Один из лучших воздушных бойцов советских ВВС Николай Китаев

Родился 22 Ноября 1917 года в селе Пичуга, ныне Дубовского района Волгоградской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов и школу ФЗУ. Работал в литейном цехе Сталинградского тракторного завода слесарем по ремонту оборудования. Окончил аэроклуб. С 1938 года в Красной Армии, в том же году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. После чего, в звании Младшего лейтенанта, служил в частях ВВС Западного Особого военного округа.

Участник Советско — Финляндской войны 1939 — 1940 годов, произвёл несколько десятков вылетов на штурмовку войск противника.

С Ноября 1941 года Старший лейтенант Н. Т. Китаев на фронтах Великой Отечественной войны. По Сентябрь 1942 года служил в 25-м ИАП, летал на МиГ-3. С Ноября 1942 года по Июль 1944 года — в 131-м ИАП (40-м Гвардейском ИАП), летал на ЛаГГ-3 и Ла-5.

Один из лучших воздушных бойцов советских ВВС Николай Китаев

К Марту 1943 года командир эскадрильи 40-го Гвардейского истребительного авиационного полка (217-я истребительная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Северо — Кавказский фронт) Гвардии старший лейтенант Н. Т. Китаев выполнил 183 боевых вылета, в 45 воздушных боях сбил 8 самолётов лично 8 — в составе группы.

1 Мая 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

В Июле 1944 года командир 40-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии подполковник Н. Т. Китаев был сбит огнём с земли, попал в плен и освобождён в 1945 году.

С 1946 года Гвардии подполковник Н. Т. Китаев — в запасе. Жил в посёлке Белыничи Могилёвской области. Умер 24 Марта 2000 года.

Награждён орденами: Ленина (дважды), Красного Знамени (дважды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени; медалями.

*    *    *

Николая Китаева называют одним из лучших воздушных бойцов советских ВВС. Его фамилию можно встретить в числе 30 самых результативных лётчиков — истребителей.

Свои первые боевые вылеты в Великой Отечественной войне Николай Китаев выполнил на самолёте МиГ-3 в Декабре 1941 года в составе 25-го истребительного авиационного полка.

С осени 1942 года служил уже в составе 131-го авиаполка, летал на ЛаГГ-3. Позднее полк был перевооружён на более совершенные Ла-5.

В составе этого полка Китаев прошёл с боями от Москвы до западной границы страны. Воевал на Северном Кавказе, сражался на Курском направлении, освобождал Украину. В Марте 1943 года, к моменту подписания представления на звание Героя Советского Союза, Китаев в 45 воздушных боях лияно сбил 8 и в группе 5 самолётов противника.

В 1943 году его боевые вылеты были особенно результативны, он одерживал победы в каждом втором бою, а среди сбитых им машин более половины составляли бомбардировщики. К концу года провёл уже около 100 воздушных боёв, одержал 27 личных и 8 групповых побед. Так, с Мая по Ноябрь 1943 года Гвардии капитан Н. Т. Китаев в 118 боевых вылетах провёл 48 воздушных боёв, лично сбил 17 самолётов (5 He-111, 1 Ju-88, 4 Ju-87, 4 Ме-109, 3 FW-190) и 3 — в группе (2 He-111 и Ju-87).

В ожесточённых боях в период Курской битвы он проявил себя блестяще, выдвинувшись в число наиболее ярких и талантливых воздушных бойцов. В Гостелерадиофонде сохранились его воспоминания об этих боях.

Согласно отчёта 8-й Гвардейской ИАД по итогам боёв в Июле 1943 года Гвардии капитан Н. Т. Китаев лично сбил 6 самолётов противника.

В 1943 году фамилия Китаева довольно часто упоминалась в газетах, боевых листках и «листовках — молниях». В одной их них, например, говорилось, что лётчики — истребители лейтенант Новиков и старший лейтенант Китаев всего за несколько дней боёв сбили вдвоем 9 вражеских машин. Слава о нём гремела по всем фронтам.

О тех днях вспоминает бывший командир 8-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии Гвардии полковник И. П. Ларюшкин:

«В Июне 1943 года, во время одного из воздушных боёв юго — восточнее города Суджа, мы рассеяли группу немецких истребителей, а 2 из них загнали на бреющем полёте в сторону Курска и потеряли из виду… Спустя некоторое время нам сообщили, что оба Ме-109 совершили вынужденную посадку на нашей территории.

Один из лучших воздушных бойцов советских ВВС Николай Китаев
Немедленно вылетевшие на По-2 Капитан Комоса и Герой Советского Союза Капитан Китаев нашли на большом, несколько заболоченном поле и на опушке леса 2 исправных истребителя Ме-109F последней модернизации. Оказалось, что на этих машинах летали немецкие лётчики — испытатели, решившие опробовать их в реальном бою. Но, после полученной встряски, удрали, а Курская магнитная аномалия «помогла» им потерять ориентировку, израсходовать горючее и сделать вынужденную посадку. Увидев бежавших к ним наших солдат, один из лётчиков застрелился, а другой сдался в плен.

Капитаны Комоса и Китаев решили лететь парой. Однако при выруливании для взлёта с опушки леса самолёт Китаева увяз в заболоченном месте. Комоса взлетел благополучно. Но по пути встретил группу «Яков». Пришлось уходить от них на бреющем. Вскоре он приземлился на базовом аэродроме у станции Солнечная. Правда там его не ждали и, приняв за немецкого пилота, чуть не побили…

Мы решили создать свой дивизионный учебный центр: полетать на немецких машинах, провести с ними воздушные бои, выяснить их лётные характеристики. Но из этой затеи ничего не вышло… Как только поднимались в воздух наши Ме-109, по ним начиналась стрельба с земли от наземных войск. Не помогли и закрашенные на них кресты. Проведя с «Мессерами» всего пару воздушных боёв, мы отправили их в Москву.

Читай продолжение на следующей странице
AesliB