Герой Советского Союза Андрей Яковлевич Баклан

Андрей Яковлевич Баклан — один из немногих советских лётчиков, прошедших Великую Отечественную войну, как говорится, от звонка до звонка. Он воевал на 10 фронтах, летал на задания с Юмашевым и Клещёвым, Кожедубом и Куманичкиным, лично и в группе сбил 45 «Хейнкелей», «Юнкерсов», «Мессеров» и «Фокке — Вульфов». Среди сбитых им есть даже итальянский Макки-200 «Саетта», сражённый над степью под Сталинградом.

Герой Советского Союза Андрей Яковлевич Баклан

Андрей Баклан родился в семье бедняка в деревне Калиновка Херсонской губернии 23 Июля 1917 года. Семья была большая: кроме Андрея, самого младшего, ещё 3 брата и 4 сестры. Во время голода 14-летним мальчишкой приехал он в Николаев, где поступил в школу фабрично — заводского ученичества при судостроительном заводе.

После окончания школы ФЗУ, Андрей работал разметчиком в одном из цехов. Работа шла успешно и казалось его жизненный путь окончательно определился. Однако именно в ту пору его, как и многих других молодых ребят, потянуло в небо.

Крепкого и спортивного, «классово близкого» парня ( братья Баклана погибли в борьбе с петлюровцами ) приняли в парашютный кружок, затем и в аэроклуб, который он окончил в 1936 году. А затем — юноша, в числе 50 аэроклубовцев, получил направление в Одесское военное лётное училище.

Службу начал в Пскове, в 49-м истребительном авиационном полку, под командованием Майора Неделина. Командиром его эскадрильи был Капитан Пётр Коломин, а командиром звена — Иван Глухих ( оба впоследствии стали Героями Советского Союза ). Там Баклан летал на истребителях И-16 и И-15бис.

С началом Советско — Финляндского военного конфликта, 49-й истребительный авиационный полк ( к тому времени пересевший уже на И-153 ), был направлен на Карельский перешеек, где Баклан совершил около 40 боевых вылетов на штурмовку финских войск и сопровождение своих бомбардировщиков.

Герой Советского Союза Андрей Яковлевич Баклан

Истребитель И-153 «Чайка». На такой машине А. Я. Баклан летал в 1940 году.

Эта война продолжалась недолго — с Декабря 1939 года по Март 1940. Но за это время полк потерял 12 лётчиков. Были в нём и свои отличившиеся. Так, командир эскадрильи Андрей Ткаченко стал Героем Советского Союза, большая группа лётчиков, в том числе и Андрей Баклан, была награждена орденом Красного Знамени. Этой же награды был удостоен и сам 49-й истребительный авиаполк.

Летом 1940 года полк перебазировался в Латвию, в Двинск ( теперь — Даугавпилс ), где лётчики продолжали совершенствовать своё мастерство. Зимой Лейтенант А. Я. Баклан был отправлен в Ригу на курсы подготовки командиров звеньев, где получил большой опыт полётов ночью и в сложных метеоусловиях.

Герой Советского Союза Андрей Яковлевич Баклан
Войну он встретил на западной границе, в кабине истребителя. 23 Июня чуть не погиб при налёте на аэродром группы Ме-110. Неприятель появился в небе неожиданно, застав дежурное звено в кабинах «Чаек». Увидев над собой немецкий самолёт, сбрасывающий мелкие осколочные бомбы — «лягушки», Баклан инстинктивно пригнулся, опустил голову и плечи в кабину. И в этот момент одна из бомбочек угодила между его спиной и спинкой кресла. Спас парашют, разлетевшийся в клочья, хотя и столь необычным образом.

Менее чем за месяц боёв полк потерял всю матчасть ( большей частью в результате налётов на аэродромы ) и половину личного состава. После чего, был выведен в тыл на переформирование. Освоив новые истребители Як-1, лётчики снова приступили к боевой работе: сопровождали штурмовиков, летали на разведку.

В Июле 1941 года при штурмовке аэродрома в Новгороде — Северском Баклан сбил на взлёте свой первый «Мессер». В Августе над Бахмачом уничтожил корректировщик Hs-126, а выбросившийся с парашютом лётчик был взят в плен ( он оказался Майором, награждённым Железным Крестом ).

Осенью 1941 года в полк прибыл новый комэск — Владимир Иванович Бобров, снискавший славу отважного воздушного бойца ещё в Испании, где сбил лично и в группе 17 вражеских самолётов. Появилось в полку и ещё одно новшество — реактивные снаряды, подвешиваемые под крыльями «Яков». В умелых руках это было мощное оружие, имеющее свои плюсы и минусы. Вспоминает сам А. Я. Баклан:

«Новое оружие было грозным, что и говорить. Однако пилотировать и вести воздушный бой с такой дополнительной нагрузкой ( по 3 снаряда под каждую плоскость ) стало значительно труднее. Уменьшилась маневренность самолёта, упала его максимальная скорость. Это осложнение было настолько для всех очевидным, что командование разрешило нам при встрече с истребителями противника, перед началом боя, просто сбрасывать РС. Конечно, мы всё же стремились по возможности не расходовать боеприпасы впустую, а давали залп по вражеским истребителям, перед тем как завязать с ними бой.

В нашей эскадрилье произошёл такой случай. Как — то летели мы в паре с моим комэском Капитаном В. И. Бобровым и повстречали тоже пару Ме-109. Мы имели преимущество, находясь выше противника и на солнечной стороне. Бобров выпустил РС и надо же: попал точно по «Мессеру». Тот, конечно, сразу развалился на куски. Второму немцу удалось удрать».

К Февралю 1942 года, когда Баклан был переведён в 521-й истребительный авиаполк, в эскадрилью Ивана Клещёва, на его счету было уже 6 побед ( 3 Ме-109, 2 Ju-88, Hs-126 ).

В солнечный Мартовский день 1942 года звено советских истребителей одержало победу в воздухе над 27 неприятельскими самолётами. Случай уникальный, вызвавший в те дни восторженную реакцию не только авиаторов Калининского фронта, но и наших наземных войск.

В тот день, выполнив боевое задание по защите важного объекта, звено в составе Андрея Баклана, Семёна Селищева и Владимира Алкидова возвращалось на свой аэродром. Внезапно они увидели большую группу пикировщиков Ju-87, приближающихся к позициям наших наземных войск. И тройка отважных лётчиков ринулись на врага. С первой же атаки ими было сбито 3 «лапотника». Пикировщики моментально развернулись и стали удирать на запад.

Герой Советского Союза Андрей Яковлевич Баклан

Истребитель Як-1. На такой машине сражался А. Я. Баклан в 1941 — 1942 гг.

В это время подоспели Ме-109, их было 9 против 3 наших лётчиков. Но друзья не отступили, они вертелись среди «Мессеров» юлой, выжимая из своих «Яков» всё возможное, отбивались отчаяно, дерзко, используя лобовые атаки. В результате Алкидов с Бакланом сбили ещё по одному самолёту и противник, потеряв в этом сражении 5 машин — 3 пикировщика и 2 истребителя, оставил поле битвы… Через несколько дней Командующий Воздушной армией М. В. Громов, в торжественной обстановке, вручил отважным лётчикам ордена Ленина.

В один из дней, Баклан вылетел на перехват неприятельского разведчика и на высоте около 8000 метров потерял сознание ( из — за неисправности кислородного баллона ). Придя в себя на высоте 1000 метров, сумел вывести самолёт из пикирования. Эволюции были столь резки, что у него лопнули барабанные перепонки. Через несколько дней, пытаясь взлететь после вынужденной посадки, вдребезги разбил машину. Невредимый и обескураженный, он сидел некоторое время в кресле среди обломков самолёта.

Читай продолжение на следующей странице
AesliB