Великий советский летчик Валерий Чкалов был рожден в 1904 году в небольшом селе в России. Отец его был простым рабочим, мать Валерия скончалась рано, оставив его шестилетним мальчиком. По окончании средней школы Валерий также прошел учебу средне-специального уровня и начал трудиться молотобойцем и параллельно кочегаром.
В 1919 году в жизни Валерия началась новая веха. В то время он трудился в качестве кочегара на пароходах, ходящих по Волге, и там увидел самолет. Под впечатлением от увиденного Чкалов записался в красноармейцы, и там начал обслуживать и ремонтировать воздушные суда как слесарь.
С1921 года юноша был отправлен в летную школу в Егорьевск. После успешного окончания этого учебного заведения его перевели в авиашколу города Борисоглебска.
Именно в этом населенном пункте Валерий в первый раз сам вел самолет. Далее юноша совершенствовал свое умение водить воздушное судно, учился ощущать габариты самолета, учил непростую техническую часть. Показав себя одним из лучших учеников, Валерий был послан обучаться высшему пилотажу в Москву, а затем в высшую авиашколу в Серпухове, где обучался, как вести бой в воздухе.
В возрасте двадцати лет Чкалов получил квалификацию пилота-истребителя и его послали в город Ленинград нести военную службу. Здесь Валерий показал себя как бесстрашный и в хорошем смысле безрассудный летчик, который способен на подвиги и жаждет ставить рекорды. Часто парень, забываясь в азарте, рисковал жизнью при полетах, за что имел взыскания от начальства.
В 1927 году Валерия Чкалова, как самого лучшего летчика, послали в Москву на воздушный авиа-парад. Он тогда проводился по поводу того, что со времени Октябрьской революции прошло 10 лет.
На этом авиа-параде Чкалов выступил так достойно, что ему даже лично выразил признательность Народный комиссар обороны Клим Ворошилов.
С 1928 года Валерий был переведен по службе в Брянск. В тот же год произошло досадное событие, когда перегоняя самолет из Гомеля в Брянск, пилот задел телеграфные провода. Состоялся суд, Чкалову дали один год тюрьмы, но спустя шестнадцать дней освободили из-под стражи постановлением ЦИК СССР, а затем сразу уволили в запас из Красной армии.
Однако Валерий Чкалов продолжил летать. В 1929 году Чкалов поехал обратно в Ленинград и стал руководить там кружком планеристов, параллельно трудясь пилотом-инструктором.
В 1930 году Валерий снова был в Москве и числился пилотом-испытателем в НИИ Военно-воздушных сил в Москве. После этого за два года он провел свыше восьмисот трудных испытательных полетов. 30 типов самолетов научился тогда пилотировать Валерий Чкалов. Он также управлял авиазвеном – тяжелый бомбардировщик и 5 истребителей на его крыльях.
А когда Валерий Чкалов трудился на авиазаводе в столице СССР, он стал автором двух фигур высшего пилотажа.
Выдающиеся достижения Валерия Чкалова
Первое выдающееся достижение летчика Валерия Чкалова датируется двадцатыми числами июля 1936 года, тогда он стал во главе экипажа самолета АНТ-25 и впервые в истории пролетел без посадки из Москвы на остров Сахалин.
За это беспрецедентное достижение, полет в течение двух с половиной суток, преодоление 9000 км, всем членам летного экипажа (их было трое) дали звания Героев СССР.
Второе достижение, уже имея высокое звание Героя Советского Союза, прославленный пилот произвел в июне 1937 года, пролетев на самолете без посадки из Москвы в Ванкувер, пересекая по пути Северный полюс. Дальность полета составила 8 504 км, длился он 63 часа 16 минут. На торжественную встречу русского самолета приехали жители некоторых городов США. Также в Вашингтоне наших пилотов принял Франклин Рузвельт.
За этот подвиг всех пилотов экипажа, возглавляемого Чкаловым, наградили орденами.
А в декабре 1938 года жизнь Валерия Чкалова трагически оборвалась во время его пробного полета на истребителе И-180. Мотор внезапно вышел из строя в воздухе, исправить ситуацию не представлялось возможным. До конца жизни сохраняя свой героизм, Валерий Павлович попробовал максимально удалиться от человеческого жилья и поэтому врезался в высоковольтную опору. Через два часа он умер от ранений в больнице.
Есть много мнений об этом на тему, что смерть Валерия Чкалова была подстроена, так как именно в это время шли сталинские репрессии и прямой в высказываниях летчик-испытатель мог кого-то раздражать из высших эшелонов власти. Об этом заявляли неоднократно его дети. Но версия сомнительна для историков, так как многое доказывает, что руководство Советского Союза очень лояльно относилось к Валерию Павловичу.
Иосиф Сталин даже сам встречал Чкалова с его экипажем в 1936 году после возвращения их с Дальнего Востока. Помимо этого Валерия Чкалова часто приглашали на рауты в Кремль, и очевидцы утверждают, что общались они со Сталиным достаточно свободно (если не сказать фамильярно).
Во времена Советского Союза Валерий Чкалов был знаковой фигурой, имел широкую популярность. Его именем называли улицы, школы, станции метро и прочие объекты. Во всем СССР больше тысячи семисот улиц в городах были названы его именем, а также больше десяти населенных пунктов, даже поселок, в котором родился Валерий Павлович. Невозможно даже сосчитать, сколько ему посвятили бюстов, памятных досок и мемориалов. Наиболее известен памятник, поставленный в 1940 году в Нижнем Новгороде. Автор – Исаак Менделевич. Чкалов отлит из бронзы и стоит на круглом постаменте, на котором видна географическая карта, где обозначены маршруты его героических полетов. Автор данного памятника был отмечен Сталинской премией. Также стоит памятник Валерию Чкалову и в США, в Ванкувере. Он имеет вид треугольника, а в середине виден самолет, пересекающий Северный полюс.