Гениальный музыкант — Антон Рубинштейн

Просветитель

Несмотря на мировую славу, важнейшим своим делом Рубинштейн почитал музыкальное просвещение. Он стоял у истоков профессионального музыкального образования в России, переломив существующее мнение о том, что музыка — это удел дилетантов-аристократов.

Два величайших свершения, две важнейших институции двинули вперед дело музыкального образования: это Русское музыкальное общество (РМО), учрежденное при покровительстве великой княгини Елены Павловны в 1859 году, и первая русская консерватория, учрежденная тремя годами позже на основе музыкальных классов при РМО. В консерватории Рубинштейн вел классы фортепиано, ансамбля, инструментовки, оркестровый и хоровой. И одним из первых выпускников Петербургской консерватории был Петр Ильич Чайковский.

Гениальный музыкант - Антон Рубинштейн

Михаил Яровой. Портрет композитора Антона Рубинштейна. XIX в.

Сам Рубинштейн первым сдал экзамены по нескольким предметам и получил официальный диплом «свободного художника», прежде чем возглавить консерваторию, директором которой он становился дважды: с 1862 по 1867 и с 1887 по 1891 год.

На открытии консерватории Антон Рубинштейн произнес речь, основные постулаты которой актуальны и сегодня:

«Учащиеся… должны работать так, чтобы, не довольствуясь посредственностью, стремиться к высшему совершенству; должны не желать выходить из этих стен иначе как истинными художниками. Только тогда они будут в состоянии приносить пользу своему отечеству и самим себе, делать честь их образователям…»

Композитор

Несмотря на славу пианиста и общественного деятеля, обласканного верховной властью, Рубинштейну не всё давалось легко. Он так и не был по-настоящему признан как композитор при жизни. Его стилистические разногласия с «Могучей кучкой» — композиторами, которые представляли в русской музыке «почвенное» направление — иногда приобретали характер острого противостояния.

Гениальный музыкант - Антон Рубинштейн

Илья Репин. Портрет композитора Антона Рубинштейна.

Рубинштейн оставил огромное количество сочинений, среди которых — 14 светских и четыре духовные оперы, шесть симфоний, несколько увертюр и симфонических поэм, пять фортепианных концертов, масса камерной инструментальной музыки, песен и романсов.

Многие современники считали его композиторские работы посредственными: слишком многословными, гармонии — предсказуемыми, а мелодизм — банальным. Несмотря на отдельные несомненные удачи — оперы «Демон» (1871), «Маккавеи» (1874), «Нерон» (1877), «Суламифь» (1883), Вторую симфонию «Океан» — не так уж много музыки Рубинштейна звучит сегодня. Можно вспомнить разве что романс «Ночь», «Эпиталаму» из оперы «Нерон» да несколько арий и хоров из «Демона». Плодовитость Рубинштейна не стала залогом качества его музыки.

И все-таки Рубинштейн был и остается в нашей памяти гениальным музыкантом — не только пианистом и педагогом, но именно Музыкантом, с большой буквы. Ему мы во многом обязаны нашей филармонической жизнью, уровнем музыкального образования и когортой блестящих исполнителей и композиторов, что вышли из стен Петербургской консерватории за прошедший век.

автор: Гюляра Садых-заде

источник: www.culture.ru

AesliB