Дважды Герой Советского Союза Тимофей Хрюкин

В апреле 1942 года Главный штаб ВВС во главе с вновь назначенным командующим А.А. Новиковым предложил Ставке собрать раздробленные авиационные силы фронтов в несколько воздушных армий. Ставка одобрила...

В апреле 1942 года Главный штаб ВВС во главе с вновь назначенным командующим А.А. Новиковым предложил Ставке собрать раздробленные авиационные силы фронтов в несколько воздушных армий. Ставка одобрила предложение: новая структура фронтовой авиации позволяла обрести мощный рычаг в борьбе за оперативное господство в воздухе, давала возможность централизованно управлять авиасилами.

В начале мая нескольких командующих ВВС фронтов вызвали в Москву. Генералу Куцевалову приказали сформировать на базе частей Западного фронта 1-ю воздушную армию, генералу Красовскому на основе ВВС Брянского фронта — 2-ю, генералу Громову на основе ВВС Калининского фронта — 3-ю, генералу Вершинину на основе ВВС Южного фронта — 4-ю. Очевидно, что с особой скрупулезностью подбирали командующего авиацией на главном стратегическом направлении.

Дважды Герой Советского Союза Тимофей Хрюкин

7 июня 1942 года Верховный Главнокомандующий, председатель Ставки ВГК, нарком обороны СССР И.В. Сталин назначил командующим Военно-Воздушными Силами Юго-Западного фронта отозванного с Карельского фронта тридцатилетнего Героя Советского Союза генерал-майора Тимофея Тимофеевича Хрюкина. 4 дня спустя ВВС Юго-Западного фронта вместе с прибывшими в их состав из Резерва Ставки авиадивизиями и полками были преобразованы в 8-ю воздушную армию.

…Родился Т.Т. Хрюкин 21 июня 1910 года в небольшом приморском городе Ейске. Отец, Хрюкин Тимофей Ефимович, был и извозчиком, и каменщиком, зимой сапожничал. Мать, Хрюкина (Тимошенко) Наталья Арсентьевна, работала прачкой в солдатских казармах. Жили очень бедно, три брата Тимофея умерли в детстве. В 1918 году перебрались в станицу Привольную, южнее Ейска.

Гражданская война разметала семью. Отец ушел куда-то с армейскими частями, старшего сына мать отдала в батраки. В поисках лучшей доли Тимофей отправился в Ростов-на-Дону, потом — в Воронеж, Геленджик… В конце концов он оказался в колонии для беспризорников, где освоил первую рабочую профессию — молотобойца.

В 1922 году вернулся в Привольную, вновь батрачил. Здесь он стал пионером, позже вступил в комсомол. В 1925 году устроился в Ейское депо молотобойцем, 2 года был грузчиком в рыбартели в станице Приморско-Ахтарской, ходил в море на промысел.
Тяга к знаниям сдружила Тимофея со станичным учителем Михаилом Лаврентьевичем Ерохно, который обучил парня грамоте, привил любовь к чтению. Подросший Тимофей стал секретарем станичной комсомольской ячейки, потом — райкома комсомола. По вечерам он садился за физику, математику, часто засыпал над книгой.

В 1930 году по комсомольской путевке Тимофей Хрюкин приехал в Краснодар и поступил на рабфак. 2 года спустя медицинская комиссия, отбиравшая кубанских юношей в летные школы, единодушно решила: «Годен в бомбардировочную!»

В 1933 году Т. Хрюкин окончил Луганскую военную авиационную школу пилотов, стал младшим командиром — сержантом.
В 1936 году в числе советских добровольцев лейтенант Хрюкин, который командовал тогда звеном 10-й скоростной бомбардировочной авиаэскадрильи, стоявшей в Смоленске, отправляется в Испанию. В рядах республиканской армии Хрюкин летал на СБ (испанцы называли советские скоростные бомбардировщики «катюшами»), возглавил авиационный отряд. За бои в небе Испании Т. Хрюкин получил первую боевую награду — орден Красного Знамени.

Годом раньше летчик сыграл свадьбу со своей землячкой Полиной Ткаченко. Полина Дмитриевна стала надежным «начальником тыла» для Тимофея Тимофеевича, родила ему семерых детей, вырастила их, переезжая с мужем из гарнизона в гарнизон.

Героем Советского Союза Т. Хрюкин стал 22 февраля 1939 года. В указе, как было принято в те времена, говорилось лишь об «образцовом выполнении заданий командования». Эти «задания» Хрюкин выполнял в Китае, куда прибыл весной 1938 года в звании капитана на тыловой аэродром Ланьчжоу. Там создавалась крупная авиационная база, на которую с Иркутского авиазавода через Монголию, пустыню Гоби перегоняли самолеты СБ. Хрюкин возглавил бомбардировочную группу, сменив Ф. Полынина (впоследствии — Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации, командующий 6-й воздушной армией и ВВС Войска Польского).

Первый боевой вылет группы Хрюкина состоялся 19 мая 1938 года. О том, как воевали советские добровольцы в Китае, много лет спустя рассказывал Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации А.И. Пушкин: «Мы летали без прикрытия истребителей, и нам, бомбардировщикам, во время выполнения боевого задания каждый раз приходилось самостоятельно отражать атаки японских истребителей. Единственным залогом успеха в этом случае был плотный строй наших самолетов, при котором поддерживалось огневое взаимодействие экипажей. При зенитном обстреле строй рассредоточивался, чтобы от разрыва одного снаряда не были поражены сразу несколько самолетов. Радиосвязи между экипажами не было, все зависело от ведущего — командира, действия которого должны быть понятными для ведомых. Поэтому большое значение имела слетанность летчиков в группе. Мы не допускали в полет тех летчиков, которые плохо держались в строю. Сколько было таких боев, когда мы на своих СБ выходили победителями! И в этом — огромная заслуга нашего командира Тимофея Хрюкина…»

После возвращения с одного из заданий на аэродром в Ханькоу Хрюкина ждала встреча с Чан Кайши: тот приехал лично узнать результаты бомбардировки переправы через реку Хуанхэ.

Вместе с Хрюкиным звания Героя был удостоен флаг-штурман группы бомбардировщиков капитан И. Селиванов, который летал с Тимофеем Тимофеевичем в одном экипаже (спустя 3 года под Сталинградом Селиванов станет главным штурманом 8-й воздушной армии, а в отставку выйдет в звании генерал-майора авиации).

После боевых действий в Китае Т. Хрюкина перебрасывают на Карельский перешеек, где он участвует в советско-финляндской войне. Полковник Хрюкин возглавил ВВС 14-й общевойсковой армии. На 30-м году жизни Тимофей Хрюкин становится генерал-майором авиации, его удостаивают второго ордена Красного Знамени.

К началу Великой Отечественной войны в его летной книжке значились более 100 боевых вылетов. Похвастаться такими записями могли не многие авиационные генералы.

В 1941 году Тимофей Хрюкин оканчивает Курсы усовершенствования высшего командного состава Военной академии Генерального штаба. Его назначают командующим авиацией 12-й общевойсковой армии Киевского Особого военного округа. Армия, которой командовал генерал П.Г. Понеделин, дислоцировалась на правобережье Днестра в районе городов Станислав и Черновцы. В начале июня 1941 года Хрюкин отправился на юг страны.

В первый день войны особенно большой урон понесла авиация Западного и Киевского Особых военных округов — было потеряно 1015 самолетов. Хрюкину удалось сохранить боеспособность остатков своих частей и найти возможность управлять ими через штаб. Войска 12-й армии участвовали в приграничном сражении западнее Станислава, вели тяжелейшие бои с наступающим противником на Винницком направлении, потом — близ Умани. 2 августа значительная часть войск 12-й армии была окружена в районе Первомайска и 5 суток сражалась в окружении. К 10 августа армия фактически перестала существовать, ее Полевое управление было расформировано, а оставшиеся подразделения переданы другим соединениям Южного фронта.

В августе 1941 года генерала Хрюкина отозвали в Москву и направили командовать ВВС только что созданного Карельского фронта. Это назначение было совершенно обоснованным: особенности северного театра военных действия были хорошо знакомы Хрюкину по советско-финляндской войне.

Немецкая армия «Норвегия» рассчитывала захватить незамерзающий порт Мурманск и базу Северного флота в Полярном, перерезать стратегическую Кировскую железную дорогу, блокировать Белое море и Архангельск. Южнее наступали финские Карельская и Юго-Восточная армии. Сосредоточенные в Финляндии войска поддерживались 5-м немецким воздушным флотом (240 боевых самолетов) и финскими ВВС (307 самолетов).

Созданием надежной воздушной защиты региона Хрюкин занимался почти год. На Карельском перешейке противник заватил Петрозаводск, но дальше реки Свирь ему проникнуть не удалось. На Мурманском направлении немецкие войска продвинулись на 25-30 км и были остановлены. Небо Заполярья оказалось, по большому счету, неприступным для 5-го воздушного флота. Рухнул и стратегический замысел гитлеровцев перерезать морские коммуникации, по которым шли в Мурманск, Архангельск и Северодвинск союзные конвои.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...
Adblock detector