Ударный экраноплан «ЛУНЬ» (проект 903)

Существенным отличием новой машины стало не только ракетное вооружение, но и расположение всей силовой установки в носовой части. Последнее, видимо, связано с размещением противокорабельных ракет «Москит» на корпусе лодки. В случае размещения газотурбинных двигателей на кормовой части аппарата, при пуске ракет возможно попадание продуктов сгорания в их воздухозаборники и как следствие, возникновение помпажных явлений в них. На «Луне» предусмотрели две РЛС — для целеуказания ракетам и навигации. Аппарат заложили на опытном заводе «Волга» в 1983-м и спустили на воду 16 июля 1986 года. В ходе испытаний на Каспии в 1989 году после одиночного пуска «Москита», закончившегося аварией, состоялся успешный залп двумя ракетами по мишени (БТЩ проекта 43бис). В том же году завершились государственные испытания аппарата, и он с 1990 по 1991 год прошёл опытную эксплуатацию.

Ударный экраноплан «ЛУНЬ» (проект 903)

Казалось, машине принадлежит будущее, но случилось непредвиденное. События, произошедшие в Советском Союзе на рубеже 1980-1990-х годов и начавшаяся «конверсия» производства вынудили конструкторов перейти на мирную продукцию. Что касается «Луня», то его списали не только по экономическим соображениям, но и из-за неопределённости заказчика в вопросах его боевого применения. В 1990-1991 годах на «Луне» провели натурные исследования, подтвердившие большие возможности экраноплана при ведении поисково-спасательных работ. Вслед за этим подготовили технический проект и приступили к переделке находившейся в постройке второй боевой машины в «Спасатель». Согласно официальным сообщениям, гражданский вариант «Луня» — «Спасатель» может транспортировать от 150 до 500 человек. Проектом на его борту предусматривался госпиталь с операционной и реанимационным помещением. Семь членов экипажа (без медицинского персонала) разместили в носовой кабине, а штурмана и команду спасателей — в кормовой, на вершине киля, откуда открывается прекрасный, почти круговой обзор. Но «Спасатель» так и не «встал на крыло» из-за отсутствия финансирования. Других же путей конверсирования ударного аппарата для решения мирных задач нет, поскольку конструкция «Луня» не допускает его переделку в транспортный вариант

Ударный экраноплан «ЛУНЬ» (проект 903)

Мы гордимся тем, что Россия является единственной страной, создавшей столь тяжёлые экранопланы, однако им уготована печальная участь, поскольку для них не нашлось места в системе вооружений. Не заинтересовались ими и американцы: видимо, они в состоянии решать аналогичные задачи другими средствами. Не могут существующие аппараты соперничать и с самолётами, предназначенными для гражданских целей. Дело в том, что созданные аппараты имели довольно низкую весовую отдачу, в частности, из-за переразмеренного горизонтального оперения, дополнительных стартовых двигателей. Строили их не на авиационном,а на судостроительном заводе «Волга» в Нижнем Новгороде. Построенный специально для экранопланов сборочный цех на заводе «Море» в Феодосии (Крым) так и не выпустил ни одной машины. Оставляют желать лучшего и крейсерские значения аэродинамического качества, что снижает экономическую эффективность экранопланов, хотя, например, в Заполярье и Арктике их эксплуатация была бы очень выгодна. К сожалению, «Лунь» появился с опозданием, поскольку к тому времени у командования ВМФ изменились взгляды на применение подобных аппаратов. Ставку сделали на транспортно-десантный экраноплан «Орлёнок».

Ударный экраноплан «ЛУНЬ» (проект 903)

Лётно-технические характеристики экраноплана проекта 903 «Лунь»

  • Размах крыла — 44,00 м
  • Длина — 73,80 м
  • Высота — 19,20 м
  • Площадь крыла— 550,00 м2
  • Масса:
  • пустого самолёта — 243000 кг
  • максимальная взлётная — 380000 кг
  • Тип двигателей — НК-87
  • Тяга — 8 x 13000 кгс
  • Максимальная скорость — 500 км/ч
  • Практическая дальность — 2000 км
  • Высота полёта на экране — 1-5 м
  • Мореходность — 5-6 баллов
  • Экипаж — 10 чел.
  • Вооружение: 6 ПУ ПКР 3М-80 Москит

источник: www.dogswar.ru

AesliB