В СССР, а после и в России «Урал» остаётся одной из наиболее популярных моделей мотоциклов. У большинства людей, «Урал» ассоциируется с детством, так как в середине 50-70-х годов, практически в каждой деревне был такой мотоцикл.
Культовая модель мотоцикла имела своего «прародителя». Им стал немецкий мотоцикл BMW R71.
Прототип первого советского Урала М-72 немецкий мотоцикл BMW R71 выпуска конца 1930-х годов
В конце 1930-х годов в ряды Красной Армии стали поставлять эти мотоциклы: по одним данным, прототип «Урала» в СССР направили сами немцы, по другим, партия немецких мотоциклов была закуплена в Швеции для нужд НКВД. Так или иначе, в 1941 году был выпущен советский мотоцикл, получивший индекс М-72. В 1942 мотоцикл массово вошёл в производство.
Мотоцикл Урал М-72
К тому времени, производство было перенесено в город Ирбит, в Сибирь. Модель использовалась в армии, для разведки и передвижения младшего командирского состава.
Ирбитский Мотоциклетный Завод в настоящее время
В 1954 году, на ИМЗ, начали выпускать и гражданские модели. Первым представителем гражданских мотоциклов, стала модель М-52. Модель была приспособлена к движению по асфальту, однако, каждый владелец этого мотоцикла ставил свою модель на учёт в местном отделении военкомата.
Мотоцикл Урал М-52