Последний Патриарх единой Русской Церкви

После смерти Патриарха Иоасафа I, наступившей 28 ноября 1640 года, Русская Православная Церковь более года оставалась без предстоятеля. Царь Михаил Федорович Романов не торопился с избранием нового Патриарха.

К решению этого вопроса приступили лишь весной 1642 года, когда в Москву съехались русские епископы и наиболее видные представители черного духовенства.

Впервые в истории Русской Церкви избрание Патриарха совершалось по жребию, таким способом в круг Двенадцати вместо отпавшего предателя Иуды Искариота был избран апостол Матфий. В 1917 году по жребию Патриархом будет избран святитель Тихон (Беллавин).

20 марта 1642 года царь Михаил Федорович сам написал шесть имен, запечатал записки царской печатью и отправил их в соборную Успенскую церковь, чтобы выборщики помолились, кого Бог избрать изволит, и чтобы жребий вернули, не нарушив печати.

Лицами, из которых предстояло выбрать патриарха, были два архиепископа, Серапион Суздальский и Пахомий Астраханский, архимандрит Московского Симонова монастыря Иосиф и три игумена: Иона — московского Богоявленского монастыря, Маркелл — Соловецкого монастыря и Макарий — псковского Святогорского монастыря.

За каждого из них по царскому повелению подали свои голоса съехавшиеся на выборы епископы. В Успенском соборе Кремля, в тишине, нарушаемой лишь потрескивающим пламенем свечей, перед ликами Спасителя и Богородицы, при свидетельстве святых угодников Божиих, приступили к выборам.

Выбор пал на Иосифа: «Благоволи Бог и Пречистая Богородица быти Патриархом Иосифу, архимандриту Симонова монастыря».

Интронизация – возведение на патриарший престол состоялась 27 марта (6 апреля) 1642 года.

После интронизации Патриарх обратился к клирикам и мирянам с посланием, в котором священников призывал ревностно исполнять свой пастырский долг, а мирян – к духовному исправлению.

В середине XVII века в Москве активно обсуждались основы будущих церковных преобразований: повышения международного престижа Москвы как Третьего Рима; необходимость исправления ошибок в богослужебных книгах и упорядочении обрядов; привлечение в Москву талантливых проповедников из отдаленных частей России; открытие духовных школ.

Постепенно намечались контуры будущих реформ, которые проведет уже Патриарх Никон.

Иосиф в силу своего возраста был оттеснен от обсуждения многих важных вопросов, вокруг молодого царя Алексея Михайловича (Михаил Федорович скончался 16 июля 1645 года) сформировался кружок «молодых реформаторов», которые хотели одним махом провести реформы. Иосиф же, напротив был за постепенный и плавный ход преобразований, в этом вопросе его позиция была здраво-консервативной.

И престарелый Патриарх продолжал нести возложенное на него служение. При нем активно развивается книгопечатное дело. Церковный историк митрополит Макарий назовет это главным делом Патриарха Иосифа. Из печати вышли богослужебные книги, жития русских святых, творения святых отцов и учителей Церкви, сборники апологетического и полемического содержания, «Грамматика» Мелетия Смотрицкого. Всего было 36 наименований книг, некоторые из них выдержали несколько изданий.

Патриарх дает благословение на устройство школ в столице, для чего выписывает ученых из Киева; освящает новые храмы и вникает в детали реформ церковного обихода; заботится о благоустройстве храмов и благолепии церковной службы.

Во время патриаршества Иосифа совершались открытия мощей угодников Божиих и явления чудотворных икон. Были открыты мощи преподобных Александра Свирского († 1533), Кирилла Новоезерского († 1532), Саввы Сторожевского († 1407), благоверного великого князя Георгия Всеволодовича († 1238) и благоверной княгини Анны Кашинской († 1368), перенесены мощи патриархов Гермогена и Иова.

Православные греческие епископы, приезжавшие в Москву за финансовой помощью, привозили в дар Русской Церкви некоторые ценные святыни.

Патриарху Иосифу не удалось противостоять принятию Соборного Уложения (1649), нового свода законов, который продвигал князь Никита Одоевский. «Уложение» серьезно ограничивало экономическую, административную и судебную власть Церкви. Основы секуляризации закладывались уже тогда.

Патриаршество Иосифа не было ознаменовано великими делами, но он оставался верным в малом. Патриарх почил в Великий Четверг 15 (25) апреля 1652 года.

Великие преобразования будут совершены преемником Иосифа – Патриархом Никоном, но к чему они привели хорошо известно – к трагическому расколу.

автор: Кирилл Брагин

источник: rusplt.ru

AesliB