Команда его молодости

— Основным козырем того нашего триумфа как раз и оказалась верно выбранная нами тактика, — волнуясь, будто это произошло только вчера, вспоминает Якубов. – Дело в том, что на последнем этапе наши два экипажа шли стабильно на третьем и четвертом местах сразу за «Татрой». Конечно, каждый из КАМАЗов рвался вперед, но я тогда твердо настоял на том, чтобы они держались рядом. Помню, споры не прекращались ни на день. Пилоты возмущались: отпусти нас в отдельности, и мы сможем ехать быстрее, а значит, и привезем результат. Но я стоял на своем: «Только вместе! В случае форс-мажорных обстоятельств вы друг другу оперативно помочь сможете». Как они менялись по ходу движения? Поскольку тот, кто приходил первым, показывал лучшее время, и, по идее, мог и стартовать первым, я его заставлял ждать второго. Дальше они опять шли вместе. В результате второй добивался лучшего времени, т.к. первый его ждал. Мои расчеты полностью подтвердили мое упрямство: на каждой из машин случались такие поломки, которые бы в одиночку экипажи устранить не смогли. После этого пилоты успокоились и больше не заводили разговоры о своем лидерстве.

Команда его молодости

Труднее всего пришлось ближе к финишу. Теперь надо было определять, кому стать третьим в гонке. Решали это в сумерках перед последним стартом. Согласитесь, ситуация не из легких, ведь один из экипажей, по сути лишал подиума. Пришлось бросать монетку. И, если один относительно спокойно реагировал на жребий, то другого это решение просто выводило из себя. Но тогда все разрешилось благополучно, и назначенный третьим сумел даже стать вторым. Эта гонка стала толчком в спортивном росте, она подтвердила, что движется команда в правильном направлении, и что очень даже может бороться за победу.
Правда, как назло следующие четыре года участия в Дакаре команду преследовали постоянные неудачи. Конечно, команде еще не доставало опыта, оперативного реагирования руководства на обстановку гонки и т.д. – все это не могло не сказаться. И, хотя в 96 году победа пришла, Якубов посчитал ее по сути, вымученной — как он говорит, соперника брали измором, и удовлетворения от этого не было никакого. Пришлось ему садиться в кабину в качестве штурмана, чтобы еще и еще раз тщательно анализировать каждую мелочь в работе экипажа. Набираться боевого опыта – так как своей базы не было – выезжали в Марокко.
Уверенность пришла позже – созрели, по утверждению Якубова, только к 2000 году. Тогда он впервые поехал штурманом с Владимиром Чагиным, который уже давно просился за баранку. В том году, как считает Якубов, наступил перелом в сознании, пришло полное понимание того, за счет каких именно факторов достигается успех. И он заставил судьбу работать на команду: Чагин со штурманом Якубовым таки выиграли Дакар! Себя в это время Семен Семеныч уже, как вспоминает, начал сравнивать с музыкантом, четко ведущим свою партию по нотам. И хотя в следующем году КАМАЗы участия в гонках не принимали, но последующие неизменно заканчивались их полным триумфом. Семь раз победителем был экипаж Чагина, дважды – Фирдауса Кабирова.

ФОРМУЛА ПОБЕД

Ее сформулировала супруга Якубова Ольга, его верный товарищ, разработавшая дизайн команды, отмеченный госпремией РФ:

-Что помогало нам на Дакаре, ведь побеждали уже 14 раз? Разве наши машины намного лучше, чем Ивеко, Татра? Наверное, не намного, где- то этот баланс технической новизны хрупок, порой близок, а порой, мы робеем, увидя новые технологии, нам пока недоступные. Можно ли говорить, что наши пилоты лучше, чем соперники — Стейси, Биазон Де Рой, Алес? Не берусь это утверждать. Уровень водительский, штурманский тоже сравним. Тогда за счет чего же мы неизменно получаем преимущество? Я считаю, оно в концепции духа, нам, похоже, каждая победа нужнее, чем им, поэтому ребята сами весь подготовительный период своими руками совершенствуют технику. Мы хотим победы больше, для нас она жизненно необходима. Для них же это просто труд и слава, и какие то деньги, которые у них и так есть.

Были разные ситуации у нас по жизни, был даже приказ команду распустить и на участке создать другое производство. Помню, Семен Семеныч заявил: я этот приказ выполнять не буду. Тогда даже невесть откуда появились влиятельные покровители. Среди них и Борис Березовский, который предлагал мужу возглавить строительство трассы Формулы- 1 вокруг Москвы. Я, признаюсь, тогда в тот момент обрадовалась – все же столица, а он внимательно посмотрел на меня и сказал: «Я человек заводской трубы, и из этого завода никогда не уйду». Он любит его, этот город, в который приехал, где грязь месил, где спал на стульях, потому что промежутки между сменами были от двух часов ночи до шести утра, и не было смысла ехать домой. Он ночевал в кабинете, когда собирал главный конвейер автосборочного цеха, когда надо было сдавать по 1000 машин в месяц. Когда всех управленцев и инженеров каждую субботу отправляли на конвейер гайки крутить, чтобы выполнить годовую программу 120 тысяч машин в год. Он прошел через все это, через понимание, что эти машины, нужны стране. Он человек железа, труда, ответственности.

К словам супруги мастера стоит добавить строгий, тщательный подбор кадров в команду. Многолетний опыт в этом направлении показал: по определению нет видов автоспорта, где можно получить готовыми для нее подходящие кандидатуры. Первоначальное приглашение именитых спортсменов привело к тому, что они прямо на первых этапах выводили машины из строя, пытаясь достичь результата с помощью предельных скоростей. Но ралли, считает Якубов, не гладкий асфальт, а пересеченная местность. И здесь скорости должны соответствовать преодолеваемым препятствиям. Пришлось отбирать людей из тех своих, кто не знал ничего другого, кроме автотехники. Таким, к примеру, стал нынешний руководитель команды Владимир Чагин, который успешно занимался техническими видами спорта, блестяще разбирался в автотехнике, но до появления в команде участия ни в каких автосоревнованиях не принимал. Он рос и воспитывался в заводской атмосфере, которая помогла ему вырасти от механика до блестящего пилота — рекордсмена.

Будущая смена куется в семьях камазовцев — там детям буквально с молоком материнским прививают чувство патриотизма, уважения и преданности родному заводу. Эстафету перехватывают сегодня представители нового поколения, к примеру, победитель Дакара-2017 Эдуард Николаев. Он сын спортсмена, ведущего сотрудника технического центра. Когда Эдик попросился в команду после школы, ему поставили условие: это хорошо, что ты всерьез увлечен техникой и спортивной гимнастикой, но без высшего образования тебе делать у нас нечего. Такая традиция. Институт он закончил, и его взяли команду. Дебютировал в качестве механика в экипаже, воспитанием его, кстати, занимался Чагин, поэтому Эдуард много чего перенял у него: подходы, высокое чувство ответственности и даже чагинский стиль вождения. На сегодня у 33-летнего Эдуарда три «бедуина» — главных Дакарских наград! Один — полученный в качестве механика в экипаже Чагина и два – в качестве пилота.

РИСК ЭТО ТАЙНА

Боится ли создатель команды, что победители могут забронзоветь?

— Нет, считает он, — иначе вся наша работа с ними была напрасной. Ребята, триумфально выступившие на соревнованиях, понимают, что на их победу весь коллектив, не покладая рук, трудился целый год. Осознают, что продолжают славные традиции, которые обязаны умножать, и что вслед за ними, придут такие же, как и они жаждущие побед.

Команда его молодости

Думал ли создатель команды, что, приглашая в нее юных, он обрекает их на риск, который в этом травмоопасном виде спорта более чем реален? Это и колоссальное напряжение экипажей в процессе гонки, и ежесекундный поиск единственно верного решения на трассе, изобилующей непредвиденными препятствиями, уже не говоря об искусстве владения автомобилем. Надо быть и высоким профессионалом, и универсалом в едином лице. Опасность, считает он, присутствует всегда, но риск, без которого невозможен высокий результат, нельзя доводить до абсурда. Признается, что участвуя в гонках, всегда оставался мальчишкой, даже в свои 60 лет, когда, завоевывая первые места, не считал этот возраст для себя предельным. В принципе, говорит Семен Семеныч, риск сопровождает любой вид спорта, даже шахматы, где можно нарваться при определенных обстоятельствах на инсульт… Но, — добавляет он с улыбкой, — в риске заложена тайна – это гораздо лучше, чем вялотекущая повседневная жизнь.

Между прочим, когда Семен Семеныч говорит об опасности, риске, он знает, о чем речь. На Ралли Дакар 2007 года грузовик Чагина, Якубова и Савостина при обгоне одного из джипов в условиях фактически нулевой видимости перевернулся, наткнувшись на груду камней. Кузов КамАЗа оторвало, кабину сплющило, каркас безопасности смялся. Удивительно, но несколько участников гонки, ставших очевидцами этой аварии, проехали мимо, не остановившись и не оказав никакой помощи. Чагин тогда получил сильнейшее сотрясение мозга, оказавшись зажатым в искорёженной кабине, механик Савостин -_ компрессионный перелом позвоночника. Штурман Якубов сломал руку, повредил шею и колено, но, отказался от эвакуации и остался на месте аварии около обломков грузовика, чтобы их не украли местные жители. А был еще случай, когда только поразительное хладнокровие и интуиция Якубова помогли его экипажу уцелеть на трассе, заминированной местными африканским повстанцами. Да мало ли таких случаев…

Заслуженный мастер спорта, лауреат Госпремии РФ Семен Якубов в канун семидесятилетия вывел свою формулу счастья. У каждого появившегося на свет человека, уверен он, своя предопределенность. И если ему удается в полной мере себя в ней реализовать – значит, он нашел свое счастье. Якубов счастлив, что ему в этом смысле повезло — своей главной победой он считает, стала та самая команда, равной которой на сегодня в мире нет.

автор: Анатолий ЖУРИН

источник: rosgeroika.ru

AesliB