Бесстрашный лётчик Иван Моторный

Родился 29 августа 1918 года в селе Мешково — Погорелово, ныне Жовтневого района Николаевской области, в семье рабочего. Окончил 8 классов, работал токарем на заводе, учился в аэроклубе. С 1937 года в Красной Армии, год спустя окончил Одесскую военную авиационную школу пилотов.

С началом Великой Отечественной войны лейтенант И. П. Моторный в действующей армии. С октября 1941 года по октябрь 1944 года служил в составе 512-го ИАП (53-го ГвИАП); затем, по май 1945 года — в Управлении 185-й ИАД. Отличился в период Сталинградской битвы.

Бесстрашный лётчик Иван Моторный

К концу 1942 года командир 512-го истребительного авиационного полка (220-я истребительная авиационная дивизия, 16-я Воздушная армия, Донской фронт) капитан И. П. Моторный совершил 453 боевых вылета, участвовал в 117 воздушных боях, сбил 15 самолётов противника.

28 января 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

С 1946 года майор И. П. Моторный — в запасе. Жил и работал в Риге. Умер 11 июля 1973 года.

Награждён орденами: Ленина (дважды), Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 1-й степени; медалями.

*    *    *

В Великую Отечественную войну Иван Моторный вступил командиром звена 512-го истребительного авиационного полка, в котором вырос до командира полка. Проявил себя бесстрашным лётчиком, умелым командиром. До конца 1941 года одержал 4 победы.

Осенью 1941 года лётчики 512-го авиаполка прикрывали действия частей 38-й армии. В частности, в начале октября успешно штурмовали скопления самолётов противника на аэродроме близ Полтавы. При этом наиболее эффективными были удыры эскадрилий во главе с командиром лейтенантом И. П. Моторным и военкомом лейтенантом Г. Я. Кузнецовым.

К середине июня 1942 года героическими усилиями войска 38-й армии сорвали операцию «Вильгельм». Враг был остановлен на рубеже, проходившем по реке Великий Бурлук до Ново — Николаевки и далее через станцию Булацеловку до Богодаровки, а 81-я стрелковая дивизия удержала плацдарм за Северным Донцом южнее села Савинцы. И это вопреки огромному превосходству противника в силах и средствах, и несмотря на то что группировка и пехотные дивизии врага имели непрерывную поддержку своей авиации, господствовавшей в воздухе и совершавшей в среднем ежедневно по 1500 — 1800 самолёто — вылетов.

Бесстрашный лётчик Иван Моторный

Следует отметить, что и в условиях подавляющего превосходства воздушных сил противника наша авиация оказала большую помощь войскам армии. Её воины с уважением и благодарностью говорили об отважных лётчиках 512-го истребительного авиаполка лейтенантах Петре Дзюбе, Геннадии Дубенке, Василии Сироштане, старшем политруке Г. Я. Кузнецове, старших лейтенантах В. Н. Макарове и И. П. Моторном, неизменно выходивших победителями из воздушных схваток с врагом.

Особенно широкую известность приобрел бой пары И. Моторного и В. Макарова с четвёркой новейших Ме-109G-2, когда наши лётчики, возвращаясь из Саратова на свой аэродром под Сталинградом на только что полученных облегчённых Як-1, сбили 2 «Мессершмитта». Это стало наглядным свидетельством высоких боевых качеств нового истребителя, и потому неудивительны десятки описаний этого боя в листовках, фронтовых и центральных газетах.

Немало блестящих побед одержал он в небе Сталинграда. Так, 23 августа 1942 года капитан И. П. Моторный, следуя во главе 6 «Яков» 512-го ИАП, в районе хутора Вертячий встретил более 60 самолётов противника и, несмотря на численное превосходство, смело вступил с ними в бой, сбил 2 вражеских истребителя.

На фронте у Моторного было много боевых побратимов, но особенно он ценил дружбу с Героями Советского Союза В. Макаровым и З. Семенюком. Слава об этой неразлучной троице гремела по всему фронту. У каждого на счету было по два десятка воздушных побед. Только в небе Сталинграда они уничтожили 44 вражеских самолёта.

Бесстрашный лётчик Иван Моторный

В октябре 1942 года 16-я Воздушная армия обеспечивала частные операции и контрудары общевойсковых армий. Нужно было измотать врага и отвлечь его силы от главных направлений. Одна из таких частных операций под кодовым названием «Дон» проводилась ударной группой Донского фронта в середине Октября. Воздушная армия в этой операции выполняла следующие задачи: вела борьбу с авиацией противника, уничтожала вражеские войска перед фронтом, содействовала войскам 24-й и 66-й армий в прорыве обороны противника, вела воздушную разведку и разрушала переправы через Дон.

Об успешной борьбе с вражеской авиацией свидетельствуют воздушные бои 16 октября, когда истребители одной лишь 220-й истребительной авиационной дивизии сбили 9 и подбили 4 вражеских самолёта. Победителями этих боёв были лейтенант В. И. Иванов (сбил 2 Ме-109), сержант Логачев, батальонный комиссар И. М. Мамыкин, капитаны И. П. Моторный и З. В. Семенюк, старшие лейтенанты В. Н. Макаров и П. П. Ратников, младшие лейтенанты Мартынов и Б. М. Ривкин.

В ноябре 1942 года Моторный был назначен командиром 512-го авиаполка (в январе 1943 года ставший 53-м Гвардейским ИАП) и, продолжая активно вести боевую работу, одержал ещё несколько воздушных побед.

Бесстрашный лётчик Иван Моторный

За боевое мастерство и мужество капитан И. П. Моторный в 1942 году был награждён орденом Ленина и двумя орденами Красного Знамени. К началу 1943 года выполнил 453 боевых вылета, провёл 117 воздушных боёв, в которых сбил 15 вражеских самолётов. В последующем этот счёт был увеличен.

Летом 1943 года лётчики 53-го Гвардейского ИАП участвовали в боях на Орловско — Белгородском направлении.

8 июля шестёрка Як-1 и пара Р-39 из 1-й ГвИАД (ведущий — командир 53-го ГвИАП Герой Советского Союза Гвардии майор И. П. Моторный) вылетела на прикрытие войск. Лишь один младший лейтенант Березин считался новичком, а остальные были испытанными бойцами, одержали по несколько побед над Сталинградом. В районе Поныри — Ольховатка они обнаружили большую группу Ме-110, уже бомбивших наши позиции. Облачность вынудила советских лётчиков рассредоточиться попарно и помешала всей группой обрушиться на врага. При этом пара Героя Советского Союза Гвардии майора В. Н. Макарова сначала атаковала «Мессеры», а затем помешала подходившим «Юнкерсам» прицельно сбросить бомбы.

Немецкие истребители прикрытия быстро оправились от неожиданности. Первыми под их удар попала пара Моторный — Пасечник, выходившая из атаки на Ме-110. «Аэрокобра» Гвардии капитана И. С. Пасечника от залпов «Фоккеров» и разрушилась в воздухе. Вскоре такая же участь постигла Як-1 младшего лейтенанта Никитина. Он преследовал одного FW-190, но не заметил, как другой противник зашёл в хвост его машины. По неизвестной причине ведущий пары не реагировал на предупреждение по рации и также погиб. Ещё 2 лётчика, в том числе командир полка Гвардии майор И. П. Моторный, посадили подбитые «Яки» на ближайшем полевом аэродроме.

Читай продолжение на следующей странице
AesliB