Десантник № 1 генерал армии Маргелов

Первые успешные учения

В 1970 году на учениях «Двина» около трех тысяч десантников разом свалились на голову условного противника – такого еще не видели. На командной трибуне большая часть генералов была в восторге, а уж когда в атаку пошли боевые машины десанта, на трибуне раздались аплодисменты. Но командующий ВДВ Маргелов был недоволен: оказалось, что большую часть экипажей относило в сторону на десятки метров, экипажам приходилось тратить драгоценное время, чтобы добраться до своих машин. В реальных боевых условиях это означало верную смерть большинства десанта.

Экипаж – внутри машины боевой

Маргелов предлагает еще одну революционную идею для того времени – экипаж должен десантироваться не отдельно, а внутри машины. Но в эту идею высокопоставленные чиновники мало верили: они считали, что командующий перегнул палку. Неожиданную поддержку Маргелов нашел в лице разработчиков космических аппаратов, которые смогли воплотить основную задумку командующего, создав многокупольную систему «Кентавр». В 1971 году система была готова к государственным испытаниям, но выяснилось, что нет специальной системы обеспечения спасения экипажа, который в случае возникновения чрезвычайной ситуации был обречен на гибель внутри железной машины. Но конструкция боевой машины десанта просто исключала размещение внутри дополнительных устройств. Однако конструкторы нашли выход: они создали подушку безопасности снаружи, которые срабатывали при соприкосновении с землей.

Десантник № 1 генерал армии Маргелов

Но никто не давал свое «добро» на генеральные испытания с человеком внутри машины. И тогда Маргелов пошел на прием к министру обороны Гречко и убедил его, что первым испытателем новой машине будет Александр Маргелов, последний, пятый его сын. За время войн он, отец видел много слез матерей и жен и поэтому он не хотел в случае непредвиденной ситуации, чтобы его снова ткнули пальцем.

Десантник № 1 генерал армии Маргелов

Пачку «Беломора» Маргелов выкурил за 20 минут

С военного аэродрома, расположенном в окрестностях города Тулы поднялся в 1972 году самолет Ан-12, на борту которого были готовы к первому прыжку в кабине 18-ти тонной машины командир Александр Зуев и оператор-наводчик Александр Маргелов. Они сидели в специальных креслах, которые были сконструированы по типу космических, но никто не давал никаких гарантий сто процентной безопасности: ведь никто и никогда в мире не прыгал с парашютом в железной машине. А по кромке поля ходил отец и беспрестанно курил: пачки «Беломор-канала» было ему мало, он очень сильно переживал. И вот, наконец, все увидели, как из самолета вывалилась машина, раскрылись все парашюты, несколько минут полета – машина приземляется, оттуда выскочили целыми и невредимыми два члена экипажа, они расчехлили машину и на полном ходу подъехали к трибуне. Не дослушав доклад сына, Василий Маргелов крепко его обнял. Революционный прорыв в десантировании был совершен, с этого момента десант приобрел многофункциональность: теперь десантники могли не только высаживаться и выполнять задачу по обороне части территории, но и развивать дальнейшее наступление вглубь обороны противника.

Десантник № 1 генерал армии Маргелов

 

Второй полет сына Маргелова на «Реактавре»

Но и на этом Маргелов не остановился: он стремился к наивысшей боеготовности и отчетливо видел ряд недостатков нового вида десантирования, несмотря на восторженные отзывы, необходимо было подумать над тем, как упростить парашютную многоступенчатую систему, на которой спускалась машина. Перед десантированием необходимо было упаковывать несколько парашютов в строгой последовательности, а потом руками заталкивать машину на борт самолета. А это в боевых условиях, когда каждая минута на счету, было непозволительной роскошью, недопустимой в принципе. Маргелов поставил задачу – разработать однокупольную систему. И в 1975 году она была создана. Машина своим ходом поднималась на борт самолета – ничто не мешало ее движению. В январе 1976 года впервые в мире было проведено успешное испытание комплекса «Реактавр», в ходе которого боевая бронированная машина – внутри сидели два члена экипажа — успешно приземлилась на парашюте. И снова испытателем был сын, Александр Маргелов и подполковник Леонид Щербаков.

Десантник № 1 генерал армии Маргелов

Бюрократические игры нового министра

Однако для Василия Маргелова наступили не лучшие времена: после смерти министра обороны Гречко управлять армией стал Устинов, который стал очень быстро избавляться от тех, кого считал угрозой своему авторитету. А слава Маргелова раздражала военного министра. И первыми «пострадавшими» в этой борьбе амбиций стали испытатели – Александр Маргелов и Леонид Щербаков — новой машины: их представление на звание Героя Советского Союза было не принято, бумаги погрязли в бюрократической волоките. Спустя только 20 лет они смогли получить заслуженные награды. Правда, испытатели стали Героями Российской Федерации.

Но в то время вокруг Маргелова тучи стали сгущаться: он мечтал дослужиться до 50-летия воздушно-десантных войск, но за 20 месяцев до этой даты его перевели в Военную инспекцию, где он занимал почетную должность по приему экзаменов в училищах, готовивших десантников.

Десантник № 1 генерал армии Маргелов

Главные постулаты Маргелова

Недаром главные постулаты, внедренные Маргеловым в десантные войска стали на долгие годы приоритетными в ведении боевых действий: это — маневренность, высокая огневая мощь, броневая защита и умение находить даже в самых безвыходных ситуациях возможность для сохранения жизни бойца. Поэтому все вооружение и обмундирование подгонялось со специальным расчетом, оно было очень удобным в использовании: взять хотя бы складывающийся приклад и вес стрелкового оружия.

Десантник № 1 генерал армии Маргелов

Имя Маргелова стало легендой на века, оно стало священным покрывалом для десантников, уважительно называющих его «дядя Вася». Он поднял десантников на такой престижный уровень, что конкурс в училища превышал даже лучшие актерские вузы страны, а те, кто не поступил, ночевали около дверей Рязанского училища в надежде снова поступить сюда.

Десантник № 1 генерал армии Маргелов

В трудных ситуациях каждый человек ищет для себя какие-то внутренние точки опоры, которые помогают ему, в конце концов, преодолевать трудности и невзгоды. Пример Маргелова стал для многих людей главным опорным пунктом судьбы. Фундамент базовых решений, созданный Василием Маргеловым, до сих пор служит бойцам десантных войск. Они испытывают к нему, своему отцу-создателю безграничное, ни с чем несравнимое уважение.

Специально для AesliB, Полина Ефимова

AesliB