«Родился на Канарских островах…»

Но с именем Бетанкура в Санкт-Петербурге связано не только это. Испанский инженер, по существу, стал основоположником мостостроения в России. Уже говорилось о Каменноостровском мосте, первом постоянном сооружении такого типа в нашей стране. Испанский инженер построил и каменные мосты на Московском шоссе, плашкоутный мост через Неву.

Думаю, немногим известно и о том, что Бетанкур принимал непосредственное участие в строительстве знаменитого Исаакиевского собора. Он не был автором проекта этого величественного сооружения, но именно Агустин рекомендовал молодого и абсолютно неизвестного тогда Огюста Рикара де Монферрана, работавшего простым чертежником, в качестве одного из авторов проекта строительства будущего собора. Как показало время, Бетанкур не ошибся в своем выборе. И до сих пор Исаакий, ставший памятником архитектуры позднего русского классицизма, построенный Монферраном при участии Стасова, поражает изяществом строгих линий и величием.

Бетанкур вошел в специально созданную императором Александром I комиссию по строительству собора в качестве ответственного за его техническую часть.

Именно испанец спроектировал грандиозные леса и механизмы для строительства собора — их макет, уменьшенный в несколько десятков раз, сейчас демонстрируется внутри Исаакиевского собора.

Благодаря инженерному таланту Бетанкура стало возможным поднять многотонные монолитные колонны, будто легкие бревна, и установить их перед собором. Но не только их, но и знаменитую Александровскую Колонну, увековеченную Пушкиным под именем «Александрийского Столпа».

С работами талантливого испанского инженера знакомы и жители других городов России. В 1817 году Александр I должен был посетить Москву. К его приезду решено было построить манеж – эксзерциргауз — в котором мог бы разместиться полк солдат. Местом строительства избрали Моховую площадь, при этом предусматривалось, что будущий манеж должен располагаться у Александровского сада и вписаться в архитектурный ансамбль Кремля. Российскому императору было представлено два проекта: он утвердил проект Бетанкура, который предложил оригинальное перекрытие из деревянных стропильных ферм.

Строительство манежа продолжалось пять месяцев: 30 ноября 1817 года состоялось его открытие. По словам современников, зданию манежа «в огромности архитектуры и конструкции кровли точно нет в Европе подобного». Фермы, построенные Бетанкуром, прослужили около 130 лет.

А проекты Бетанкура по усовершенствованию Тульского оружейного завода, пушечного завода в Казани? Наконец, сооружения Нижегородской ярмарки, ставшие, пожалуй, последним инженерным творением испанца в России. Незадолго до этого он построил наплавной мост на понтонах для обеспечения проезда гостей ярмарки и жителей Нижнего Новгорода. Это был первый мост через Оку после перевода ярмарки в Нижний в 1817 году.

1 апреля 1818 года генерал-лейтенант Бетанкур был назначен на пост Главного директора ведомства путей сообщения — министра — России. И на этой должности он проявил свойственную ему энергию, при его непосредственном участии осуществлялось строительство дорог, речных каналов. На Волге появились первые суда с паровыми двигателями, было построено девять телеграфов.

В 1822 году Бетанкур неожиданно ушел в отставку. Правда, при этом он продолжал возглавлять институт и Комитет по строительству. Но через два года подал в отставку и с этих постов. 2 августа 1822 года, в силу различных интриг его противников, он был снят с должности Главного директора ведомства путей сообщения России.

Отставка подействовала на Бетанкура удручающе. В подавленном состоянии летом 1823 года он в последний раз отправился в Нижний Новгород для осмотра работ гостиного двора ярмарки. Здесь он узнал о смерти своей любимой дочери Каролины, скончавшейся в результате неудачных родов. Этот удар оказался для него роковым. Вернувшись в Петербург, Агустин Бетанкур подал в отставку и с поста директора Института инженеров путей сообщения. 4 февраля 1824 года отставка была принята, а через 10 дней его не стало. Ему было 66 лет.

Бетанкура похоронили на Смоленском лютеранском кладбище, справа от главного входа, рядом с могилой дочери Каролины и великого математика Леонарда Эйлера.

На его могиле был установлен величественный монумент в виде колонны на мощном постаменте, увенчанном траурной урной. Памятник высотой 6.85 м был отлит на чугунолитейном заводе в Нижнем Новгороде по рисунку Огюста Монферрана — как подарок местных купцов в знак признательности создателю грандиозного комплекса ярмарки. На гранях постамента памятника укрепили чугунные доски. На одной из них — надпись на латинском языке: «Здесь лежит знатный и ученый господин Агустин де Бетанкур. Род. на Канарских островах в лето Господне 1758. Ск. в Петербурге в лето Господне 1824. Прохожий, помолись о его спасении». На противоположной стороне — чугунная доска с надписью на французском языке: «Ярмарочный подарок от Нижнего Новгорода».

В 1968 году Ленгорисполком принял решение о ликвидации нескольких кладбищ города в связи с их запущенным состоянием, а наиболее ценные захоронения перевезти на территории некрополей «Литературные мостки», «Лазаревского» и «Тихвинского» в Александро-Невской лавре и вновь создаваемого на Новодевичьем кладбище. Прах Бетанкура был перенесен в некрополь Александро-Невской лавры, близ восточной ограды Лазаревского кладбища, рядом с захоронением М.В.Ломоносова. На новой могиле была уложена плита из темного полированного гранита с надписью: «Агустин де Бетанкур. Родился 1 февраля 1758 года, скончался 14 июля 1824 года».

Реставрация памятника-колонны продолжалась до 1985 года. При подготовке к его установке на могилу Бетанкура выяснилось, что основание под памятником оказалось ненадежным, и вследствие этого было выбрано место для повторного перезахоронения — у западной стены кладбища, рядом со знаменитым востоковедом Николаем Бичуриным — отцом Иоакинфом.

Вторичное перезахоронение состоялось 13 августа 1986 года, сам памятник был установлен 22 октября того же года.

автор: Анатолий Медведенко

источник: www.stoletie.ru

AesliB