«Прости, мой неоцененный друг!»

Дашкова вынуждено удаляется от двора в 1765 году после небольшой размолвки с императрицей, вызванной конфликтом с тогдашним фаворитом Екатерины II Григорием Орловым. Спустя несколько лет Дашкова отправляется с детьми за границу, чтобы продолжить свое образование, расширить круг влиятельных знакомств и восстановить подорванное здоровье. Она путешествует по Англии, Голландии, Франции, Италии и Германии. Ее образовательная программа и круг интересов по своей широте и размаху напоминает предприятие Петра I времен «Великого посольства», когда молодой энергичный правитель по сути совместил дипломатическую миссию с «заграничной стажировкой». Во время своего «просвещенного» путешествия Дашкова составляет гербарий и собирает коллекцию природных минералов, изучает садоводство, а также встречается с философом и лидером «энциклопедистов» Дени Дидро, с которым обсуждает наиболее важные общественные вопросы современности. Чтобы лучше понять личность просвещенной княгини, очень показателен возникший между Дидро и Дашковой спор о проблеме крепостничества в России: философ настаивал на том, что русские крестьяне находятся в принудительном и жестоком рабстве, а Дашкова, наоборот, доказывала, что сначала нужно просветить народ, а потом уже освобождать его от пут крепостничества, так как «просвещение ведет к свободе», а «свобода без просвещения производит только анархию и беспорядок».

«Прости, мой неоцененный друг!»

Летом 1782 года Дашкова возвращается в Россию, и Екатерина II предлагает ей должность директора Академии наук. Пытаясь на практике воплотить просветительские идеалы, Дашкова ставит в центр внимания своего директорства вопросы хозяйственно-экономического уклада, научно-просветительскую и издательскую деятельность. Деятельный директор добилась, чтобы при Академии были открыты общедоступные публичные чтения, на которых знаменитые учёные могли прочесть всем желающим лекции по основным областям естественных и точных наук.

В отличие от петровской Академии наук, новая структура под руководством княгини Дашковой была предназначена, в первую очередь, для изучения русского языка и словесности. Устав Академии, или «Краткое начертание» был разработан самой Дашковой: «Главный предмет Российской Академии состоять должен в обогащении и очищении языка российского и в распространении словесных наук в государстве». Кстати, именно по инициативе Дашковой был издан в 6-ти частях с 1789 по 1794 годы «Словарь Академии Российской, производным порядком расположенный», первый толковый и словарь русского языка, насчитывавший свыше 40000 слов. Дашкова не только участвовала в его составлении, но и взяла на себя объяснение понятий, «имеющих отношение к нравственности, политике и управлению государством».

«Прости, мой неоцененный друг!»
Дашкова на фрагменте памятника Екатерине II

Дашкова в 1795 году способствовала публикации вольнодумной трагедии Якова Борисовича Княжнина «Вадим Новгородский», которая вызвала негодование Екатерины II. Императрица усмотрела в этом произведении пропаганду революционных идей, так как трагедия содержала много стихов, критиковавших самодержавную власть. В результате по высшему повелению трагедия была изъята и сожжена, а незадачливый издатель Дашкова вскоре была вынуждена уйти в отставку. В ноябре 1796 года в своём подмосковном имении Троицкое она узнала о смерти Екатерины II, а в декабре получила уже указ Сената об увольнении её со всех должностей. Вскоре Павел I приказал ей немедленно выехать в ссылку в имение сына в Новгородскую губернию «и оставаться в нём впредь до нового распоряжения». Последние годы жизни Дашковой были омрачены семейными несчастьями, тяжёлыми отношениями с дочерью Анастасией и неожиданной смертью в 1807 году в возрасте 44 лет сына Павла.

О самой княгине Дашковой современники судили по-разному — кто с восхищением, кто с завистью, а порою и в откровенно враждебном тоне. Одним она представлялась, прежде всего, женщиной честолюбивой, которая «добивалась первого места при государыне, даже желала заседать в Совете» (Г.Р. Державин). Другие полагали, что «она была бы на своём месте во главе государства, или занимая пост генералиссимуса или министра сельского хозяйства» (Кэтрин Вильмот). Несомненно одно — Дашкова была поистине уникальным явлением своего времени, сочетая одновременно и блестящие способности литератора, и знатока искусства, талант педагога и дальновидного политического деятеля.

автор: Мария Молчанова

источник: diletant.media

AesliB