Как создавался мультфильм «Ну, погоди!»

Они знакомы нам с пеленок. Первый — лохматый парень с гитарой за спиной, в клешеных штанах и рубашке навыпуск, идет неспеша, курит папиросу и наслаждается необремененной обязанностями жизнью. Асоциальный субъект. Второй — маленький, но хитрый, всю жизнь только и делает, что убегает от первого и пакостит ему потихоньку. Волк и Заяц. Лучший мультипликационный дуэт за всю историю «Союзмультфильма».

Как создавался мультфильм «Ну, погоди!»

«Ну, погоди!» — мультфильм, не нуждающийся в представлении. Целый сериал, в основе которого — игра в догонялки двух героев. С сомнительной идеологией, с еще более сомнительной воспитательной ценностью. Одним словом — чудо, вырвавшееся из цепких объятий цензуры и вышедшее на экраны назло всем превратностям судьбы.

Как создавался мультфильм «Ну, погоди!»

По началу «Ну, погоди!» задумывался как мультфильм, четкое разделяющий добро и зло, растолковывающий по буквам, что такое хорошо и что такое плохо. Героев для этой цели выбрали абсолютно противоположных — зайца и волка, врожденная ненависть которых объясняется пищевой цепью и не предполагает никаких полутонов в отношениях. К тому же Волк — бездельник, это плохо. Заяц — маленький, но смелый и находчивый, это хорошо. Казалось бы, чем не сюжет?

Режиссеры «Союзмультфильма» один за другим отказывались участвовать в проекте — быть может, сюжет показался слишком пресным. Заинтересовался только Вячеслав Котеночкин. Он предложил поучаствовать в создании мультфильма сценаристам Курляндскому, Хайту и Канделю (которого позже из-за смены гражданства убрали из титров, а еще позже — заменили фамилией «Камов»). Из привычной работы написание сценария в какой-то момент превратилось в увлекательное занятие. Как признается позже Курляндский, веселились сценаристы от души. Озвучивать Волка сначала пригласили Высоцкого, затем заменили Анатолием Папановым — слишком уж одиозной получалась фигура. На роль Зайца без всяких проб взяли Клару Румянову.

Как создавался мультфильм «Ну, погоди!»

И уже на показе первой серии мультфильм сорвал овации. Начиная с 1969 каждый год на экранах появлялась новая серия. К сериалу прочно присоединился эпитет «народный». Несколько раз Котеночкин готов был распрощаться с Волком и Зайцем и поставить точку в работе над мультфильмом, но уступал многочисленным просьбам зрителей. Так поистине ожившие уже персонажи бегали друг за другом по мультипликационной ленте весь период застоя.

«Ну, погоди!» — история повседневности, обыденности 70-х. Той повседневности, которая не документируется в официальных источниках, а сохраняется только в памяти страны. Вместо мультфильма о том, «что такое хорошо и что такое плохо», у Котеночкина получился социально адаптированный мультфильм-эпоха, открыто ироничный и непокорный.

На экране — четкое узнаваемые типажи. Волка-пэтэушника и сейчас можно встретить вечерком в спальном районе. Заяц из положительного героя превратился в того еще зверька. Слабость его — напускная. Небольшой рост и скромная комплекция вынуждают его быть находчивым, но руководствуясь врожденной хитростью, тот успевает и спровоцировать Волка, и вдоволь над ним поиздеваться. Однажды Русаков, художник, стоял в очереди за водкой, и перед ним один мужик сказал другому: «Волк — это мы, работяги, а заяц — это интеллигент. Как мы ни пробуем его схватить, он всегда выкручивается».

Как создавался мультфильм «Ну, погоди!»

И все события развиваются на фоне советского застоя. Вокруг — атмосфера «культурного отдыха» граждан. Эзоповы звери из «Ну, погоди!» развлекаются в Луна-парке, ходят в цирк и музей, катаются на теплоходе, посещают эстрадные концерты и занимаются спортом. Живут самой что ни на есть обычной жизнью. Вот и спустя десяток серий Заяц переселяется в уютную однокомнатную квартирку, Волк прозябает в своей холостяцкой берлоге с ободранными обоями на стенах. А вокруг — городской пейзаж — пятиэтажные хрущевки с захламленными балконами.

Одним словом, мультфильм получился очень «своим» и понятным каждому жителю той страны. Его «народность» с первых же серий не нуждалась в доказательствах. В 1993 году, уже после смерти Папанова, вышли 17-й и 18-й выпуски мультсериала. В озвучке Волка были использованы фрагменты предыдущих серий, рабочие записи, анекдоты рассказанные в перерывах… В 2000 году умер Вячеслав Котеночкин, в 2004 Клара Румянова. Авторы «Ну, погоди!» ушли вслед за своей эпохой.
Изначально «Ну, погоди!» был госзаказом — чиновники решили дать диснеевским мультикам адекватный ответ и выделили солидный по тем временам бюджет.

Читай продолжение на следующей странице
AesliB