В 1984 г. в ВВС стали поступать средние военно-транспортные самолеты Ил-76МД. Максимальная грузоподъемность самолета составила 48 т. Самолет имеет большую грузовую кабину (длина с рампой 24,5 м, ширина 3,45 м, высота 3,4 м). В 1995 г. совершил первый полет самолет Ил-76МФ, грузоподъемность которого достигла уже 60 т. Грузовая кабина самолета была увеличена по сравнению с Ил-76МД, и её длина составила 31,14 м. Заключенный между СССР и США в 1991 г. Договор СНВ-1 запрещал разработку, испытания и развертывание БРВЗ. Однако тридцатое согласованное заявление к этому договору допускало возможность использования МБР и БРПЛ для доставки объектов в верхние слои атмосферы или в космос с самолетов, не являющихся тяжелыми бомбардировщиками или бывшими тяжелыми бомбардировщиками. Это позволяло использовать транспортные самолеты для запуска ракет-носителей, создаваемых на основе БРПЛ. В 1990-е годы ГРЦ «КБ им. академика В.П. Макеева» совместно «КБ им. С.В. Ильюшина» в рамках работ по теме «Аэрокосмос» разрабатывался авиационный ракетно-космический комплекс с ракетами-носителями «Штиль», размещаемыми на самолетах Ил-76МД и Ил-76МФ.
Ракеты «Штиль» разрабатывались на базе серийной БРПЛ Р-29РМ. Ракета «Штиль-2А» имела стартовую массу около 40 т. При её создании предусматривалось внести минимальные изменения в конструкцию базовой БРПЛ, которые в основном касались боевого отсека. Ракета-носитель должна была размещаться горизонтально в грузовой кабине самолета Ил-76МД на специальной платформе и десантироваться с помощью вытяжной парашютной системы. Общая масса десантируемого груза (ракета с платформой) составляла 45-46 т.
При создании ракеты «Штиль-3А» предполагалась более глубокая модернизация ракеты Р-29РМ. Боевой отсек и двигательную установку разведения боевых блоков ракеты Р-29РМ планировалось заменить на новые двигательные установки третьей и четвертой ступеней и отсек полезной нагрузки. Ракета должна была размещаться на модернизированном самолете Ил-76МФ. Стартовая масса ракеты составляла 45 т, а ее длина — 18,7 м. Десантирование ракет-носителей типа «Штиль» предусматривалось при полете самолетов Ил-76МД и Ил-76МФ по специальной траектории, создающей «пониженную весомость» сбрасываемой ракеты. Высота полета самолета при этом должна была составлять 10-12 км, а скорость — 360-400 км/ч. 22 июля 1990 г. таким способом был выполнен сброс с самолета Ил-76МД самого тяжелого груза в истории отечественной авиации, масса которого составила 44,6 т. Проведенные в ходе работ по комплексу «Аэрокосмос» расчеты, а также испытания по сбросу моногрузов большой массы, подтвердили техническую реализуемость запуска модернизированных БРПЛ типа Р-29РМ массой до 45 т. с военно-транспортных самолетов Ил-76МФ и Ил-76МД.
После распада СССР производство самолетов семейства Ил-76 на Ташкентском авиационном производственном объединении имени В.П. Чкалова не имело перспективы. По решению Правительства России их производство было перенесено в Россию. ОАО «Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина» разработало технический облик модернизированного самолета Ил-76МД-90А, называемого также Ил-476. Производство модернизированного самолета было организовано ЗАО «Авиастар-СП» в г. Ульяновск. Тяжелый оперативно-стратегический транспортный самолет Ил-76МД-90А предназначен для межрегиональной перевозки войск, тяжелой крупногабаритной техники и грузов, а также десантирования личного состава, техники и грузов парашютным и посадочным способом. Самолет может транспортировать весь перечень вооружения и военной техники, применяемой воздушно-десантными войсками России, а также использоваться для превозки больных и раненых и тушения площадных пожаров. Максимальная грузоподъемность самолета составляет 60 т.
Ил-76МД-90А имеет грузовую кабину с хвостовым люком, через который может производиться парашютное десантирование техники и парашютистов. Длина грузовой кабины с рампой составляет 24,5 м, ширина 3,45 м, высота 3,4 м. Самолет может выполнять взлет и совершать посадку на грунтовых (с плотностью грунта до 7,5 кг/см2) и бетонных аэродромах с высотой от минус 300 до 3000 м над уровнем моря. Модернизация самолета, включающая установку современных двигателей, систем управления самолетом, нового крыла и усиленного шасси, значительно расширила эксплуатационные возможности самолета Ил-76МД-90А и увеличила точность самолетовождения и десантирования. В 2014 г. первый самолет Ил-76МД-90А поступил в военно-транспортную авиацию ВВС России. Контрактом предусмотрена поставка 39 самолетов.
Результаты проработок по теме «Аэрокосмос» позволяют рассматривать находящиеся на вооружении самолеты типа Ил-76, а также их новую модификацию Ил-76МД-90А в качестве носителя межконтинентальной БРПЛ «Синева», доработанной для воздушного старта. Возможно размещение на самолете и новой модификации этой ракеты «Лайнер». Ракета имеет стартовую массу 40,3 т и оснащена 10 боевыми блоками малого класса мощности с ложными целями. Самолет-носитель БРВЗ на базе самолета Ил-76МД-90А может не иметь внешне наблюдаемых отличительных признаков от однотипных с ним транспортных самолетов. Это будет способствовать снижению возможностей по его идентификации на фоне военно-транспортных самолетов этого типа и самолетов Ил-76 других модификаций.
Тактико-технические характеристики авиационного ракетного комплекса на базе самолета Ил-76МД-90А и БРПЛ «Лайнер»
- Самолет-носитель — на базе Ил-76МД-90А;
- Головной разработчик — ОАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина»;
- Максимальная взлетная масса, т 210;
- Максимальная грузоподъемность, т 60;
- Дальность полета с нагрузкой 52 т, км 5000;
- Крейсерская скорость, км/ч 820-850;
- Длина самолета, м 46,60;
- Высота самолета на стоянке, м 14,76;
- Размах крыла, м 50,50;
- Площадь крыла, м2 300,0;
- Количество двигателей 4;
- Тяга двигателя, максимальный режим/крейсерский режим, кг. 14500/3300;
- Общая вместимость топливных баков, л 109500;
- Размеры грузовой кабины (длина х ширина х высота), м 24,5 х 3,45 х 3,4;
- Число мест экипажа 5;
Баллистическая ракета — модернизированный вариант БРПЛ «Лайнер»
- Головной разработчик — ОАО «ГРЦ им. академика В.П. Макеева»;
- Стартовая масса, т ~ 40,3т;
- Максимальная дальность стрельбы, км — межконтинентальная;
- Длина ракеты, м 14,8;
- Максимальный диаметр корпуса, м 1,9;
- Тип топлива — жидкое;
- Тип системы управления — астрорадиоинерциальная;
- Число маршевых ступеней 3;
- Тип боевого оснащения — РГЧ ИН (до 10 боевых блоков малого класса мощности, либо 4 боевых блока среднего класса мощности);
- Размещение на самолете — горизонтальное внутрифюзеляжное;
- Число ракет на самолете — 1;
- Способ старта — парашютное десантирование через хвостовой люк.
автор: Кардашев М.А.
источник: www.dogswar.ru