Героический летчик в небе Кореи Пепеляев Евгений Георгиевич

— Насколько помог развитию нашей авиации сбитый вами «Сейбр», который доставили в СССР для изучения ?

— Помню, как сбил 6 октября 1951 года «Сейбр», который совершил аварийную посадку на территории КНДР. Я применил обманный маневр, отработанный мною ещё в мирное время, и он иногда приносил мне успех. На встречных курсах я показывал, что ухожу на боевой разворот с набором влево, а сам уходил вправо. Так после боевого разворота F-86 оказался впереди меня на расстоянии 80 — 100 метров. Поскольку мой «МиГ» шёл с набором с большим углом, я не мог сразу открыть огонь из пушек. Поэтому я перевернул свой самолёт. А он увидел меня и тоже перевернул самолёт. Но было уже поздно. «Сейбр» оказался в моём прицеле, и я дал очередь. Снаряд попал ему сзади фонаря кабины. И он так с переворота и провалился вниз. Пилот сбитого мною самолёта посадил его на берегу. «Сейбр» притащили на аэродром, а потом отправили в Москву. Я и все мои лётчики смогли посидеть в его кабине и посмотреть оборудование. «Сейбр» был с исправным навигационным, пилотажным, электронным оборудованием, неповреждённым вооружением, автоматическим прицелом, средствами связи.

Этот сбитый «Сейбр» оказал нам большую услугу. У американцев были тогда высотно-компенсирующие костюмы, поэтому пилоты гораздо легче переносили перегрузки и меньше уставали. У наших лётчиков в то время таких костюмов не было. Трофейных костюмов американских пилотов у нас скопилось много, а вот регулятора давления к костюму не было, так как он оставался в самолёте. На сбитом мною «Сейбре» стоял весьма совершенный авиагоризонт. Мы заимствовали его не только для истребительной авиации, но и для гражданской, и для транспортной авиации. На МиГ-15 стоял плохой прибор, тот авиагоризонт не позволял лётчику сделать в полёте крен более 40 градусов. Лётчику было трудно ориентироваться на больших углах набора высоты или снижения. В этих случаях прибор просто западал, и пилот оказывался «слепым», если самолёт находился в облаках. Например, однажды, во время боя, увидев сзади себя «Сейбр» и ощутив удар по самолёту, я вошёл в штопор и тут же включил указатель разворота и скольжения, выводя самолёт из-под обстрела (для его работы необходимо время, чтобы раскрутился гироскоп). Мне удалось уйти от преследовавшего меня F-86 в спасительные облака, но если бы я включил авиагоризонт в облаках, то он бы не сработал…

Нашим конструкторам «Сейбр» доставил немало пищи для размышлений. Его привезли в Союз в конце 1951 года. В то время уже и на МиГ-17 появился нормальный авиагоризонт и хороший прицел. В КБ конструктора двигателей Микулина изучили двигатель с этого «Сейбра» и сделали двигатель для оснащения бомбардировщика Ту-16 и пассажирского лайнера Ту-104, только больших размеров.

— Были ли замечены проявления благородства во время поединков в воздухе?

— Я отдал категорический приказ лётчикам своего полка — не добивать подбитые американские самолёты и лётчиков, помня, что в этих самолётах тоже люди. Но знаю, что были случаи, когда американцы расстреливали наших лётчиков под парашютами. Так был американцами расстрелян в воздухе в июне 1953 года Герой Советского Союза подполковник Горбунов Иван Михайлович.

— Вы воевали под командованием нашего прославленного аса Кожедуба…

— Это заслуженный и великий лётчик, достойный командир. В КНДР он командовал дивизией, но сам не участвовал в боях. Наше правительство запретило ему вылетать на боевые задания. И это, безусловно, оправдано, так как на него была бы организована настоящая охота.

— Расскажите о вашем участии в разгроме милитаристской Японии в августе 1945 года.

— Я тогда летал в 300-м полку на истребителе Як-9. Он был вооружён одной 37-мм пушкой, стреляющей через редуктор винта. Японская авиация практически не действовала. В нашу задачу входила разведка, прикрытие войск и уничтожение отдельных целей. В одном из вылетов я обнаружил два катера, шедших с большой скоростью. Я снизился и определил, что катера, окрашенные в светло — серо — голубой цвет, японские. Разглядел членов экипажа в чёрных кожанках. Я вышел на боевой курс и с первой атаки несколькими снарядами попал в бак одного катера. Он тут же загорелся. Во время другого вылета на разведку я обнаружил в Маньчжурии идущий к границе японский грузовой железнодорожный состав. Я дал залп по локомотиву. Повредив паровоз, вернулся на аэродром, где доложил обо всём начальству. Однако, оказавшись на следующий день в этом районе, я состава уже не обнаружил. То есть я не вывел полностью из строя этот паровоз, только повредил.

— А приходилось ли вам сталкиваться на войне с немецкими «Мессершмиттами» ?

— Я сделал 12 вылетов в октябре — декабре 1943 года. Мы базировались на аэродроме под Оршей, расположенном всего в 12 километрах от линии фронта. В то время активных действий авиация не вела. На фронте было временное затишье. Однажды мы вылетели четвёркой с командиром эскадрильи Сероглазовым (он впоследствии погиб в этом же районе) и встретились с четвёркой Ме-109. Начался бой. Но «Мессеры» посчитали, что у нас более выигрышная позиция, прекратили бой и ушли.

— Как вы оцениваете уровень подготовки современных лётчиков-истребителей, каким представляете будущее нашей авиации?

— Политики развалили наше государство, нашу армию, нашу авиацию. Нам, ветеранам, горько видеть, когда всё, что создавалось в течение сотен лет нашим народом, за что было заплачено потом и кровью, рухнуло за десяток лет перестройки! Была Великая страна, а стала куцая, была Великая армия, а остались одни нашивки со свирепыми орлами. А ныне даже павших героев не могут защитить! Подготовка лётчика стоит больших денег, поэтому их практически не готовили — экономили на обороне и складывали в кубышку, в Стабфонд. Не стало ни училищ, ни самолётов. А в моё время государство заботилось об укреплении обороноспособности. Сталин в 1935 году поставил задачу подготовить к 1940 году 500 000 лётчиков! Вот это программа! Я учился курсантом с 1936 по 1938 год, а затем был направлен в часть. Мой ежегодный налёт на И-16 составлял 200 часов. А сегодня налёт у истребителя всего 20 часов!..

— Как вы сегодня живете?

Героический летчик в небе Кореи Пепеляев Евгений Георгиевич

— В прошлом году была переиздана моя книга «МиГи» против «Сейбров». В 1993 году по приглашению Ким Ир Сена я посетил КНДР во время празднования 40-летней годовщины победы корейского народа в войне. А в 1995 году я летал с женой в США на «Слёт орлов». Недавно был на конференции, посвящённой 62-й годовщине Победы. Иногда встречаюсь с боевыми друзьями, мы переписываемся, разговариваем по телефону. Все мои комэски уже умерли, а лётчиков осталось очень мало.

— Снятся ли вам полёты, бои, авиация, небо ?

— Мне снятся мои боевые друзья! В основном те, которые не вернулись с боевых вылетов. С годами боль утрат только усиливается…

Беседу вёл Юрий Плутенко.

*     *     *

К великому нашему сожалению, 4 января 2013 года остановилось сердце и самого Евгения Георгиевича Пепеляева. Прославленный ас реактивной авиации похоронен на Николо-Архангельском кладбище.

источник: airaces.narod.ru

AesliB