Она страдала, переживала, уговаривала себя, что этого носатого лысого, с маленькими глазками старика любить невозможно, но однажды, не выдержала и призналась кумиру в своей любви…
Актриса от Бога
Её считали роковой женщиной, её руки и сердца безответно добивались многие сильные мира сего. За свою 65-летнюю творческую жизнь она сыграла всего в 35-ти картинах и десятке спектаклей в трёх московских театрах, но была она народной артисткой не только по званию, любили её не только за талант, но и за благородство, сердечность и доброту. В кино она создала образы женщин ярких, сильных и непокорных. Глядя на Зинаиду Кириенко, было ясно, что она и коня на скаку остановит, и в избу горящую войдёт, и тучи разведёт руками. Почти все её героини не имели простого женского счастья, зато в жизни ей очень повезло: её единственный муж ради неё пожертвовал всем, посвятив себя жене, детям и дому.
Детство
Родилась Зинаида Георгиевна Широкова 9 июля 1933 года в Махачкале, столице Автономной Дагестанской Социалистической Советской Республики. Мама, Александра Петровна, хотела назвать дочь Аидой, но отец, Георгий Константинович, был против, и вместо Аиды получилась Ида, а потом – Зинаида. Всю жизнь она прожила с фамилией и отчеством отчима Михаила Игнатьевича Кириенко. Родного отца Зинаида не помнила: он ушёл из семьи, когда Зине было три года, а в 1939 году его посадили за растрату, и больше его никто не видел.
Александра Петровна работала директором рыбоконсервного комбината, отчим был у неё главным бухгалтером. У Зины был старший брат Владимир, и он частенько защищал сестру от местной шпаны на хулиганском 5-м карамане, где жила семья. В июле 1941-го отчим хотел уйти на фронт, но его не взяли по состоянию здоровья: сказывались ранения, полученные в Гражданскую. В 1942 году семью эвакуировали в Дербент, где Александра Петровна стала директором элеватора, а муж снова при ней главбухом. Когда война закончилась, они перебрались в станицу Новопавловскую в 250-ти километрах от Ставрополя.
Мама хотела, чтобы дочь стала бухгалтером, в крайнем случае, агрономом: на Ставрополье эта профессия в не очень сытые времена гарантировала кусок хлеба. Зина маму послушалась, и после 7-летки поехала в Москву учиться на бухгалтера в железнодорожном техникуме. Жизнь в столице всегда была дорогой, да и за учёбу нужно было платить 200 рублей в год. После первого курса Зина уехала в Георгиевск, поближе к дому: до Новопавловской всего 30 км, и поступила в сельхозтехникум.
Проваленный экзамен
Однако в земле Зине копаться надоела быстро, и уже через полгода она заявила родным, что едет в Москву поступать во ВГИК. Родным идея не очень понравилась, и они молили Бога, чтобы дочь не поступила. Бог их мольбам внял: Зина с треском провалила экзамен по вокалу – в приёмной комиссии ей сказали, что с таким слухом и голосом ей, разве что, диктором на вокзале работать, благо, в Москве их девять.
Раздавленная не столько результатом экзамена, сколько такими комментариями, не оставляющими надежды, Зина сидела на лестнице и ревела белугой. Вдруг к ней подошла член приёмной комиссии Народная артистка СССР, многократный сталинский лауреат, царственная Тамара Макарова, и сказала онемевшей девушке, что в следующем году они с Сергеем Герасимовым будут набирать курс, и пусть Зина приезжает. В Москве Зине жить было негде, и она вернулась в станицу.
Поступила со второго раза
На следующий год Зинаида снова поехала в Москву, и Герасимов с Макаровой взяли её на свой курс. Уже на первом занятии Зинаида по уши влюбилась в своего мастера. Она страдала, переживала, уговаривала себя, что этого носатого лысого, с маленькими глазками старика любить невозможно, но однажды, не выдержала и призналась кумиру в своей любви. Герасимов просто поцеловал Зину в щёчку и посоветовал не терять головы: у неё всё впереди и всё будет.
«Надежда» (1954)
Василий Лановой
Во ВГИКе Зина подружилась с почти ровесницей харьковчанкой Людмилой Гурченко. Как-то на студенческой вечеринке, куда Зина и Люда пришли вместе, Кириенко увидел студент училища им. Бориса Щукина Василий Лановой, и влюбился без памяти. После роли Павки Корчагина в одноимённом фильме Александра Алова и Владимира Наумова у Ланового, много лет считавшегося эталоном мужской красоты, не было отбоя от поклонниц, а Зинаида в то время была ещё никому не известна. Но однажды, чтобы попросить руки Зинаиды Василий даже пришёл к её тёте, у которой она в то время жила, и та, вроде бы, была не против, но тут своё веское «Нет» сказала сама Зинаида: ей Лановой просто не нравился.
Первые роли в кино
Уже на первом курсе Герасимов дал Зинаиде главную роль в своей 45-минутной новелле «Надежда». Через три года Герасимов взял её в советско-итальянский фильм «Роза ветров», в котором снимались Ив Монтан и Симона Синьоре. В титры Кириенко не попала, но впечатлений ей хватило надолго, а в институте на неё смотрели как на богиню: она живьём видела самого Монтана.
«Тихий дон»
Началом звёздного пути Кириенко стал фильм Герасимова «Тихий дон» по Михаилу Шолохову, где Зинаида сыграла Наталью, несчастную жену главного героя казака Григория Мелехова. Работа над картиной шла тяжело, Герасимов, добиваясь достоверности, мучил актёров, делая по десятку дублей, и лишь у Кириенко даже самые трудные трагические сцены получались без напряжения и убедительно. Герасимов требовал, чтобы актрисы и вёдра на коромысле носили, как настоящие казачки, и лошадь запрягали. Но у Кириенко и с бытовыми сценами всё было в полном порядке: сельскую повседневность знала не понаслышке.
«Тихий Дон» (1957-1958)
Когда «Тихий Дон» вышел, народ валом повалил в кинотеатры, билетов было не купить. В первый год картину посмотрели 45 млн. человек, а Наталья в исполнении Кириенко уступала, разве что Эллине Быстрицкой, игравшей Аксинью.
«Поэма о море» (1958)
«Сорока-воровка» (1958)
Семейное счастье
После «Тихого Дона» Кириенко играла главные и большие роли в фильмах «Поэма о море», Юлия Солнцева, «Судьба человека» Сергея Бондарчука, «Сорока-воровка» Наума Трахтенберга, «Вдали от Родины» Алексея Швачко. В 1960-м режиссёр Василий Пронин пригласил Кириенко сыграть главную роль казачки Марьяны в мосфильмовскую картину «Казаки» по повести Льва Толстого. Эта работа кардинально изменила жизнь Зинаиды: она обрела семейное счастье на всю жизнь.
«Судьба человека» (1959)
«Вдали от Родины» (1960)
Снимали фильм, как и написано у Толстого, на Кавказе. Группа приехала в Грозный, поселилась в гостинице, и ассистент режиссёра пошла набирать массовку: нужны были молодые высокие парни, умеющие хорошо держаться в седле. Так в картину попал 17-летний школьник спортсмен потомок терских казаков Борис Тарасевский. Он видел Зинаиду и раньше в кино, а тут, встретив, потерял голову, но подойти и познакомиться не решался: кто он, и кто она. Встретились они на концерте Аркадия Райкина, который гастролировал по Кавказу. Она была старше Бориса на 10 лет, а в то время на пары, где муж годился жене в сыновья, смотрели с нескрываемым недоумением. Зинаида попросту влюбилась в этого красивого, статного, но юношу, пока ещё школьника. Она не знала, стоит ли продолжать отношения, и за советом поехала к маме. Александра Петровна сказала, что, если это и в самом деле любовь, путь один: выйти замуж. Там, в Грозном, они и сыграли свадьбу. У бабушки Бориса был свой дом, столы, как это часто делали в сёлах и небольших провинциальных городах, накрыли прямо во дворе этого дома, гостей созвали со всей округи, и за молодых пили все соседи. После свадьбы молодожёны отправились в свадебное путешествие: трое суток ехали в Москву. Зинаида привела молодого мужа в ещё необжитую комнату в коммуналке, которую она недавно получила на Соколе. Из мебели там были лишь тахта, стол и шифоньер.
«Повесть пламенных лет» (1960)
В Москве такое скоропалительное замужество Зинаиды восприняли по-разному: кто-то радовался, кто-то крутил пальцем у виска, кто по-хорошему, а кто и нет, завидовал: парень-то был настоящим красавцем, кто-то с самого начала не верил в их чувства, и был уверен, что Борису просто нужна московская прописка. Больше всего брак Зинаиды удивил подругу Гурченко, и постепенно их дружба сошла на нет: они всё реже встречались, перестали ходить друг к другу на премьеры, а потом и перезваниваться прекратили.
«Казаки» (1961)
Сын Тимур
Работа никогда не были для Кириенко главной: на первом месте всегда стояла семья. Через год после свадьбы родился Тимур, и оба супруга были счастливы. В фильме «Самый медленный поезд» Валерия Ускова и Владимира Краснопольского Тимур единственный раз снялся в кино в роли младенца, сына главной героини Нины Ивановны, которую играла мама. На съёмки пришлось ехать в Свердловск. В школе Тимур был отъявленным хулиганом, родителей постоянно вызывали к директору, и телесные наказания стали одним из методов воспитания. Со временем Тимур остепенился, стал военным переводчиком, дослужился до капитана и в начале 90-х, когда денежное содержание офицеров не поспевало за инфляцией, да и те гроши выплачивали через раз, ушёл в бизнес: нужно было как-то кормить жену и троих детей.
Зинаида Кириенко и Валерий Тарасевский с сыном
В 1968-м Евгений Матвеев пригласил Кириенко в свою картину «Почтовый роман» про лейтенанта Петра Шмидта и Зинаиду Ризберг. Когда Кириенко приехала на съёмки в Киев, Матвеев, увидев её, впал в ступор: 35-летняя актриса была на последних месяцах беременности. Она клялась, что через день после родов будет готова сниматься, но у Матвеева горели сроки, и на главную роль он взял Светлану Коркошко.
«Самый медленный поезд» (1963)
Сын Максим
В том же году родился Максим. Он был тихим, спокойным, хорошо учился, окончив институт культуры, кардинально поменял профиль деятельности, занялся разработкой компьютерных игр, и подарил родителям двоих внуков.
«Такой большой мальчик» (1966)
В семье Кириенко и Тарасевского был ярко выраженный матриархат, и это было залогом их семейного счастья. Зинаида зарабатывала деньги, а воспитанием детей и обустройством быта занимался муж, который почти всегда был дома: окончив экономический факультет МГУ, он периодически где-то работал, но карьеры не сделал. Борис, как большинство кавказских мужчин, хорошо готовил и любил это дело. Он не был добытчиком, но был настоящим хозяином. Так они прожили вместе 43 года, и лишь смерть Валерия разлучила их.
«Крушение империи» (1970)
Запретили снимать
На самом пике популярности зрители заметили, что у Зинаиды стало выходить меньше премьер: в лучшем случае, одна маленькая роль в год в средней картине. Пошли слухи, что она болеет, что много пьёт. На самом деле её запретили снимать. Замглавы Госкино Владимир Баскаков недвусмысленно намекнул, что хочет перевести чисто производственные отношения в более близкие, хотя сам он был женат на актрисе Юлии Диоши. Кириенко спать с функционером отказалась, и это закрыло ей дорогу на большой экран, её утверждали на крохотные роли, чтобы унизить самолюбие. Раньше Киреенко довольно часто выезжала за границу в составе советских делегаций, в каком-то смысле, она была лицом советского кино, а тут и это как отрезало: никаких загранпоездок, а это был уже не добрый знак. Секрет опалы ей открыл режиссёр Станислав Ростоцкий, вхожий в кабинеты высшей киношной власти: оказывается, Баскаков открыто говорил о том, что жить Кириенко не даст.
«Живая вода» (1971)
«Любовь земная» (1974)
«Товарищ кино»
Но даже при отсутствии ролей Кириенко духом не падала. В отделе пропаганды Госкино придумали программу «Товарищ кино»: известные киноактёры ездили бригадами и индивидуально по стране, пели, танцевали, рассказывали кинобайки и подлинные истории, отвечали на вопросы зрителей. Тем, кто на время остался без работы, эти концерты помогали выживать. В провинции концерты собирали полные залы, в больших городах зрителей можно было по пальцам пересчитать.
«Два капитана» (1976)
Чтобы её чаще приглашали на концерты, Кириенко запела. Ей говорили, что получается это у неё плохо, что нет голоса, проблемы с ритмом. Тогда она стала брать уроки по вокалу, и училась по 4 часа в день. Вскоре ей дали небольшую роль в мюзикле «Целуй меня, Кэт!», в котором надо было петь.
«Судьба» (1977)
Возвращение в кино
В 1974 году Кириенко триумфально вернулась в кино: давний знакомый Матвеев пригласил её на роль Ефросиньи, жены главного героя Захара Дерюгина, которого играл сам, в дилогию «Любовь земная» и «Судьба» по роману Петра Проскурина. Матвеев всем своим немалым авторитетом – кавалер ордена Ленина, народный артист РСФСР, любимец всей страны, продавил Кириенко в ЦК, и Баскакову пришлось отступить, а вскоре его сослали в ВНИИ киноискусства, и табу с Кириенко было снято. Кириенко снова сыграла простую русскую женщину – сильную, любящую, готовую ради своей любви пойти на любые безрассудства. Не знаю, как другим, а мне Кириенко в роли Ефросиньи напомнила её Наталью Мелехову, хотя по сюжету она отпустила мужа к его любви Мане Поливановой, сыгранной Ольгой Остроумовой, а Наталья пыталась наложить на себя руки.
«Они были актёрами» (1981)
Дилогию посмотрело более 100 млн. человек, а песня Евгения Птичкина на стихи Роберта Рождественского «Эхо любви», которую спели Анна Герман и Лев Лещенко, стала хитом на многие годы. За роль Ефросиньи Кириенко в 1977-м получила звание Народной артистки РСФСР, а спустя два года Госпремию СССР. Заслуженной РСФСР она стала за 14 лет до этого, в 1965-м.
«Люблю. Жду. Лена» (1983)
Съёмки в этой картине едва не разрушили семью Кириенко: работа была в самом разгаре, когда она почувствовала, что у Матвеева к ней интерес не только рабочий. Тарасевскому кто-то позвонил и сообщил о якобы начавшемся романе. Борис собрал в охапку детей и привёз их на съёмочную площадку в деревню Афанасьево. Вечером в гостинице в Калуге, где жила группа, Борис накрыл красивый стол, и пригласил на ужин Матвеева. Увидев семейную идиллию, счастливых родителей с двумя детьми, Евгений Семёнович понял, что все его усилия напрасны, но отношений не порвал, и со временем он стал другом семьи.
«Господин Великий Новгород» (1985)
В 90-е Зинаида боролась против того, чтобы Театр-студия киноактёра, в труппе которого она состояла с момента окончания ВГИКа, перешёл в другие руки. Вместе давней подругой актрисой Татьяной Конюховой они ночевали в кабинете, чтобы документы не захватили, но борьбу проиграли.
«Любить по-русски-2» (1996)
Уход мужа
В 2004 году у 60-летнего Валерия на даче остановилось сердце. Зинаида узнала об этом, когда с Максимом ехала на дачу – сыну позвонила его жена. С этой потерей Зинаида долго не могла смириться. У неё, женщины сильной, началась депрессия, и она вообще хотела уйти со сцены и с экрана, и даже постричься в монахини. Спасла семья, сыновья, пятеро внуков и трое правнуков, ради которых она жила, а чуть позже в память о муже она написала песню «Судьба моя». Кириенко 18 лет прожила одна.
«Одна любовь души моей» (2007)
Последний раз на экране Кириенко появилась в 2006-м в сериале Дмитрия Брусникина «Счастье по рецепту» в небольшой роли директора журнала, принимавшего на работу новую сотрудницу. Брусникин позвал Зинаиду потому, что видел, что ей очень нужна эта работа.
12 февраля 2022 года Зинаида Кириенко умерла. Ей было 88 лет.
автор: Николай Кузнецов