-оружия возмездия – их разработках, образцах никто никогда не узнал…

Военнопленный советский летчик М. Девятаев долго и терпеливо ждал этого судьбоносного дня. События разворачивались на полигоне Пенемюнде острова Узедом, где проходили «обкатку» ракеты Фау-1 и Фау-2. Военнопленные влачили жалкое существование в концлагере по соседству и до изнеможения вкалывали в этом ракетном аде. Группа из 10 человек захватила немецкий самолет и была такова… Но все по порядку. Кто же эти мужественные люди, не побоявшиеся еще раз взглянуть прямо в лицо смерти и победившие ее. Руководитель группы – М.Девятаев – летчик 194 гвардейского истребительного авиаполка, ст. лейтенант. Сбит летом 1944г. После неудачных попыток побега направлен на о.Узедом. И там не отказался от этих смертельных намерений. Его друзья по несчастью, пленные – И. Кривоногов, В. Соколов, В. Немченко, Ф. Адамов, И. Олейник, М. Емец, П. Кутергин, Н. Урбанович, Т. Сердюков.

Личный враг Гитлера

Там Михаил познакомился с Соколовым и Кривоноговым. Решили угнать немецкий самолет. Стали готовиться. Формировали группу. Избавлялись от ненадежных людей. На аэродроме, где работали пленные, были целые свалки фрагментов самолетов. Скрытно на работах, тайно по вечерам на нарах Девятаев изучал панели приборов, управление, мысленно отрабатывал пуск двигателя, разбег, взлет, посадку самолета «Хейнкель-111». Именно на этот самолет «положила глаз» группа. Неоднократно побег обсуждали, распределялись роли, действия в той или иной ситуации.

Утро 8 февраля обрадовало беглецов чистым небом. Коллегиально было решено – бежать сегодня. На работу на аэродром удалось выйти двумя «пятерками». Работая, внимательно наблюдали за положением дел вокруг. Приметили для побега «Юнкерс» – около него не было ни души. Оказалось, он разукомплектован. Время уже клонилось к обеду. Рабочие уходят. Девятаев приказывает разжечь костер, чтобы в ожидании обеда беглецы и конвоир могли погреться. Затем Девятаев дает условный сигнал – пора действовать. Обстановка вокруг признается благоприятной для побега. Кривоногов ликвидирует охранника. Девятаев подбегает к «Хейнкель», проникает в кабину пилотов. Соколов – с моторов снимает чехлы. Михаил пытается «оживить» двигатель, но у него ничего не получается. Нервы на пределе. Выясняется – нет аккумулятора. Без него машину завести невозможно. Батареи быстро нашли, загрузили и подсоединили куда надо. Моторы бойко заработали. Остальные – спешно погрузились в фюзеляж. Самолет занимает место на взлетной полосе. Набирает скорость. Но штурвал не поддается Девятаеву, самолет не взлетает. Кончается взлетная полоса. Девятаев разворачивает машину, делая вторую попытку взлета и направляет ее к положению старта. Среди беглецов – легкая паника. На летном поле стали собираться немецкие солдаты – они никак не могут сообразить, что же это происходит?

У Девятаева – пот градом, он на грани нервного срыва. Но мозг работает ясно и четко: черт побери, рули высоты же установлены «на посадку». Неимоверными усилиями – штурвал в нужном положении: «на взлет!». Оплошность исправлена. Машина взмывается в высь. У фашистов наконец-то проходит ступор. Объявляется тревога. В боевой готовности зенитки. Летчики получают приказ: найти и уничтожить. Не зная курса беглого самолета практически обнаружить его невозможно. Кавалер «Железного креста» и «Немецкого креста в золоте», обер — лейтенант. Хобом не смог найти «сбежавший» «Хейнкель» и вернулся «пустым». Наблюдал самолет Девятаева (именно так: наблюдал лишь) немецкий ас, полковник В.Даль, но никаких мер принять не смог – боезапас был исчерпан, топливо на исходе.

Личный враг Гитлера

Михаил по солнцу определял вектор полета – сначала шли на север – в Скандинавию. Выяснилось – топлива полные баки. Решили взять курс на Ленинград. Обсудив все детально, подумали, что со свастикой на фюзеляже в Ленинград – очень опасно. Курс взяли на юг – за линию фронта. Там уже по «Хейнкелю» советскими зенитками был открыт заградительный огонь. Попали – самолет загорелся. Михаил резко направил машину к земле, сбил пламя и по прямой помчался подальше от греха и только потом произвел «жесткую посадку» в расположении советских войск 61-ой армии. Наши бойцы отправили беглецов в ближайшую в/ч, а затем в госпиталь.

После возвращения Михаилом заинтересовались следственные органы. Его неоднократно допрашивали, проводили различного рода проверки.

Как позже стало известно, самолет Девятаева был «нашпигован» секретной электронной аппаратурой, имеющей отношение к запускам ракет «Фау», их различными фрагментами, узлами, деталями. После войны С. Королев вызывал Девятаева на о.Узедом для консультаций.

В конце 1945 г. Девятаев был уволен в запас. Учился – получил профессию капитана-механика. Летом 1957 г. по ходатайству С.Королева М.Девятаеву было присвоено звание Героя Советского Союза. Знающие люди говорят, что за вклад в советское ракетостроение. Другие участники уникального побега были награждены орденами. Несколько позже Михаил Петрович испытывал первые советские суда на подводных крыльях типа «Ракеты». Продолжительное время работал капитаном на речных судах.

По-разному сложилась судьба других участников этой воздушной эпопеи. Весной 1945 г. Соколов, Кутергин, Урбанович, Сердюков, Олейник, Адамов, Немченко пройдя всевозможные проверки и подлечившись в госпиталях снова ушли воевать. Домой вернулся только Адамов. Трое офицеров — Девятаев, Кривоногов и Емец — до конца войны оставались вне зоны боевых действий, ожидая подтверждения воинских званий.

Личный враг Гитлера

…Фашистские бонзы были шокированы угоном самолета. Геринг лично прибыл на остров, и если бы не вмешательство Гитлера, самолично перестрелял бы начальников лагеря и авиабазы. Выяснилось, что самолет был единственным в своем роде, специального назначения, используемый при запуске «Фау-2», испытания которых были прекращены. А Гитлер так надеялся, что этими чудо-ракетами, своими реактивными самолетами, которых не у кого не было, произвести фурор и превратить явное свое поражение в мифическую победу. Гитлер «назначил» советского летчика Девятаева личным врагом.

Советские специалисты после Великой Отечественной войны восстановили и успешно испытали ракету «Фау-2». На ее основе была создана первая советская ракета, с помощью которой был запущен первый в мире искусственный спутник Земли, поразивший весь мир, а 12 апреля 1961 г. – впервые в истории человечества состоялся полет советского космонавта Ю.Гагарина в космос.

автор: Борис Ляшко

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...
Adblock detector