Пытаясь отвести удар реактивного учебно-боевого самолета Л-29, который приходился на здание сельской школы, майор Вячеслав Шаповал до последнего сжимал в руках штурвал, отказавший из-за возгорания электропроводки. О случившейся в 1971 году авиационной катастрофе, в результате которой могли погибнуть школьники и сотни жителей донского села Хлеборобное, предпочли умолчать.
Он совершил подвиг аналогичному подвигу Капустина и Янова, о которых Александра Пахмутова написала песню «Огромное небо». Только о двух летчиках узнали со временем многие люди, их наградили высокими правительственными наградами, а благодарные жители Берлина, на головы которых мог упасть поврежденный самолет, поставили в честь советских пилотов памятник. О подвиге донского летчика Вячеслава Михайловича Шаповала сегодня мало известно потому, что обстоятельства трагедии не были преданы широкой огласке.
Тревожная тишина в кабине летевшего самолета
Под крылом его самолета простиралась огромная донская степь. Все в этот момент шло нормально: мотор работал хорошо, учебный полет с элементами сложного пилотажа подходил к концу, как вдруг, Шаповал почувствовал, что с самолетом происходит неладное. А потом наступила мучительная тишина. Опытный летчик со всей очевидностью понял, что его машина может сейчас рухнуть на жилые постройки небольшого донского поселка Хлеборобное, что раскинулся привольно по донской степи.
Под крылом падающего самолета – сельская школа
Изо всех сил Шаповал попытался вывернуть руль – машина на какое-то время неожиданно заработала. И снова летчик увидел под крылом большое длинное здание, где располагалась сельская школа. 31 августа 1971 года здесь собралось много людей, чтобы накануне 1 сентября провести субботник и подготовиться к проведению торжественной линейке по случаю начала нового учебного года.
Летчик мог в любой момент покинуть кабину самолета с помощью катапульты, но тогда бы его машина врезалась в школу, и погибли бы дети. Допустить такого он не мог и кабину самолета не покинул, несмотря на приказ с земли об оставлении разрушающегося самолета. Решение пришло мгновенно – бесповоротно для себя он решил, что отведет падающий самолет.
Курсант благополучно катапультировался
Шаповал приказал курсанту, находившему на втором месте пилота катапультироваться, а сам стал отводить реактивный самолет от школы. Обеспокоенные сильными звуками, доносящимися с неба, на школьное крыльцо выбежали люди. Они увидели, что на них несется стальная машина, от которой отделилась черная точка – это выстрелила катапульта с курсантом. А самолет неожиданно отвернул в сторону. На глазах десятков людей машина резко пошла вниз.
Достойные наследники пилотов Великой Отечественной войны
Майор Шаповал служил в Зерноградском авиационном полку, который в результате ельциновских реформ 1992 года был расформирован, а фактически прекратил свое существование, чтобы возродиться через много лет: в 2015 году здесь стала дислоцироваться одна из армейских авиационных бригад. В небо, наконец, здесь стали подниматься боевые вертолеты и самолеты. Но о печальной участи авиационного отряда в 1971 году никто не знал – все были заняты главной задачей – быть всегда готовыми к отражению воздушных атак со стороны предполагаемого противника.
Зерноградский авиационный полк стал наследником боевого полка имени Героя Советского Союза Николая Глазова, летчика-аса, совершившего 537 боевых вылетов и погибшего в результате воздушного тарана: когда закончились боеприпасы, он направил свой самолет в фюзеляж немецкого самолета-корректировщика. Этот самолет за характерное построение двухбалочных крыльев получил прозвище «Рама». Он считался одним из самых вредоносных потому, что после его облетов, на головы советских солдат сбрасывали свои бомбы вражеские бомбардировщики. Когда Николай увидел «Раму», он не мог допустить, чтобы разведчик вернулся в немецкий стан целым и передал важную информацию. Несмотря на сумерки, Глазов направил свой самолет прямо в «Раму». Он погиб, но врага уничтожил.
Об этом после войны говорили летчики в Зерноградском полку и старались готовиться как можно лучше сами и подготавливали также отлично» своих курсантов.
Вячеслав Шаповал работал в полку летчиком-инструктором: он обучал курсантов умению точного маневрирования на самолетах новой модификации Л-29А.
Вячеслав родился посередине войны
Слава был связан с войной с малолетства: он родился в годы Великой Отечественной войны, 1 декабря 1943 года в старинном селе Грачев-Куст, основанном в 1823 году в Саратовской области на берегу реки Сестра. Она разделили деревню на два берега и чтобы пробраться на другую сторону, надо было пройти по узенькому деревянному мостику. Слава, подрастая, сначала с матерью, а потом уже сам любил переходить через эту водную преграду и не мог понять, почему его мама так боится реки, ведь он, Славик совсем не опасается этой глубокой речки и отважно ступал он своими маленькими ногами на хлипкие деревянные доски, покачивающиеся при каждом шаге. С этого начиналась его закалка характера – он рос храбрым человеком. И старался помогать своей матери, чем мог: дети, рожденные в войну, рано взрослели и брали на себя ответственность за порядок в доме и в хозяйстве. У Славы был целый перечень дел, которые он должен был переделать, когда его мать вернется затемно с работы.
Виделись они редко, и потому очень сильно гордилась простая женщина тем, что ее сынок, выпестованный в военное лихолетье, рос сообразительным мальчиком, хорошо учился, а после школы сразу же поступил в летное училище, навсегда покинув родные края в возрасте 18 лет. Он пополнил ряды курсантов одного из старейших училищ России: Качинское высшее военно-авиационное Ордена Ленина Краснознаменное училище имени А.Ф. Мясникова было образовано в 1910 году и прекратило свое существование в 1998 году на волне реформ.
Талантливого курсанта оставили преподавать
Годы обучения пролетели незаметно. Вячеслав надел погоны младшего лейтенанта, поцеловал красное знамя родного училища, но покинуть его не смог потому, что талантливого выпускника заметили и предложили ему заняться обучением других курсантов. Постепенно преподавательский талант Шаповала заметили и в другом училище – ему предложили перевестись в Ейское летное училище, где он также выполнял работу летчика-инструктора и подготавливал курсантов.