Она была посвящена «опричному» периоду правления Ивана Грозного. Эйзенштейн назвал ее «Пляска опричников». Режиссерская интерпретация истории не понравилась вождю. После просмотра кинокартины он бросил короткую фразу: «Не фильм, а какой-то кошмар!». Режиссер долго не мог добиться встречи со Сталиным, чтобы прояснить некоторые вопросы. Он долго не принимал, ссылаясь на занятость. Наконец, такая встреча, на которой присутствовал и Н. Черкасов (исполнитель главной роли) с Молотовым и Ждановым, состоялась в 11 вечера 26 февраля 1947 года.
Сталин. Вы историю изучали?
Эйзенштейн. Более или менее…
Сталин. Более или менее?.. Я тоже немножко знаком с историей. У вас неправильно показана опричнина. Опричнина — это королевское войско. В отличие от феодальной армии, которая могла в любой момент сворачивать свои знамена и уходить с войны, — образовалась регулярная армия, прогрессивная армия. У вас опричники показаны, как ку-клукс-клан.
Сталин. Царь у вас получился нерешительный, похожий на Гамлета. Все ему подсказывают, что надо делать, а не он сам принимает решения… Царь Иван был великий и мудрый правитель… Мудрость Ивана Грозного состояла в том, что он стоял на национальной точке зрения и иностранцев в свою страну не пускал, ограждая страну от проникновения иностранного влияния.
Жданов. Эйзенштейновский Иван Грозный получился неврастеником.
Молотов. Вообще сделан упор на психологизм, на чрезмерное подчеркивание внутренних психологических противоречий и личных переживаний.
Сталин. Нужно показывать исторические фигуры правильно по стилю.
Жданов говорит, что Эйзенштейн увлекается тенями (что отвлекает зрителя от действия) и бородой Грозного, что Грозный слишком часто поднимает голову, чтобы было видно его бороду.
Эйзенштейн обещает в будущем бороду Грозного укоротить.
Эйзенштейн спрашивает о том, что не будет ли еще каких-либо специальных указаний в отношении картины.
Сталин. Я даю вам не указания, а высказываю замечания зрителя. Нужно исторические образы правдиво отображать.
Эйзенштейн не стремился переспорить или убедить в чем-то Сталина, его главной целью было спасение фильма. И Сталин, высказав ряд замечаний, все же разрешил дальше работать над ним. Но из-за болезни, а затем и смерти Эйзенштейна фильм так и не вышел в прокат. В оставшемся черновом варианте вторая серия появилась на экранах только в 1958 году.
Из представленных фильмов самым везучим отказалась кинокартина Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни», нашедшая своего зрителя в свое время. Но и ей сначала поставили клеймо «полочного» фильма.
Против «Белого солнце пустыни», вышедшего в 1969 году, выступили даже не кремлевские цензоры, а руководство студии Экспериментальное творческое объединение (ЭТО), где он и снимался. Григорий Чухрай (художественный руководитель ЭТО): «Зритель в первую очередь должен любить Сухова. А за что его любить? В Вашем материале, к сожалению, нет даже намека на это. И это вызывает у меня самое большое опасение. Тем более и в других героях очень мало необходимой в данном жанре характерности».
От фильма отказалось и руководство ЭТО, и Госкино. Владимира Мотыля предложили заменить другим режиссером — Владимиром Басовым. Однако тот отказался.
Все же фильм удалось спасти и, как ни странно, министерству финансов. Узнав, что ЭТО хотят уничтожить еще одну картину, Минфин отказался списывать убытки — а это 400 тыс. рублей. Было принято решение завершить производство, не сменяя режиссера.
По указаниям руководства, в фильм было внесено 27 поправок, но Мотыль согласился только на три: сократил эпизоды с пьянством Верещагина, вырезал икону Богоматери со струйкой крови в сцене убийства хранителя музея и сцену с Катериной Матвеевной.
Режиссер Мотыль вспоминает: «Наша Катерина Матвеевна нетрадиционно была одета в бикини. Получились замечательные эротические кадры… Пришедшие в ярость коммунисты потребовали «убрать порнографию»… Я взял самый безобидный кадр, где оголялись лишь колени Катерины Матвеевны».
Несмотря на поправки, картину в прокат все равно не пропустили. Госкино отправил ее пылиться на полку. Вдруг фильму улыбнулась удача. Леонид Ильич Брежнев любил смотреть фильмы у себя на даче. Как-то он позвонил на Мосфильм, чтобы узнать о новинках. И директор ему предложили «Белое солнце пустыни». На следующий день после просмотра, со слов актера, сыгравшего Федора Сухова, Брежнев позвонил председателю Госкино Алексею Романова и сказал: «Хорошие картины делаешь». Так был дан зеленый свет опальному фильму «Белое солнце пустыни».
В итоге премьера кинокартины для создателей фильма и руководства состоялась 14 декабря 1969 года, а для массового зрителя — в 1970 году. Фильм снискал всенародную любовь. По итогам проката 1970 года лента оказалась на втором месте. О зрительском успехе говорят и цифры: 34,5 млн при тираже 1410 копий. А это достаточно большой тираж для «полочного» фильма.
автор: Ольга Макаркина
источник: diletant.media