Даже есть песня, посвященная фронтовому корреспонденту. Помните слова: «Трое суток не спать, трое суток шагать ради нескольких строчек в газете». Да, сегодня это уже не так. Но с каким трепетом мы всматриваемся в снимки времен войны, или любых военных конфликтов?
А есть снимки в единственном экземпляре. Все, что осталось от человеческой жизни. Фотографы всегда были рядом с бойцами в окопах, под обстрелами вражеской артиллерии. Они ползли в разведку, лежали неподвижно рядом со снайпером сутками ради точного снимка, ради славы своего героя.
Таким был фотокор Павел Трошкин, прошедший со своим фотоаппаратом три войны – Халхин-Гол, Финская компания и фронт Великой Отечественной войны. Легенда черно-белой фотографии погиб за несколько месяцев до Победы. Ему удалось создать летопись в фотографиях воинского подвига советского солдата.
Он снимал великие сражения, оборону Ленинграда, дорогу жизни, погибших мирных жителей, воюющих партизан. Есть снимки животных, прячущихся от бомбежек, и солдат, которые бегут навстречу смерти.
Наш герой родился на юге, у моря, в Симферополе. Но вскоре семья уехала в Москву. В шестнадцать он уже работает в типографии газеты «Известие». Его увлечение фотографии не прошло бесследно. Павел получил новое место работы в отделе фотографий.
Явный талант к профессии не ускользнул от руководства газеты. Павел становится специальным фотокором редакции «Известий». Войну он начал в первый день, 22 июня, 41-го года. Военкоматы и фронт, заводы и воинские поезда, окопы и госпитали – теперь это его работа.
Снимки Павла публикуют все газеты страны. Он привозит уникальные кадры обороны Москвы, снимки боев под Курском и Прохоровкой. Сталинградская битва – эпопея советского оружия и мужества простого солдата – запечатлена на снимках фотокорреспондента.
Слезы с письмами в руках седых матерей, несчастных вдов, которые уже не увидят своих погибших мужей. Седые мальчишки на лафетах бронемашин, с солдатской кашей в железных мисках. Виселицы на главных площадях городов и сел, где закончили жизнь советские люди, решившиеся выступить против оккупантов.
Постепенно тема фотографии меняется. Уже идут освободительные бои за Украину, Белоруссию, Прибалтику, Кавказ. Снимки пленных немцев и награждение за подвиги советских воинов. Радостные встречи в освобожденных городах и сожжённых деревнях, куда возвращаются жители.
С первого дня войны Трошкин работает на передовой. Оборона Москвы, Сталинградская и Курская битвы, бои за Крым. В Сталинграде ему удалось снять уличный рукопашный бой. А потом он бежал в корпункт под пулями, чтобы отправить негативы в газету.
Это был сильный, упрямый, можно сказать, необузданный человек. Говорили, что с ним опасно ездить – он обязательно окажется в самом пылу сражения, чтобы сделать важный снимок солдатского героизма. Никогда Павел не отступал от намеченного плана.
Его считали самым бесстрашным фотокорреспондентом войны. Павел Трошкин погиб в осенние дни 44 года под Ивано-Франковском. Ему было 35 лет.