«Черный рынок» в СССР

Всего в этой структуре было более 700 человек, и все они оказались на скамье подсудимых. Благодаря делу Соколова, засветились другие высокопоставленные чиновники, которые также оказались под следствием. Общий масштаб фигурантов превысил более 15 тысяч человек — глава Мосгорисполкома, директоры гастрономов Новоарбатский и ГУМ и многие другие. Судебный процесс был сродни военной операции и носил скрытый характер, а все решения принимались очень быстро. Соколова приговорили к высшей мере наказания и конфискации имущества, а 11 ноября 1984 года расстреляли. Его заместители получили 12 и 15-летние сроки. Это дело вызвало необычайный общественный резонанс, ведь товарный ассортимент отсутствовал, а витрины «Елисеевского» и ему подобных были идеальной мишенью для выплеска народного недовольства. Призыв населения партия поняла буквально, в результате чего под всеобщее одобрение простых советских граждан пострадала огромная масса людей.

«Черный рынок» в СССР

Фарцовщики наряду с валютчиками поддерживали подпольные капиталистические отношения. В стране, где отсутствовало разнообразие во всех сферах культуры и быта, любая вещь, произведенная не в Советском Союзе, необычайно ценилась. Доходило даже до того, что у фарцовщиков приобретались пластиковые пакеты (их стоимость могла варьироваться до 7 рублей), которые сейчас бесплатно раздаются в любом крупном супермаркете. Фарцовщики, в отличие от валютчиков, выполняли в чем-то культуртрегерскую функцию, несли актуальные мировые тренды в несведущее советское общество. Чтобы скрыть или достать вожделенный зарубежный товар, они отправлялись в иностранные гостиницы, в частности в Интурист, где любыми средствами совершали обмен или покупку иностранного ширпотреба у гостей Советского Союза. В 1961 году на экраны вышел комедийный кинофельетон «Иностранцы», где в комичной форме показали «золотую молодежь» в погоне за вожделенными иностранными лейблами. В ходу было всё: от креповых носок, историю о которых упомянул Довлатов в одном из своих рассказов, до пластинок, штампованных из рентгеновских снимков. В столь закрытой стране спрос превышал предложение, и подобные занятия всегда были связаны с риском. Для этого придумывались целые схемы и специальные ритуалы, чтобы определить человека по принципу «свой-чужой». Например, когда встречались фарцовщик и потенциальный покупатель, продавец после нечаянного толчка как бы случайно должен был обронить пачку зарубежных сигарет и спросить у покупателя, не ли его этот предмет. Это был один из многих сигналов, что придумывались изобретательными подпольными бизнесменами, распространившиеся в народном фольклоре.

«Черный рынок» в СССР

Несостоятельность и неповоротливость советской плановой экономики, из-за чего с прилавков магазинов периодически исчезали товары первой необходимости, породили такой феномен как «цеховики». В условиях тотальной расхлябанности и взяточничества процветали подпольные производства на государственных заводах. Часть продукции реализовывалась нелегально в обход государства. Эта система была распространена вплоть до конца 1980-х, когда предпринимательство легализовалось на волне перестройки, и надобность в «цеховиках» отпала естественным образом.

В фильме «Асса» Сергея Соловьева (1987) герой Крымова — подпольный миллионер — имеет своего реального прототипа, который и рассказал режиссеру положенную в основу сценария фильма личную историю «успеха». По его словам, он имел целую подпольную империю в разных сферах деятельности и сам попал под прокатившуюся волну арестов «цеховиков» в начале 1980-х по всей стране.

автор: Мария Молчанова

источник: diletant.media

AesliB