Он не покидал кресла пилота 73 года

Он сидел в своём металлическом кресле пилота на протяжении нескольких десятилетий, его останки, засыпанные землёй, покоились около речки. На берегу речки Хаджико, что течет среди живописных хребтов Западного...

Он сидел в своём металлическом кресле пилота на протяжении нескольких десятилетий, его останки, засыпанные землёй, покоились около речки.

На берегу речки Хаджико, что течет среди живописных хребтов Западного Кавказа, недалеко от поселка Марьино, местный житель нашел фрагменты истребителя ЛаГГ-3, разбросанные по склону хребта. Останки летчика обнаружены не были, хотя ходили слухи, будто их закопали. По номерам двигателя специалисты установили фамилию пилота. Им оказался младший лейтенант Фёдор Дмитриевич Полднев, проживавший до войны в станице Гниловской.

Со временем у пешеходного маршрута по берегу горной реки, на выступе скалы, был поставлен памятник лётчику. Позже к мемориалу в посёлке Лазаревское привезли гроб, в который положили пулеметные гильзы и фрагмент фюзеляжа. Все это торжественно предали земле. Но кубанские поисковики продолжили искать останки летчика.

Обследовали склоны горы, в том числе и металлоискателями. И павший герой «отозвался»: на одном из склонов, примерно в семидесяти метрах от места падения ЛаГГ-3, стали «названивать» металлические части кресла пилота. Останки летчика покоились в нём на нераскрывшемся парашюте. Наверное, пилот был тяжело ранен или убит, а кресло отбросило в сторону при столкновении самолёта с землей. Со временем тело засыпало листвой, а склон «съехал» ниже к реке.

В конце августа в хуторе Калинин прошел митинг и траурная церемония захоронения останков летчика-истребителя младшего лейтенанта Полднева Фёдора Дмитриевича. Семьдесят три года назад, при выполнении боевого задания, его самолет загорелся и разбился близ города Туапсе, сбив при этом три фашистских бомбардировщика.

Но вернёмся в прошлое. Уже не установить, как в посёлке Коммунар Курской области оказался донской казак из станицы Гниловской Дмитрий Полднев. Но известно, что он женился на красивой местной жительнице Татьяне. В 1920 году у них родился первенец Федя, три года спустя еще один сын, Михаил, в 1927 году — дочь Валя, в 1930-м мальчик Анатолий.

Как рассказала мне дочь Вали, Наталья Алексеевна, о дедушке в семье разговоры не велись. Наверное, в начале 1930-х Дмитрий Полднев был репрессирован, этим и объясняется молчание родных.

Примерно в 1932-м Татьяна Архиповна с четырьмя детьми переехала в Ростов. Наверное, родня мужа их приютила и помогла построить дом. В личном деле Фёдора Полднева есть адрес: «Город Ростов-на-Дону, Нижнегоспитальская набережная, 7».

Думаю, писари просто напутали и Нижнегниловскую превратили в Нижнегоспитальскую. В Ростове такой улицы никогда не было. Татьяна Архиповна где-то работала, дети учились — скорее всего, в школе № 77. Внучка Наташа вспоминает, что её мама Валя трудилась в рыбколхозе. В станице Гниловской рыбколхоз был один — на площади Рыбака. Очевидно, и жила семья неподалёку. Мальчишки, как и вся ребятня Гниловской, свободное от уроков время проводили на Дону или на лётном поле ОСОАВИАХИМа. Прыгать с парашютом было мечтой каждого. Фёдора Полднева тоже — на его фотографии виден значок парашютиста.

4 ноября 1939-го Фёдор стал курсантом Ейского военно-морского училища летчиков имени Сталина, которое он окончил в августе 1941-го, когда уже шла Великая Отечественная война.

Он не покидал кресла пилота 73 года

Младший лейтенант был направлен в 32-й истребительный авиаполк Черноморского флота. Его первая эскадрилья базировалась в станице Лазаревской Краснодарского края.

Летом 1942 года враг рвался к Черному морю, к базам флота. Гитлеровцы захватили город Майкоп. Ежедневно шли воздушные бои. 11 августа на порт Туапсе двинулась армада немецких бомбардировщиков. Остановить их вылетели несколько наших истребителей, в числе которых был и ЛаГГ-3 младшего лейтенанта Фёдора Полднева.

Он не покидал кресла пилота 73 года

Гитлеровцы к Туапсе не прорвались. Но в том бою пал смертью храбрых Фёдор Полднев.

В наградном листе, составленном за день до его гибели, 10 августа 1942 года, написано: «За время Великой Отечественной войны проявил себя инициативным воздушным бойцом, смело сочетая молодой задор с рассудком опытного лётчика. В результате имеет отличные показатели, как в технике пилотирования, так и в области умения воевать, смело дрался с превосходящими силами противника. Провёл восемь воздушных боёв самостоятельно, сбил три самолёта противника и один в группе».

19 января 1942 года, вылетев в район Новороссийска, заметил трёх бомбардировщиков противника типа Ю-88, идущих для бомбометания Новороссийска. Смелым манёвром атаковал звено и в результате продолжительных атак сбил один бомбардировщик типа Ю-88, который упал в районе села Николаевская на сушу.

16 июня 1942 года в районе Тамани вёл воздушный бой в составе четырёх ЛаГГ-3 с группой самолётов противника Ме-109. Смелыми атаками в составе группы сбил один Ме-109 и один подбил сам.
Примерно через полтора месяца, 3 августа 1942 года при отражении атак противника совершающего налёт на военно-морскую базу, расположенную в городе Туапсе, смело атаковал целое звено Хе-111, одного из них отбил из строя и сбил в районе Туапсинки. Причём остальные самолёты противника трусливо обратились в бегство, испугавшись одного русского самолёта.

За время Великой Отечественной войны Фёдор, согласно наградным документам, имел 127 боевых вылетов «без единой аварии. Предан партии Ленина-Сталина и Социалистической Родине».

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...
Adblock detector