Запретить нельзя в прокат

Фильм «Комиссар» пролежал на полке 20 лет, прежде чем его увидели зрители, вторая часть «Ивана Грозного» появилась на экранах только после смерти Сталина, а «Белому солнцу пустыни» просто...

Фильм «Комиссар» пролежал на полке 20 лет, прежде чем его увидели зрители, вторая часть «Ивана Грозного» появилась на экранах только после смерти Сталина, а «Белому солнцу пустыни» просто повезло выйти в прокат. Какие цензурные институты возникали в СССР, как проходили комиссии по отсмотру киноматериала, за что и кем запрещались кинокартины.

«Вы должны твёрдо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино». Еще с заветов Ленина цензура в кинематографе стала частью культурной политики СССР. Кинематограф должен был вносить свою лепту в коммунистическое воспитание людей. И компартия внимательно за этим следила. А неугодное кино комиссии отправляли на полки.

Кинотеатры стали любимым развлечением советских людей, к тому же, одним из самых доступных. К 1960-м число зрителей в течение года превышало 4 млрд человек, при этом валовый сбор составлял около 1 млрд рублей.

Санкции за фильм, не оправдавший надежд компартии, также различались. Самой страшной был приказ отправить кино на полку или попросту уничтожить. Из-за низкой оценки приёмной комиссии картина могла получить 2-ю категорию, что снижало прокатные показатели. Обычным делом считалось изменить сценарий, переснять несколько сцен или вырезать целые эпизоды. Каким-то фильмам по-настоящему везло, и они, будучи отправлены на полку, все же попадали в массовый кинопрокат — так произошло с «Белым солнцем пустыни». Какие-то картины, точнее их режиссеров, могли вызвать среди ночи на разговор и отчитать — подобное произошло с Сергеем Эйзенштейном за вторую серию «Ивана Грозного». А иногда режиссеры признавались профнепригодными и лишались своего ремесла — такая судьба ждала Александра Аскольдова и его ленту «Комиссар».

Это была дипломная работа Аскольдова, тогда еще выпускника Высших режиссерских курсов. Режиссер взялся за экранизацию рассказ Василия Гроссмана «В городе Бердичеве».

Запретить нельзя в прокат
Постер фильма «Комиссар» (СССР, 1967)

Действие происходит во время гражданской войны. В разгар боев на Украине бескомпромиссный и жестокий комиссар полка Красной армии Клавдия Вавилова (Нонна Мордюкова) узнает о своей беременности. Когда настал срок, она временно оставляет полк. Попав в семью бедного еврея Ефима Магазанника (Ролан Быков), отца шестерых детей, она постепенно «оттаивает» и превращается из комиссара в обычную женщину, познавшую радости материнства. Но война диктует свои условия, Клавдия оставляет сына и отправляется за своим полком.

Первый этап цензуры «Комиссара» проходил на уровне сценарно-редакционной коллегии киностудии, члены которого должны были оценить сценарий. Он был одобрен. Затем обычно проходило обсуждение фильмов на киностудии. Большинство членов комиссии на киностудии им. Максима Горького высказались с опаской о сценарии «Комиссара». Им не нравился ни образ главной героини, ни многие сцены. Например, сцена расстрела дезертира. На следующем этапе сценарий фильма должен был посмотреть Государственный Комитет по кинематографии (Госкино). Сценарий посчитали слишком мрачным и негероическим.

Тем не менее, фильм пропустили, хотя Аскольдову нужно было убрать несколько сцен. Во-первых, сцену с дезертиром. Во-вторых, по всему сценарию должны быть отредактированы отдельные реплики героини, которые кажутся излишне грубыми, например, «не неси жеребятину», «лопать еще хочешь» и другие.

На деле режиссер и не думал что-либо изменять в своем фильме. По окончании съемок материалы кинокартины всегда отсматривались специальной комиссией в студии. Смотр «Комиссара» произошел 11 января 1967 года. Большинство все так же высказались против кинокартины:

«Очень опасно, чтобы такое понятие, как революция, в такой картине стало отвлеченным понятием. Между прочим, у В. Гроссмана (прим. По рассказу которого был написан сценарий) дан конкретный город. А тут какая-то часть, какие-то солдаты, у них какой-то комиссар, который рожает какого-то ребенка. Уходит конкретность… Когда в рассказе она уезжает, мы знаем, что она не может не уехать, не может не оставить ребенка… А в материале, который я смотрела, эмоционально это чувство не складывается». (Стишова Е. Страсти по «Комиссару» // Искусство кино. 1989. № 1. С. 116).

27 августа 1967 года прошло еще одно обсуждение фильма, на котором вдруг появились положительные отзывы. Например, Л. Трауберг (учитель Аскольдова) отметил, что картина ему нравится. Высокую оценку фильму дали режиссер А. Алов («Павел Корчагин», «Бег», «Ветер») и сценарист А. Хмелик (один из создателей «Ералаша»). На другой день на студии кинокартину показали заместителю председателя Госкино Баскакову. Ему фильм тоже понравился.

Запретить нельзя в прокат
Слева направо: Магазанник, его жена и комиссар с новорожденным

Вроде бы, картина должна была в ближайшее время выйти в прокат. Но в 1967 году началась шестидневная война на Ближнем Востоке (военный конфликт между Израилем с одной стороны и Египтом, Сирией, Иорданией, Ираком и Алжиром — с другой). СССР был союзником Египта, а «Комиссар» рассказывает историю не только главной героини Вавиловой, но и доброй еврейской семьи, приютившей комиссаршу, что в сложившейся ситуации противоречило образу «еврея-врага».

Как ни старались сторонники Аскольдова оправдать фильм, судьба кинокартины была уже решена. На финальное обсуждение фильма коллегией Госкино 29 декабря 1967 года не позвали автора фильма, что было распространенной практикой для того времени. Картина была обвинена в идеологической диверсии, в антисемитизме, в отречении идеи гуманизма и интернационализма, в полном искажении истории революции. Комитет констатировал, что запуск в производство в незавершенном виде сценария «Комиссара» был серьезной ошибкой руководства Высших режиссерских курсов.

Студия им. М. Горького получила разрешение на переработку картины. Аскольдов же был отстранен от работы. Он пытался бороться за свое детище из последних сил: выступал на партсобраниях кинокомитета, обращался с письмами к А. В. Романову, в ЦК КПСС, к М. А. Суслову, идеологу партии. Спустя полгода, 16 июля 1968 года, в связи с тем, что центральная студия и руководство режиссерских курсов не выполнили обязательств «по коренной переработке дипломной работы А. Я. Аскольдова фильма «Комиссар», А. Романовым, председателем Госкомитета, был подписан приказ, согласно которому:

  1. Фильм «Комиссар», содержащий серьезные идейные и художественные ошибки, на экраны не выпускать, разрешение на его переработку отменить.
  2. Затраты на производство фильма «Комиссар» списать на убытки Центральной киностудии детский и юношеских фильмов имени М. Горького
  3. Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М. Горького все материалы по фильму «Комиссар» (негатив, позитив, фонограммы, срезки негатива и позитива и др.) передать на хранение в Госфильмфонд».

Приказ председателя комитета по кинематографии при Совете министерств СССР. 19 июля 1968. РГАЛИ.

Комиссия заключила, что у Аскольдова нет профессиональных навыков и признала его профнепригодным. 11 марта 1969 года он был уволен, а затем и исключен из КПСС.

Только в 1988 году «Комиссар» впервые будет показан на большом экране в Политехническом музее. Он получил восторженные отзывы зрителей и кинокритиков (Серебряный медведь на Берлинском Кинофестивале, приз за лучшую режиссуру на Гентском фестивале и многие другие награды).

Запретить нельзя в прокат
Киноплакат к фильму «Иван Грозный». Михаил Оскарович Длугач (художник, автор плаката)

Историческую драму «Иван Грозный», точнее ее вторую часть, советские граждане тоже увидели не сразу. Сталин хотел, чтобы был снят фильм о первом царе на Руси. Он же лично утвердил и признанного всеми мастера Сергея Эйзенштейна, и сценарий. Сталин не только заказывал фильмы, но и старался сам их смотреть, давал указания, миловал или запрещал. При нем личность становится творцом истории, что характеризует власть в эпоху, позже названную как «период культа личности». Это отразилось на кино — возникает такой жанр, как историко-биографический фильм. Снимали о Невском, Кутузове, Ушакове, Суворове и Нахимове. Наконец, очередь дошла и до Ивана IV.

Фильм снимался в течение 1940-х годов с перерывами из-за болезни режиссера. Первая часть, рассказывающая о венчании Ивана Грозного на царство и о его первых успехах, была удостоена Сталинской премией I степени в 1946 году. Со второй частью уже возникли проблемы.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...
Adblock detector