Первые гвардейские корабли Советского Союза

Гвардейский эскадренный миноносец «Стойкий»

Первые гвардейские корабли Советского Союза

Этот эсминец был заложен в Ленинграде, на заводе №190 26 августа 1936 года по самому массовому довоенному проекту советских эсминцев. 26 декабря 1938 его спустили на воду, а 18 октября 1940 года «Стойкий» вступил в строй и вошел в состав Краснознаменного Балтийского флота. Он воевал с первого же дня войны, а славу этому кораблю принесло участие в уникальной операции по эвакуации советского гарнизона полуострова Ханко. Отряд кораблей для этой операции был сформирован 30 октября 1941 года, и в него, помимо многих других, вошли «Стойкий» и два других первых гвардейских корабля на Балтике — минзаградитель «Марти» и тральщик «Гафель». Но именно на «Стойком» держал флаг командующий эскадрой и руководитель операции вице-адмирал Валентин Дрозд, чье имя кораблю присвоили 13 февраля 1943 года, после гибели командующего. Эсминец прослужил на Балтике до 1960 года, последнее время — в качестве судна-цели.

Гвардейский минный заградитель «Марти»

Это самый старший среди всех первых гвардейский кораблей советского ВМФ. 1 октября 1983 года его заложили на датской верфи как царскую паровую яхту «Штандарт», и после спуска на воду 21 марта 1895 года он стал любимой яхтой последнего русского императора Николая II. В 1917 году на его борту располагался Центробалт — командование революционных матросов, а после легендарного Ледового похода из Гельсингфорса в Кронштадт яхту поставили на хранение. И только в 1936 году корабль вернулся на службу: его переоборудовали в минный заградитель. Войну «Марти», получивший это имя в 1938 году, встретил 22 июня на рейде Таллина, а уже в ночь на 23 июня вышел на первую боевую постановку мин. Всего за время войны «Марти» совершил 12 боевых походов, поставил 3159 мин и сбил 6 самолетов противника. Он оставался в строю до 1961 года, принеся последнюю пользу флоту как корабль-мишень для ракетных стрельб.

Первые гвардейские корабли Советского Союза

Минный заградитель «Марти». 

Гвардейский тральщик «Гафель»

Первые гвардейские корабли Советского Союза

Еще один участник легендарного похода к Ханко, тральщик «Гафель» был заложен в Ленинграде 12 октября 1937 года по проекту 53у — самому массовому проекту базовых тральщиков 1930-40 годов. 23 июля 1939 года он вступил в строй и вошел в состав Балтфлота. Участвовал в Зимней войне, встретил войну в Кронштадте, прославился как активный участник эвакуации защитников Ханко, занимался тралением до конца войны и закончил службу на флоте 1 сентября 1955 года.

Гвардейский крейсер «Красный Кавказ»

Первые гвардейские корабли Советского Союза

Был заложен в Николаеве в 1913 году как легкий крейсер «Адмирал Лазарев», но в 1918 году строительство прервали. Возобновилось оно только в 1927 году, уже после того, как корабль переименовали в «Красный Кавказ». Он вступил в строй 25 января 1932 года, став самым современным на тот момент кораблем советского флота — и последним в его составе, который был заложен еще в царской России. Войну крейсер встретил в Севастополе, и уже 23 и 24 июня занялся постановкой минных заграждений на подходах к Севастопольской гавани. «Красный Кавказ» участвовал в обороне Одессы и Севастополя, в Керченско-Феодосийском десанте в конце декабря 1941 года. Именно в Феодосии 4 января 1942 года во время бомбежки крейсер получил тяжелейшие повреждения, которые на полгода поставили его на ремонт. Но уже в августе 1942-го «Красный Кавказ» вернулся в строй, и служил до 21 ноября 1952 года, когда, уже разоруженный и превращенный в корабль-мишень, сослужил последнюю службу, приняв в себя противокорабельную крылатую ракету с бомбардировщика Ту-4. Символично, что произошло это в районе Феодосии, а из списков судов флота корабль исключили 3 января 1953 года.

автор: Сергей Антонов

источник: rusplt.ru

AesliB