Боевая девушка — орлица Антонина Худякова

Родилась 20 июня 1917 года в деревне Новая Слобода, ныне Карачевского района Брянской области, в крестьянской семье. В 1939 году окончила Бежицкий машиностроительный техникум, в 1940 году —...

Родилась 20 июня 1917 года в деревне Новая Слобода, ныне Карачевского района Брянской области, в крестьянской семье. В 1939 году окончила Бежицкий машиностроительный техникум, в 1940 году — Херсонскую авиационную школу. Работала лётчиком-инструктором в Орловском аэроклубе. С октября 1941 года в рядах Красной Армии. В 1942 году окончила Курсы усовершенствования командного состава.

С мая 1942 года на фронтах Великой Отечественной войны. Особенно отличилась в Белорусской операции. Наносила удары по коммуникациям противника на Могилёвском, Минском и Гродненском направлениях.

К маю 1945 года заместитель командира эскадрильи 46-го Гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка (325-я ночная бомбардировочная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, 2-й Белорусский фронт) Гвардии старший лейтенант А. Ф. Худякова произвела 926 боевых вылетов на бомбардировку войск противника. Сбросила 130 тонн бомб, вызвала 173 очага пожаров, уничтожила 3 склада, 12 автомашин, 2 переправы, 1 железнодорожный эшелон, подавила огонь 4 батарей, разбросала в тылу врага 8 млн. листовок. 15 мая 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоена звания Героя Советского Союза.

Боевая девушка - орлица Антонина Худякова

После войны — в запасе. Жила в городе Александрия Кировоградской области (Украина). Умерла 17 декабря 1998 года. Похоронена в Александрии.

Награждена орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 1-й степени (трижды); медалями. Почётный гражданин городов Александрия и Карачев. В городе Александрия на доме, в котором жила Героиня, установлена мемориальная доска.

*   *   *

Фронтовой аэродром! Название громкое. На самом же деле обыкновенная поляна, окаймлённая густым орешником. В его искусно переплетённых ветвях замаскированы самолёты У-2 женского авиационного полка. В крыльях и фюзеляжах машин пробоины. Их ещё не успели залатать после ночного вылета. Мешала техникам фашистская авиация. Начнут около машин хлопотать, а фашисты тут как тут. «Мессеры» и «Фоккеры» так и рыскали парами в небе в поисках лёгкой добычи. Над аэродромом часто и надрывно гудел вражеский самолёт-разведчик. Курсом на восток проплывали тяжело гружённые бомбами «Юнкерсы».

Под натиском врага отходил фронт. Пятился и женский авиационный полк. Сколько уже аэродромов сменили. Лето и осень 1942 года были очень тяжёлыми. Однако и в этих трудных условиях воины полка не падали духом, а твёрдо верили в нашу победу и мужественно сражались с врагом. Летая на самолётах У-2 в ночное время, они наносили фашистам смелые и меткие удары. Расскажем об одном из отважных авиаторов этого полка — лётчице Тоне Худяковой, всегда бодрой, энергичной и мужественной девушке.

Однажды ночью экипажам У-2 было поручено нанести бомбовый удар по железнодорожному узлу. По данным разведки, на этой крупной станции фашисты сосредоточили несколько эшелонов с боевой техникой и боеприпасами. Летели наши ночные бомбардировщики в колонне по одному. К удивлению лётчиков, противник встретил самолёты редким зенитным огнём. Оказалось, что эшелонов на железнодорожных путях уже не было.

— Неужели придётся напрасно тратить бомбы? — с огорчением подумала Худякова. — А может быть, стоит довернуть на запасной объект.

Лётчица и штурман её самолёта Катя Тимченко имели кроме основного несколько запасных целей. Тут же, в воздухе, экипаж решил: бомбы на станцию не бросать, задание выполнять по второму варианту. Перед тем как стать на боевой курс, лётчица убрала обороты двигателя до минимальных. Мотор работал почти бесшумно. Вдруг впереди самолёта в небо упёрся луч вражеского прожектора. За ним ещё один. Потом третий. У экипажа укрепилась уверенность, что в лесочке, который Худякова и Тимченко избрали как объект для бомбометания, фашисты что-то прячут.

Штурман сбросила бомбы с одного захода, а Худякова, скорее по привычке, чем по необходимости, выполнила противозенитный маневр. Но не успела лётчица вывести свой У-2 из крена, как на земле встало огромное пламя.

— В склад попали! — закричала Тоня. — Теперь ясно, куда со станции фашисты снаряды увезли.

Прилетела Худякова на свой аэродром, совершила посадку и бегом к командиру. Доложила обстановку. Всю ночь эскадрилья У-2 с разных заходов бомбила фашистский склад. Уже давно наступил день, а взрывы в лесочке всё продолжались…

Конечно, не всегда так удачно получалось. Нередко жизнь девушек, как говорится, висела на волоске. Особенную трудность в тот период представляли полёты в горах, над морем. Сложно было бомбить противника и по расчёту времени, из-за облаков. К тому же на этом участке фронта у фашистов действовали ночные истребители. В светлые ночи они подкарауливали наши У-2. В очень сложную переделку попал тогда экипаж Худяковой. Два первых вылета в ту ночь прошли благополучно. Но третий чуть не кончился трагически. На подходе к объекту бомбометания их У-2 был атакован истребителем. Его пулемётные трассы, казалось, прошили машину Худяковой. Она и до сих пор не знает, попал тогда фашист или нет, потому что дальше началось невообразимое. Тоня, спасаясь от огня фашистского аса, решила прикрыться облачностью. Но облака были тонкими, и скоро У-2 уже летел под их нижней кромкой.

Боевая девушка - орлица Антонина Худякова

Тут-то и заговорили вражеские зенитки. Лучи прожекторов слепили Худяковой глаза. Осколки снарядов, пулемётные трассы секли обшивку крыльев, дырявили фюзеляж. Самолёт перешёл в беспорядочное падение. Настолько очевидной была гибель экипажа и машины, что фашисты прекратили стрельбу по ней. Но, как только Тоня почувствовала, что огонь зениток ослаб, а прожекторы уже оставили их, она вывела самолёт из беспорядочного падения в горизонтальный полёт.

На аэродроме Худякова доложила командиру о благополучном возвращении и хотела остановиться на подробностях. Но майор Бершанская положила ей руку на плечо:

— Дальше можно не докладывать. Мне всё известно. Два экипажа видели, как фашисты расстреливали ваш самолёт и как падал он в лучах прожекторов. Горжусь, что командую такими лётчицами!

Выстоять и победить. Победить не только силой оружия, но и силой духа. Тоня Худякова, передовая комсомолка-лётчица, хорошо понимала свою задачу, старалась в каждом полёте нанести противнику сильный удар. Тоня не была какой-то особенной. Нельзя сказать, что ей везло на фронте, хотя за 926 боевых вылетов она ни разу не была ранена, ни разу её самолёт не сбивали. Характер у Худяковой твёрдый. Привыкла всё делать обстоятельно. На совесть. Трудностей смолоду не боялась, а училась преодолевать их. От своего слова не отступалась.

Ровесница Октября, воспитанница ленинского комсомола, она всегда находилась в коллективе, была его душой. Закончила машиностроительный техникум, работала на вагоностроительном заводе. Была специалистом по сварке металла. Увлекалась парашютным спортом. Потом поступила в аэроклуб. Приходилось вставать рано, ложиться поздно. Недосыпать. Её отговаривали:

— Что себя мучаешь? Всё равно лётчицей не будешь.

— Буду, — возражала Тоня. — Сейчас каждый член ВЛКСМ должен иметь военную специальность!

Худякова стала не только лётчицей, но и инструктором аэроклуба. Уже на фронте она с удовлетворением вспоминала, что 40 её воспитанников, которым она дала путёвку в небо, тоже бьют фашистов. И в женском полку Тоня продолжала помогать молодёжи. В один из вечеров она услышала, что приборист Голубева мечтает стать штурманом, а Нина Ульяненко — лётчицей. Худякова взяла шефство над боевыми подругами. С её помощью опытным штурманом стала и авиационный техник Тома Фролова.

— Нам воевать до победы, — говорила Тоня подругам. — Учитесь, девушки, бить врага!

К качеству неутомимого агитатора у Худяковой прибавилось ещё и качество организатора. Скоро Тоня стала лейтенантом и командиром звена, хорошим командиром: она умела сочетать требовательность с чуткостью, строгость с заботой о подчинённых. Худякова учила экипажи своего звена искусству воевать. Перед каждым вылетом она объясняла лётчицам, как правильно использовать в полёте скорость и направление ветра, высоту облачности, темную, неосвещённую сторону горизонта. Много различных тактических вариантов, помогавших перехитрить врага, давно уже усвоила Антонина и старалась свой опыт передать подчинённым. Строго требовала, чтобы лётчицы, штурманы, технический состав беспрекословно выполняли уставы и наставления, приказы старших начальников, были честными и правдивыми. Сама она в этом отношении всегда служила примером.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...
Adblock
detector