Мастер воздушного боя Павел Пологов

В Сентябре 1943 года за мужество и высокое воинское мастерство, проявленные в схватках с врагами, командиру 163-го истребительного авиационного полка Подполковнику П. А. Пологову было присвоено звание Героя Советского Союза.

3 Апреля (по другим источникам — 15 Марта) 1944 года, во время боевого дежурства на прикрытии железнодорожного узла Ковель, во главе четвёрки истребителей Подполковник П. А. Пологов вступил в бой с группой немецких самолётов и одержал 3 победы, одну из них — тараном.

В тот день восьмёрка Як-9 получила приказ вылететь на поиск вражеских транспортных самолётов, которые систематически летали на помощь осаждённому в Ковеле немецкому гарнизону. Группу вёл Подполковник Пологов. Вскоре они заметили транспортные Ju-52, шедшие под охраной истребителей. Пологов приказал парам Лейтенанта Митикова и Капитана Подгорного атаковать «Юнкерсы», а сам с остальными навалился на истребителей. В первые же минуты схватки он сбил один самолёт врага. Однако «Юнкерсам» удалось прорваться сквозь заслон наших истребителей.

Мастер воздушного боя Павел Пологов

Тем временем, группа Пологова продолжала вести бой с истребителями. Взмыв вверх «Яки» устремились в атаку. Один из вражеских самолётов, прошитый очередями Пологова, камнем упал на землю. Увлекшись атакой, Подполковник сам оказался зажатым с двух сторон парой «Фоккеров».

Пологов пытался резким маневром уйти из — под атаки, но было уже поздно. Истребитель охватили языки пламени. Чтобы сбить его, лётчик бросил машину в пике. Не помогло. Кабина наполнилась дымом. Стало трудно дышать. Управлять самолётом с каждой минутой становилось тяжелее. Пламя подбиралось к лицу и рукам. Надо было срочно прыгать.

Отстегнув ремни и открыв колпак, Пологов вдруг увидел, как справа ему наперерез мчится «Юнкерс». Решение созрело мгновенно.Через мгновение винт «Яка» впился в хвостовое оперение транспортника…

Более 500 метров падал Пологов затяжным прыжком, чтобы противник не расстрелял его в воздухе. Парашют раскрылся лишь в 300 метрах от земли. Опустился он на нейтральной полосе. Вечером друзья встречали его на аэродроме. Спустя несколько дней, в сводке Совинформбюро от 9 Апреля появилось короткое сообщение:

«На одном участке Белорусского фронта лётчик Герой Советского Союза Подполковник П. А. Пологов, патрулируя над нашими позициями, встретился с 4 немецкими истребителями FW-190. В ожесточённой схватке Пологов сбил 2 самолёта противника. При этом машина Пологова получила повреждения и загорелась. В это время в районе боя появились 11 вражеских транспортных самолётов Ju-52. Подполковник Пологов на своём горящем истребителе врезался в их строй и протаранил один из «Юнкерсов». Наш лётчик выбросился с парашютом из горящей машины и благополучно приземлился на своей территории».

Мастер воздушного боя Павел Пологов

После лечения в госпитале Павел Андреевич был направлен на 6-месячные курсы в Военно — Воздушную академию.

Всего он произвёл более 600 успешных боевых вылетов, в 100 воздушных боях лично сбил 23 и в группе с товарищами 16 самолётов противника. Некоторые источники указывают и на другие цифры, так например в книге «Оренбургское лётное» указаны 29 личных побед в 750 боевых вылетах. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 25 личных и 12 групповых побед лётчика. ]

В годы войны П. А. Пологов воевал почти на всех типах советских истребителей: на И-16, ЛаГГ-3, МиГ-3 и Як-1 в 737-м ИАП; на Як-1, Як-7Б, Як-9 и Ла-5 в 163-м ИАП.

Спор о том: какой самолёт лучше — «Як» или «Ла», ведётся давно, и конца этому не видно. Тем важнее свидетельство П. А. Пологова, летавшего в годы войны на всех типах истребителей ВВС РККА. В конце войны он служил в вооружённом «Яками» 163-м ИАП, но техникам полка удалось восстановить один Ла-5, на котором и стал летать Павел Андреевич. Его фразу приводит в своей замечательной книге «Советские Асы» Николай Бодрихин: «Прикрывал на Ла-5 свои «Яки»…

После войны Павел Андреевич ещё некоторое время продолжал служить в ВВС. В 1949 году он демобилизовался и поселился в городе Свердловске (ныне Екатеринбург), где работал на одном из крупных заводов.

источник: airaces.narod.ru

AesliB